Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:49, статья
Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции государство осуществляет непосредственный контроль над радиовещанием и телевидением. Часть 3 ст. 20 испанской Конституции предусматривает регулирование законом организации СМИ, принадлежащих государству или публичным корпорациям, и парламентского контроля в отношении их.
Злоупотребление правами
и нарушение обязанностей со стороны
журналиста влечет применение различных
санкций, в том числе и запрещение
заниматься журналистской деятельностью.
Часть 6 ст. 14 греческой Конституции предусматривает
такое наказание в случае неоднократного
совершения тяжких злоупотреблений свободой
печати (оскорбление религии, личности
Президента и др.).
Во многих странах
журналисты основывают свою деятельность
на соблюдении кодекса профессиональной
этики, который, в частности, требует
распространять только точные и сбалансированные
сообщения, исправлять неправильную информацию,
проводить четкое различие между
распространяемой информацией и
собственными комментариями, не допускать
распространения клеветнических утверждений,
уважать право на личную жизнь, а
также право на справедливое судебное
разбирательство.
В заключение этого пункта приведем соответствующие положения Конституции Португалии, которая в отличие от греческой Конституции, содержащей лишь отсылочную норму, регулирует статус журналистов с определенной степенью подробности. В ст. 38, ч. 1 которой гарантирует свободу печати, ч. 2 устанавливает, что эта свобода означает:
свободу слова и творчества журналистов и литературных работников, а также воздействие журналистов на содержательно-стилистическую ориентацию соответствующих СМИ, кроме случаев, когда СМИ принадлежат государству либо имеют доктринальный или конфессиональный характер; \
право журналистов на доступ в рамках закона к источникам информации и на защиту независимости и профессиональной тайны, а также право на избрание редакционных советов; \
право на учреждение
газет и любых других печатных
изданий, не требующее разрешения администрации,
поручительства или предварительного
признания полномочий (последнее, впрочем,
относится не только к журналистам).
\
Конституционно-правовое
регулирование СМИ
Правовая регламентация
статуса СМИ – необходимое
условие их функционирования в цивилизованном
обществе. Конституционное право зарубежных
стран наряду с рассмотренными выше –
в п. 5 § 4 гл. III правом человека на информацию
и вытекающими отсюда другими его правами
и свободами регулирует статус СМИ, который
призван, с одной стороны, обеспечить реализацию
упомянутых прав и свобод, а с другой –
гарантировать общество от злоупотребления
столь мощным орудием воздействия на сознание,
каким являются СМИ.
Этот статус лишь
самым общим, рамочным образом намечается
в конституциях, однако новейшие конституции
уделяют ему явно больше места, чем
прежние. При этом особое внимание уделяется
электронным СМИ, влияние которых
ныне максимальное.
Так, в Польше уже
в 1992 году был учрежден новый конституционный
орган – Всепольский совет радиовещания
и телевидения, положения о котором вошли
также в ныне действующую Конституцию
1997 года. Положения о радио и телевидении
включены и в новую швейцарскую Конституцию.
В деталях конституционно-
В Австрии соответствующие
общественные отношения регулируются
Федеральным законом об обеспечении
независимости радио и
\Ответственность
за нарушения законодательства
о СМИ
Здесь прежде всего
следует выделить ответственность за
злоупотребления свободой печати.
Французский Закон
о свободе печати карает злоупотребления,
выразившиеся, в частности, в подстрекательстве
к совершению преступных деяний (краж,
убийств, грабежей, поджогов и пр.), даже
если сами деяния не были совершены, штрафами
и/или тюремным заключением. За подстрекательство
к дискриминации, ненависти или насилию
по отношению к лицу или группе лиц по
причине их принадлежности или непринадлежности
к этнической группе, нации, расе или определенной
религии предусмотрено тюремное заключение
сроком от одного месяца до одного года
и штраф от 2 тыс. до 300 тыс. франков или
одно из этих наказаний.
Шведский закон, образующий
составную часть конституции, –
Акт о свободе печати 1974 года характеризует
как преступление против этой свободы
противозаконное высказывание в
печати или противозаконное
Во Франции Закон
о свободе печати запрещает такие
деяния, например, как оскорбление
Президента речами, выкриками или
угрозами в общественных местах или
местах скопления народа либо плакатами
и афишами, выставленными на виду
у публики, а также недобросовестные
публикации, распространение или
воспроизведение любым путем
ложных, сфабрикованных и фальсифицированных
сообщений, равно как сообщений,
ложно приписываемых третьим
лицам, вызвавших возмущение общественного
спокойствия либо могущих привести
к такому результату.
Законодательство
многих стран предусматривает
Во Франции под
диффамацией Закон о свободе
печати понимает обвинение в фактах
и деяниях, порочащих честь или
наносящих ущерб репутации лица
или группы лиц, которым они приписываются.
Различается диффамация по отношению
к государственным органам и
учреждениям и их должностным
лицам и диффамация по отношению
к частным лицам.
Представители публичной
власти наряду с привлечением печатного
органа к ответственности за клевету
или диффамацию вправе требовать
бесплатного исправления
Во многих странах
установлены ограничения для
СМИ в отношении освещения
деятельности государственных органов,
участвующих в судебной и квазисудебной
деятельности. Так, во Франции запрещено
публиковать обвинительное заключение
и другие документы уголовного или исправительного
процесса, пока они не оглашены в открытом
судебном заседании, помещать отчеты о
работе парламентских следственных комиссий,
о работе или заседаниях Высшего совета
магистратуры (кроме сообщений председателя
Совета или его заместителя).
Штраф до 90 тыс. франков
грозит за использование в залах
судебных заседаний при рассмотрении
дел звукозаписывающих
Что касается санкций
за нарушения, связанные со свободой
печати, то помимо упомянутых тюремного
заключения и штрафа применяются
и другие. Так, согласно ч. 5 ст. 20 Конституции
Испании арест публикаций, записей и других
средств передачи информации может производиться
только судебным решением, однако законом
предусмотрено, что в отношении периодических
изданий может быть установлено запрещение
выпуска до решения суда.
В случае установления
преступления против свободы печати
соответствующее печатное издание
может быть конфисковано, что, например,
в соответствии с § 7 гл. 7 Акта о
свободе печати Швеции означает уничтожение
всех его экземпляров, предназначенных
к выпуску в свет, и приведение
в негодность матриц, литографических
камней, стереотипов, печатных форм и
других подобных предметов, предназначенных
исключительно для печати данного
материала.
Согласно частям
третьей и четвертой ст. 21 итальянской
Конституции конфискация может
быть применена лишь на основании
мотивированного акта судебной власти.
В случае абсолютной безотлагательности
и при невозможности
Конституция Греции
(ч. 3 и 4 ст. 14) содержит общее запрещение
конфискации газет и других печатных изданий
до или после их выхода в свет.
Однако в исключительных
случаях конфискация
за оскорбление христианской или любой другой признаваемой религии;
за оскорбление личности Президента Республики;
если публикация содержит сведения о составе и вооружениях вооруженных сил или об оборонительных сооружениях страны или своим содержанием призывает к свержению режима силой либо направлена против территориальной целостности государства;
если содержание
публикации носит непристойный характер,
посягающий на общественную нравственность
в указанных законом случаях.
Прокурор во всех
этих случаях обязан в течение 24
часов после конфискации