Семья.Конфликтные ситуации в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.
Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта.

Оглавление

1.Введение.
2. Определение и функции семьи.
3.Семья как социальный институт.
4. Типичные межличностные конфликты у супругов.
4.1.Психотравмирующие последствия.
4.2.Разрешение конфликтов между супругами.
4.3. Конфликты во взаимодействии родителей и детей.
5.Исследование:
• Объект;
• Предмет;
• Цель;
• Задача;
• Гипотеза;
• Методы.
6.Прочность семьи и семейные трудности.

Файлы: 1 файл

социология-курсовик.docx

— 63.14 Кб (Скачать)

     К сожалению, до сих пор эти простые  истины постигаются молодежью чаще всего методом проб и ошибок. По данным социологических опросов, только около 10 процентов городских старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях полов от учителей, примерно столько  же - от родителей, но зато более одной  трети (а среди учащихся ПТУ - более  половины) - от старших товарищей. Другое исследование (затем неоднократно повторенное) установил прямую зависимость между  стабильностью брака и продолжительностью предбрачного знакомства.

     Статистика  выявляет также, что в настоящее  время больше всего (в расчете  на 1000 женщин в возрасте 15 лет и  старше) рожают женщины, не имеющие  даже начального образования (3433 ребенка), а также лишь с начальным образованием (2718). Матери же со средним и высшим образованием дают стране соответственно 1167 и 1279 детей. Эта тенденция в  условиях, когда действует закон  о всеобщем обязательном среднем  образовании, вызывает большую тревогу. Она чревата опасностью снижения качественных показателей самого семейного  воспитания.

     Все это означает, что регулирование  рождаемости - дело в высшей степени  сложное и чисто количественный подход здесь, по-видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной  ответственностью будущих отцов  и матерей, нужно думать также  и о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще молодых (и не только молодых) людей, которые  не знают о том, что поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться результатом не только наследственности, но и пьянства или наркотических увлечений родителей.

     В старших классах школ и в ПТУ  введен курс этики и психологии семейной жизни. И вот сразу возникает  вопрос: почему только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к  браку должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ  межличностных отношений, включая  отношения между юношами и  девушками. А такие основы лучше  закладывать уже в начальной  школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем у человека чувства мужского или женского достоинства, гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую  семью. Далее, нельзя делать курс практически  беспроблемным, в то время как жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены, хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не занимать.

     Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья. Но при этом семья  никогда не была и не будет частным  делом, а личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему стремящиеся, не станут личностями, если у них  не будет воспитана потребность  сверять каждый свой шаг, каждое свое решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая духовностью, совестью человека, может зажечь в  семейном очаге огонь сопричастности к судьбам народа, страны, человечества. 

     Заключение

Проблема  супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние  десять лет занимает в отечественной  психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число  выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

     Относительная свобода индивида от семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению характера  восприятия человеком своих семейных отношений – наиболее важными  как субъективно, так и объективно, становятся не родственные, как бы заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между супругами, являющиеся результатом свободного выбора. Именно супружеские отношения  становятся центральными с точки  зрения оценки своей семьи как  успешной или неспешной, они в  максимальной степени влияют на качество брака. Принципиальным для семьи  является вопрос семейной индивидуализации, то есть выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего  в себя способы контактов с  окружающими, принятия решений, методов  преодоления разногласий и выхода из кризиса и т.д.

     Все люди неодинаковы, и, как всем известно, отношение к любви у всех различное. Одни понимают любовь как половую  близость, другие – как духовную близость с дорогим человеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стремятся использовать мужа или жену как средство их удовлетворения. Такая любовь отмечена потребительским  настроением. В нормальных же семьях супруги посвящают свою жизнь  друг другу и детям, стремятся  доставлять радость близкому человеку, не огорчать намеренно никого.

     Молодые люди часто не понимают, что семья  – это умение и желание дарить счастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений  и любви. Очень жаль, когда обиды  уже переполнили чашу терпения и  ничего нельзя вернуть.

     Не  может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на несчастье  другого супруга. Только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху. 
 

 

     Литература 

1. Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью, М.: «Мысль», 1985

2. Столин В., Шмелев А. Семейные трудности: какие и почему? //Семья и школа, №3, 1985

3. Харчев А. Прочность семьи - это ее культура //Семья и школа, №3, 1987

4. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989.

5.   Популярная психология для родителей/Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

6.   Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992. 
 
 
 

  

                                                  
 

Информация о работе Семья.Конфликтные ситуации в семье