СМИ и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:49, статья

Краткое описание

Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции государство осуществляет непосредственный контроль над радиовещанием и телевидением. Часть 3 ст. 20 испанской Конституции предусматривает регулирование законом организации СМИ, принадлежащих государству или публичным корпорациям, и парламентского контроля в отношении их.

Файлы: 1 файл

СМИ и государство.docx

— 26.61 Кб (Скачать)

Злоупотребление правами  и нарушение обязанностей со стороны  журналиста влечет применение различных  санкций, в том числе и запрещение заниматься журналистской деятельностью. Часть 6 ст. 14 греческой Конституции предусматривает такое наказание в случае неоднократного совершения тяжких злоупотреблений свободой печати (оскорбление религии, личности Президента и др.). 

Во многих странах  журналисты основывают свою деятельность на соблюдении кодекса профессиональной этики, который, в частности, требует  распространять только точные и сбалансированные сообщения, исправлять неправильную информацию, проводить четкое различие между  распространяемой информацией и  собственными комментариями, не допускать  распространения клеветнических утверждений, уважать право на личную жизнь, а  также право на справедливое судебное разбирательство. 

В заключение этого  пункта приведем соответствующие положения  Конституции Португалии, которая  в отличие от греческой Конституции, содержащей лишь отсылочную норму, регулирует статус журналистов с определенной степенью подробности. В ст. 38, ч. 1 которой  гарантирует свободу печати, ч. 2 устанавливает, что эта свобода  означает:

свободу слова и  творчества журналистов и литературных работников, а также воздействие  журналистов на содержательно-стилистическую ориентацию соответствующих СМИ, кроме  случаев, когда СМИ принадлежат  государству либо имеют доктринальный  или конфессиональный характер; \

право журналистов  на доступ в рамках закона к источникам информации и на защиту независимости  и профессиональной тайны, а также  право на избрание редакционных советов; \

право на учреждение газет и любых других печатных изданий, не требующее разрешения администрации, поручительства или предварительного признания полномочий (последнее, впрочем, относится не только к журналистам). \ 

Конституционно-правовое регулирование СМИ 
 

Правовая регламентация  статуса СМИ – необходимое  условие их функционирования в цивилизованном обществе. Конституционное право зарубежных стран наряду с рассмотренными выше – в п. 5 § 4 гл. III правом человека на информацию и вытекающими отсюда другими его правами и свободами регулирует статус СМИ, который призван, с одной стороны, обеспечить реализацию упомянутых прав и свобод, а с другой – гарантировать общество от злоупотребления столь мощным орудием воздействия на сознание, каким являются СМИ.  

Этот статус лишь самым общим, рамочным образом намечается в конституциях, однако новейшие конституции  уделяют ему явно больше места, чем  прежние. При этом особое внимание уделяется  электронным СМИ, влияние которых  ныне максимальное. 

Так, в Польше уже  в 1992 году был учрежден новый конституционный  орган – Всепольский совет радиовещания и телевидения, положения о котором вошли также в ныне действующую Конституцию 1997 года. Положения о радио и телевидении включены и в новую швейцарскую Конституцию. 

В деталях конституционно-правовой статус СМИ регулируется текущим  законодательством. В этой связи  можно указать на такие законодательные  акты Франции, как действующий доныне с поправками Закон о свободе  печати 1881 года, Закон об ограничении  концентрации и обеспечении финансовой гласности и плюрализма предприятий  печати 1984 года, Закон о реформе  правового положения прессы 1986 года, Закон о свободе коммуникации 1986 года.  

В Австрии соответствующие  общественные отношения регулируются Федеральным законом об обеспечении  независимости радио и телевидения 1974 года, Федеральным законом о  задачах и организации APT (Австрийского радио и телевидения) 1974 года, в  США – Законом о свободе  информации 1966 года, в Великобритании – Законом о коммерческом телевидении 1963 года и др. Кроме законов, специально регулирующих проблематику СМИ, она  подчас затрагивается иными законодательными актами. 

\Ответственность  за нарушения законодательства  о СМИ 
 

Здесь прежде всего следует выделить ответственность за злоупотребления свободой печати. 

Французский Закон  о свободе печати карает злоупотребления, выразившиеся, в частности, в подстрекательстве  к совершению преступных деяний (краж, убийств, грабежей, поджогов и пр.), даже если сами деяния не были совершены, штрафами и/или тюремным заключением. За подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию по отношению к лицу или группе лиц по причине их принадлежности или непринадлежности к этнической группе, нации, расе или определенной религии предусмотрено тюремное заключение сроком от одного месяца до одного года и штраф от 2 тыс. до 300 тыс. франков или одно из этих наказаний. 

Шведский закон, образующий составную часть конституции, –  Акт о свободе печати 1974 года характеризует  как преступление против этой свободы  противозаконное высказывание в  печати или противозаконное опубликование  в печати высказывания (§ 1 гл. 7). Такими высказываниями считаются сведения, составляющие государственную измену, подстрекательство к войне, шпионаж, измену родине или ее обман, подстрекательство  к преступлению, распространение  слухов, угрожающих безопасности государства, клевету, оскорбление, незаконное разглашение  официальных документов либо иной тайны  и некоторые другие (§ 4 и 5 гл. 7). 

Во Франции Закон  о свободе печати запрещает такие  деяния, например, как оскорбление  Президента речами, выкриками или  угрозами в общественных местах или  местах скопления народа либо плакатами  и афишами, выставленными на виду у публики, а также недобросовестные публикации, распространение или  воспроизведение любым путем  ложных, сфабрикованных и фальсифицированных сообщений, равно как сообщений, ложно приписываемых третьим  лицам, вызвавших возмущение общественного  спокойствия либо могущих привести к такому результату. 

Законодательство  многих стран предусматривает ответственность  за диффамацию, то есть распространение  порочащих сведений. В отличие  от также наказуемой клеветы, при  которой такие сведения заведомо ложны, при диффамации они могут  быть правдивы или лицо может считать  их правдивыми. 

Во Франции под  диффамацией Закон о свободе  печати понимает обвинение в фактах и деяниях, порочащих честь или  наносящих ущерб репутации лица или группы лиц, которым они приписываются. Различается диффамация по отношению  к государственным органам и  учреждениям и их должностным  лицам и диффамация по отношению  к частным лицам.  

Представители публичной  власти наряду с привлечением печатного  органа к ответственности за клевету  или диффамацию вправе требовать  бесплатного исправления допущенных печатным органом неточностей, связанных  с их служебными действиями. Они  также имеют право бесплатно  опубликовать в печатном органе в  трехдневный срок объяснение своих  действий, однако объем этого объяснения не может превышать объема первоначального  материала, неточно изложившего  указанные действия. 

Во многих странах  установлены ограничения для  СМИ в отношении освещения  деятельности государственных органов, участвующих в судебной и квазисудебной деятельности. Так, во Франции запрещено публиковать обвинительное заключение и другие документы уголовного или исправительного процесса, пока они не оглашены в открытом судебном заседании, помещать отчеты о работе парламентских следственных комиссий, о работе или заседаниях Высшего совета магистратуры (кроме сообщений председателя Совета или его заместителя).  
 

Штраф до 90 тыс. франков  грозит за использование в залах  судебных заседаний при рассмотрении дел звукозаписывающих устройств, теле- и кинокамер. Фотографирование возможно лишь в исключительных случаях  с разрешения министра юстиции. Судьи  и трибуналы могут запретить  публикацию отчетов о судебном разбирательстве  любого гражданского дела. В США  неуважением к суду признается публикация, которая может затруднить ведение  судебного разбирательства и  спровоцировать необъективность судей. 

Что касается санкций  за нарушения, связанные со свободой печати, то помимо упомянутых тюремного  заключения и штрафа применяются  и другие. Так, согласно ч. 5 ст. 20 Конституции Испании арест публикаций, записей и других средств передачи информации может производиться только судебным решением, однако законом предусмотрено, что в отношении периодических изданий может быть установлено запрещение выпуска до решения суда. 

В случае установления преступления против свободы печати соответствующее печатное издание  может быть конфисковано, что, например, в соответствии с § 7 гл. 7 Акта о  свободе печати Швеции означает уничтожение  всех его экземпляров, предназначенных  к выпуску в свет, и приведение в негодность матриц, литографических  камней, стереотипов, печатных форм и  других подобных предметов, предназначенных  исключительно для печати данного  материала. 

Согласно частям третьей и четвертой ст. 21 итальянской  Конституции конфискация может  быть применена лишь на основании  мотивированного акта судебной власти. В случае абсолютной безотлагательности и при невозможности своевременного вмешательства судебной власти конфисковать периодическое издание могут  должностные лица судебной полиции, которые обязаны незамедлительно  и не позднее чем через 24 часа довести об этом до сведения судебной власти. Если последняя не утвердит конфискацию в течение последующих 24 часов, конфискация утрачивает силу. 

Конституция Греции (ч. 3 и 4 ст. 14) содержит общее запрещение конфискации газет и других печатных изданий до или после их выхода в свет.  

Однако в исключительных случаях конфискация разрешается  по приказу прокурора после выхода в свет:

за оскорбление  христианской или любой другой признаваемой религии;

за оскорбление  личности Президента Республики;

если публикация содержит сведения о составе и  вооружениях вооруженных сил  или об оборонительных сооружениях  страны или своим содержанием  призывает к свержению режима силой либо направлена против территориальной  целостности государства;

если содержание публикации носит непристойный характер, посягающий на общественную нравственность в указанных законом случаях. 

Прокурор во всех этих случаях обязан в течение 24 часов после конфискации передать дело в распорядительное заседание  суда; если в течение следующих 24 часов суд не подтвердит конфискацию, она отменяется. Апелляционное и  кассационное обжалование разрешается  издателю или другому лицу, выпустившему конфискованное издание, а также  прокурору.

Информация о работе СМИ и государство