СМИ и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:49, статья

Краткое описание

Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции государство осуществляет непосредственный контроль над радиовещанием и телевидением. Часть 3 ст. 20 испанской Конституции предусматривает регулирование законом организации СМИ, принадлежащих государству или публичным корпорациям, и парламентского контроля в отношении их.

Файлы: 1 файл

СМИ и государство.docx

— 26.61 Кб (Скачать)

СМИ и государство 
 

Одно из направлений  законодательного регулирования СМИ  – это государственный контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить три варианта: прямое государственное управление, косвенное управление и контроль через специальные государственные органы. 

Прямое государственное  управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой  объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и  финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции государство осуществляет непосредственный контроль над радиовещанием и телевидением. Часть 3 ст. 20 испанской Конституции предусматривает регулирование законом организации СМИ, принадлежащих государству или публичным корпорациям, и парламентского контроля в отношении их.  

Французский Закон  о свободе коммуникации предусматривает, что государственное руководство  радиовещанием и телевидением осуществляется Национальной комиссией по коммуникации и свободам, которая представляет собой независимый административный орган из 13 членов, назначенных декретом. Финансируется она из государственного бюджета. Председатель комиссии вправе обращаться в суд от имени государства. Комиссия, в частности, выдает разрешения на эксплуатацию сетей кабельного радиовещания и телевидения на территории коммун или их союзов. 

Косвенное государственное  управление осуществляется обычно через  публичные корпорации, имеющие соответствующий  контракт с государством или получившие от него лицензию. Имея определенные рычаги воздействия на эти корпорации, государство, однако, не ответственно за их политические ориентации. Корпорации автономны в  финансовой сфере и являются юридическими лицами. Государство не вмешивается  в их текущую деятельность, а держатели  лицензий находятся под опекой специализированных органов. 

Французский Закон  о свободе коммуникации устанавливает, что государству принадлежит  весь капитал национальных обществ программ телерадиовещания, осуществляющих функции публичной службы на территории страны. Уставы их утверждаются декретом. Правительство может в любое время предложить национальным обществам включить в программу и распространить любое заявление или сообщение. 

Государственный контроль за деятельностью СМИ через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами. Упомянутый выше Всепольский совет радиовещания и телевидения имеет своей задачей стоять на страже свободы слова, реализации права граждан на информацию, а также общественного интереса в радиовещании и телевидении. Члены этого Совета назначаются Сеймом, Сенатом и Президентом, он может издавать распоряжения и постановления, имеющие подзаконный характер. 

Экономическим средством  воздействия на СМИ со стороны  государства служит регулирование  публикации рекламы частных предприятий. Во Франции государственные телерадиостанции могут зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени. В США правом регулировать публикацию рекламных передач наделены такие государственные органы, как Министерство энергетики, Федеральная торговая комиссия, Федеральное управление внутренних доходов. 

В периоды избирательных  кампаний в Великобритании запрещается  покупать эфирное время для рекламирования кандидатов, в США установлены  ограничения рекламных расходов на эти цели, иногда политическим партиям  ограничивается доступ к эфиру и  т.д. Деятельность СМИ во время агитационных предвыборных кампаний часто регулируется избирательным законодательством (см. п. 8 § 3 гл. VII). 

Государство воздействует на СМИ, также предоставляя определенные льготы или лишая их. Такие льготы заключаются, например, в освобождении от подоходного налога поступлений от продажи политических газет и журналов, в снижении или освобождении от налога на счета типографий за верстку и тиражирование политических, образовательных и профсоюзных газет (Италия), установление льготных тарифов издателям при перевозке бумаги и печатной продукции, при использовании почтовой, телеграфной и телефонной связи (США, Великобритания). 

В ряде стран на СМИ  возлагается обязанность представлять информацию о своих финансах, причем обязанность эта порой возводится на конституционный уровень. Так, ч. 9 ст. 14 Конституции Греции гласит, что закон может предусмотреть опубликование источников финансирования газет и периодических изданий. Сходное положение содержит ч. 5 ст. 30 Конституции Румынии, согласно которой закон может обязать СМИ публично сообщать об источниках своих средств. 

Государственный контроль над СМИ проявляется и в  виде ограничений деятельности СМИ  при чрезвычайных условиях. Французский  Закон о чрезвычайном положении 1955 года наделил административные власти правом осуществлять в соответствующем  случае контроль за прессой. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Испании, в условиях исключительного или осадного положения действие права на информацию может быть приостановлено

Информированность общества – один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его  цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой – путем правового регулирования условий и гарантий этого процесса.  

Особое значение принадлежит массовой информации, которая  собирается и распространяется специальными публичными и частными учреждениями – информационными агентствами, а также газетами, журналами и  другими периодическими печатными  изданиями, радио и телевидением, которые в совокупности своей  именуются средствами массовой информации. 

Одна из задач  СМИ – собственно информирование общества обо всем, что представляет или может представлять интерес  для него или его составных  частей. Например, специализированные официальные органы печати, упоминаемые  подчас в конституциях, публикуют  без каких-либо комментариев тексты законов и других правовых актов. Например, ч. 3 ст. 88 Конституции Болгарии упоминает в этой связи «Дыржавен вестник» («Государственный вестник»), а ч. 1 ст. 82 германского Основного закона – «Бундесгезетцблатт» («Федеральный вестник законов»), 

Однако такая задача в чистом виде осуществляется СМИ  достаточно редко, скорее как исключение из правила. А правило заключается  в том, что отбор информации и  способ ее подачи используются для  внесения в сознание читателей, зрителей и слушателей определенных идей, для  побуждения к определенной деятельности или определенному поведению. Эта  задача СМИ может быть охарактеризована как идеологическая или политическая. При этом чем выше степень политизированности общества, чем сильнее накал политической борьбы, тем значительнее роль СМИ в политическом процессе, тем ярче проявляется их политико-идеологическая функция. 

СМИ взаимодействуют  с различными элементами политической системы, прежде всего с государством и политическими партиями и особенно в ходе избирательных и подобных политических кампаний. Государство и политические партии весьма часто выступают учредителями СМИ и доводят через них до всеобщего сведения свои политические платформы, программы, установки. 

В зависимости от политико-идеологических пристрастий  отдельные СМИ пытаются воздействовать определенным образом на общественное сознание: концентрируют внимание только на положительных или только на отрицательных  моментах программ и деятельности политических институтов, преувеличивают или преуменьшают различия между политическими программами, порой сводя их к абсурду, активно  обсуждают личности политических деятелей, их публичные высказывания и частную  жизнь и т.д.  

На базе этой информации у избирателей формируются представления о тех или иных партиях, тех или иных деятелях, а уже этими представлениями во многом определяется политическое поведение избирателей, в частности голосование за те или иные партийные списки, тех или иных кандидатов, те или иные варианты решений, принимаемых путем референдума. 

Стремясь заручиться доверием возможно большего числа зрителей, читателей, слушателей, многие из которых  предпочитают получать информацию, не сдобренную политическими предпочтениями, СМИ нередко объявляют себя независимыми, хотя в действительности независимы лишь очень немногие из них. 

С государством и  его органами СМИ связаны двояко: как объект управления со стороны  государства и как инструмент политического воздействия на него. Государство регулирует статус СМИ, а будучи учредителем конкретных СМИ, определяет их политический курс. С другой стороны, СМИ могут способствовать или препятствовать принятию определенного  законодательного акта, совершению правительством и его органами определенных политических акций, и даже отставка того или иного  государственного деятеля может  быть подготовлена или предопределена деятельностью СМИ. Они, таким образом, выступают по отношению к государству  как некий социальный контролер, и в этом смысле оправдано условное определение их как «четвертой ветви  власти». 

Идеологическая функция  СМИ проявляется и в их способности  создавать, распространять, мотивировать и в известной мере охранять социальные ценности государства и общества. Они играют существенную роль в формировании у личности, социальной группы определенных политических, правовых, нравственных позиций. 

Осознанному поведению (законопослушному или нет) всегда предшествует определенное восприятие нормативных  предписаний. Прежде чем правила, нормы  поведения будут воплощены в  реальную деятельность, субъект подвергается информационному воздействию этих норм. Информация заключает в себе сведения о должном, дозволенном  или запрещенном поведении людей, о неблагоприятных последствиях невыполнения или ненадлежащего  выполнения требований государства.  

Государственные предписания  переводятся в поведение людей  не автоматически, а лишь через их сознание. Многие действия могут быть признаны успешными лишь в том  случае, если им обеспечены положительная  оценка и реакция общества и государства, что в немалой степени опосредуется деятельностью СМИ. В этом смысле можно говорить о взаимодействии их информационной и идеологической функций. 

Учитывая воздействие  СМИ на сознание и поведение людей, имея в виду возможность и опасность  злоупотребления таким воздействием, общество стремится оградить себя от такого злоупотребления, в частности  посредством конституционных запретов. Например, ч. 1 ст. 14 Конституции Греции устанавливает ответственность за содержание публикаций, носящих непристойный характер, посягающих на общественную нравственность.  

Имеющий конституционный  характер шведский Акт о свободе  печати 1974 года запрещает демонстрацию порнографических изображений в  публичных местах, а также рассылку либо иное распространение изобразительных  и печатных произведений, создающих  опасность для нравственного  воспитания (§ 2 гл. 6). 

Во многих странах  СМИ не вправе воспроизводить клевету  на страну и нацию, подстрекательство  к агрессивной войне, национальной, расовой, классовой, религиозной вражде, дискриминации, территориальному сепаратизму, публичному насилию, непристойные проявления, противоречащие укладу общественной жизни, добрым нравам (см., например, ч. 7 ст. 30 Конституции  Румынии, часть шестую ст. 21 Конституции  Италии, ч. 3 ст. 14 Конституции Греции).

Статус журналиста 
 

Именно журналист, непосредственно собирающий информацию и подготавливающий сообщения для  последующего распространения, представляет собой ключевую фигуру в СМИ. Деятельность его основана, как правило, на договорных отношениях с редакциями СМИ. Основы его статуса регулируются законодательно, но иногда эта функция уже упоминается  в конституциях, хотя и крайне редко. Так, согласно ч. 8 ст. 14 Конституции Греции условия и квалификации, требуемые для занятия журналистской деятельностью, устанавливаются законом. 
 

Возможно выделить следующие общие права журналиста: искать, получать и распространять информацию, посещать с этой целью государственные органы и учреждения, органы и учреждения общественных объединений или их пресс-бюро, получать доступ к документам и материалам, за установленными законом исключениями, копировать документы и материалы, производить записи, посещать специально охраняемые места стихийных и технологических бедствий, боевых действий, массовых мероприятий и т.п., публиковать свои личные оценки и суждения, распространять подготовленный материал под своим именем или псевдонимом либо анонимно (согласно § 1 гл. 3 шведского Акта о свободе печати нельзя обязывать автора печатного произведения помещать в нем свое имя, псевдоним или знак, указывающий на принадлежность произведения). 

К обязанностям журналиста можно отнести: проверять достоверность  сообщаемой информации; сохранять конфиденциальность информации и ее источника, если иное не установлено законом; получать согласие лица или его законных представителей на распространение сведений о его  личной жизни; ставить в известность  лицо, дающее информацию, об использовании  для ее фиксирования технических  средств; предъявлять по требованию редакционное удостоверение; уважать права, законные интересы, честь и достоинство лиц и организаций. 

Информация о работе СМИ и государство