Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:18, контрольная работа
Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной
Инфраструктуры муниципального образования.
│Денежные││ Помощь ││ Льготы ││ Субсидии ││Компенсации│
│пособия ││ в натуральной ││ (скидки) ││ (целевые ││(возмещение│
└────────┘│форме
(продукты,││при оплате││
│ одежда) ││ряда услуг││оплаты услуг)││ расходов)│
└────────────────┘└──────────┘
Муниципальная политика в области социальной защиты и поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.
Критерии и механизмы оказания социальной поддержки на муниципальном уровне.
К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:
1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего
прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов.
2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность
самообслуживания.
3. Утрата жилища и имущества.
Категории граждан,
нуждающихся в социальной поддержке, приведены
на рис.
┌─────────────────────────────
│ Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке │
└────────────────────┬────────
┌───────────────┬─┴───────────
┌───────┴────────┐┌─────┴────┐
│Нетрудоспособные││Малоимущие│
└─┬─────┬──┬──┬──┘└──────────┘
┌─┴──┐┌─┴─┐│┌─┴─┐ ┌─┴──┐│┌─┴──┐ ┌──┴───┐
│Пен-││Ин-│││Де-│ │Без-│││Бе- │ │Без │
│сио-││ва-│││ти │ │ра- │││жен-│ │опре- │
│не- ││ли-│││ │ │бот-│││цы и│ │делен-│
│ры ││ды │││ │ │ные │││пе- │ │ного │
└────┘└───┘│└───┘ └────┘││ре- │ │места │
│ ││се- │ │жи- │
│ ││лен-│ │тель- │
│ ││цы │ │ства │
│ │└────┘ └──────┘
┌──────────┴───────────────┐
┌───────┴─────────────────────
│ Граждане, находящиеся │ │ Пострадавшие при чрезвычайных │
│ на попечении государства │ │ ситуациях (пожары, наводнения, │
│ (в домах престарелых, │ │ землетрясения, радиационное │
│ инвалидов и т.д.) │ │ воздействие и др.) │
└──────────────────────────┘
└─────────────────────────────
Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются
специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.
Социальная защита
и поддержка населения
программного подхода. Можно выделить два вида программ: объектные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС).
Для реализации
муниципальной политики в сфере
социальной поддержки населения в муниципальных
образованиях создаются различные учреждения
социального обслуживания, а в структуре
местных администраций - органы (отделы,
комитеты, департаменты) социальной защиты.
Структура этих органов и учреждений зависит
от финансовых возможностей муниципального
образования, сложившейся системы управления,
наличия необходимых специалистов. Она
представлена на рис.
┌─────────────────────────────
│ Субъекты социальной защиты │
│ населения в муниципальном образовании │
└─────┬───────────────────────
\/ \/
┌─────────────────────────────
│ Органы управления социальным │ │ Учреждения │
│ обслуживанием │ │ социального обслуживания │
└──┬───────┬───────┬───────┬──
\/ \/ \/ \/ \/ \/ \/ \/
┌─────┐┌──────┐┌──────┐┌──────
│От- ││Отде- ││Отде- ││Отделы │ │Муници- ││Социаль-││Центры ││Стацио- │
│делы ││лы по ││лы ма-││по де- │ │пальные ││но-реа- ││психо- ││нарные │
│пен- ││выпла-││терин-││лам ве-│ │центры ││билита- ││лого- ││учреж- │
│сион-││те со-││ства и││теранов│ │социаль-││ционные ││педаго- ││дения │
│ного ││циаль-││дет- ││и инва-│ │ного об-││центры ││гической││социаль- │
│обес-││ных ││ства ││лидов │ │служива-││для не- ││помощи ││ного об- │
│пече-││посо- ││ ││и др. │ │ния ││совер- ││населе- ││служива- │
241
│ ния ││бий ││ ││ │ │ ││шенно- ││нию ││ния и др.│
│ ││ ││ ││ │ │ ││летних ││ ││ │
└─────┘└──────┘└──────┘└──────
Основную организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах могут создаваться цеха,
производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т.д.
Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль соблюдения государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Они
предоставляют
муниципальным учреждениям
Финансирование социального обслуживания населения
Социальное обслуживание осуществляется соответствующими учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", для учреждений социального обслуживания, как муниципальных, так и иных, предусмотрен льготный режим налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогообложении.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни.
Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.
Муниципальные образования вправе направлять на эти цели дополнительные средства из местных бюджетов.
В современном законодательстве наблюдается тенденция к передаче исполнения функций социального обслуживания с муниципального уровня на уровень субъектов РФ.
Последствия этого неоднозначны. С одной стороны, передача функций социального обслуживания субъектам РФ делает эту систему менее зависимой от конкретной ситуации в каждом муниципальном образовании. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных
граждан в области социальной защиты. Может снизиться качество и компетентность руководства социальными процессами, эффект использования адресного подхода к оказанию социальной помощи и обслуживания, гибкость и эффективное реагирование на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране.