Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:18, контрольная работа
Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной
Инфраструктуры муниципального образования.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социального управления
Кафедра
государственного социального управления
и социальной инженерии.
Контрольная
работа
по дисциплине «Инфраструктура муниципальных образований»
Выполнила:
Студент (ка) 5 курса заочного отделения
специальность «Регионоведение»
Бирюкова Ольга Эдуардовна
___________(подпись)
Фролова Елена Викторовна
___________(подпись)
Москва 2011г.
Основы государственной и муниципальной политики
в сфере охраны здоровья населения
Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной
Инфраструктуры муниципального образования.
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения являются Конституция РФ, Закон РФ от 4 июля 1991г.№ 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ",федеральные законы от 22 июня 1998г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах"и от 30 марта 1999г. № 52 -ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.
Муниципальная
система здравоохранения
Управление здравоохранением |
Рис. 5.4.1. Система здравоохранения
на территории муниципального образования
Главная цель муниципальной системы здравоохранения - удовлетворение
потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов.
Федеральный закон 2003 года возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К их числу отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской
помощи могут
оказываться через
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены
государственные полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаваться органам местного самоуправления с соответствующим финансированием. К ним относятся:
- контроль соблюдения
законодательства в области
защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
- формирование
органов управления
- координация
и контроль деятельности
- осуществление
мер по обязательному
- лицензирование
медицинской и
подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;
- регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;
- создание и
обеспечение деятельности
- санитарно-гигиеническое образование населения.
Субъектами
Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, контроль деятельности всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлена широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы.
Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать
муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.
Осуществление
мер по обеспечению санитарно-
Органы местного
самоуправления обязаны регулярно
информировать население, в том числе
через средства массовой информации, о
распространенности социально значимых
заболеваний и заболеваний, представляющих
опасность для окружающих.
Финансирование муниципального здравоохранения
Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер:
┌─────────────────────────────
│ Источники финансирования │
│ муниципального здравоохранения │
└──────────────────┬──────────
┌──────────────┬─────────┴────
┌─────┴─────┐┌───────┴───────┐
│ Бюджетные ││ Фонд ││ Добровольное ││ Платные │
│ средства ││ обязательного ││ медицинское ││ медицинские │
└───────────┘│ медицинского ││ страхование ││ услуги │
│ страхования
│└──────────────┘└────────────
└───────────────┘
За счет бюджетных
средств финансируются
обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории
муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т.п.
Система обязательного медицинского страхования подразумевает бесплатное
предоставление гражданам определенного набора медицинских услуг за счет средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в рамках единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ и Пенсионного фонда РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей населения, местных особенностей и других факторов.
В качестве дополнительных источников финансирования муниципального
здравоохранения
могут рассматриваться доходы от
ценных бумаг, банковские и другие кредиты,
безвозмездные и благотворительные взносы
и пожертвования, иные источники, не запрещенные
законодательством РФ.
2 Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения
Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества
в пользовании
общественными фондами
Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.
Социальная защита и поддержка граждан являются прерогативой государства.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений - оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в них жителями поселения.
Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий.
Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.
Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения показаны на
рис.
┌────────────────────────────┐
│ Формы социальной поддержки │
└─────────────┬──────────────┘
┌──────────────┬──────────────
┌───┴────┐┌────────┴───────┐┌─