Семья как сфера жизнедеятельности. Семья и опыт социальной работы в ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Социальные проблемы семьи……………………………………….….5
Модели помощи семье и основные направления деятельности специалистов…………………………………………………………...17
Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»…….. 20
Заключение………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

Семья как сфера жизнедеятельности. Семья и опыт социальной работы в ней.docx

— 48.87 Кб (Скачать)

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и  адаптации здоровых членов семьи  к проблемам больного).

 

 Социальный  педагог использует педагогическую  модель в работе с родителями - данная модель исходит из  предположения о дефиците у  родителей знаний и умений  по воспитанию детей; она носит  профилактический характер и  направлена на повышение психолого-педагогической  культуры родителей, расширение  и укрепление воспитательного  потенциала семьи.

 Объектом  воздействия социального педагога  могут быть все взрослые члены  семьи, ребенок и сама семья,  в целом, как коллектив. Действуя  в интересах ребенка, социальный  педагог призван оказывать необходимую  помощь и поддержку семье. В  его задачи входит установление  контактов с семьей, выявление  проблем и трудностей семьи,  стимулирование членов семьи  к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг  в установлении связей с другими  специалистами (психологами, медицинскими  работниками, представителями правоохранительных  органов и органов опеки и  попечительства и др.). Специалисты  в области социальной педагогики  считают, что деятельность социального  педагога с семьей протекает  по трем направлениям: образовательное,  психологическое, посредническое. Рассмотрим  названные направления работы.

Образовательное направление включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семье.

Психологическое направление включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Посредническое  направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

 Работая  с семьей, социальный педагог  выступает, как правило, в трех  ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью  о важности и возможности взаимодействия  родителей и детей в семье;  рассказывает об особенностях  развития ребенка; дает педагогические  советы по воспитанию детей.  Консультант — консультирует  по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия  в семье; разъясняет родителям  способы создания условий, необходимых  для нормального развития и  воспитания ребенка в семье.  Защитник — защищает права  ребенка в случае, когда приходится  сталкиваться с отстраненностью  родителей от процесса воспитания  детей.

 В  практике социально-педагогической  работы с семьей используют  в основном две формы работы: краткосрочную и долгосрочную. Среди  краткосрочных форм выделяют  кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

 Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

 Проблемно-ориентированная  модель направлена на решение  конкретных практических задач,  заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели  находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

 К  долгосрочным формам работы относится  социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»

В 1998 году  в системе учреждений социальной защиты был создан областной центр социальной защиты «Семья», как базовое многопрофильное учреждение социальной защиты семьи, материнства и детства (ЧОЦСЗ).

Цель: создать  в области опытно-экспериментальную  площадку – многопрофильное учреждение по оказанию социальных услуг семьи  и детям, методический центр по работе с семьей по отработки различных  направлений и методик социальной работы с семьей и детям.

Целью создания центра «Семья» является оказание социальной психологических и других видов  социальной поддержки семей, женщин и детей, попавших в кризисную  ситуацию, а также семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Задачи:

  1. Выявление совместно с государственными и общественными организациями причин и факторов социального неблагополучия семьи, женщин и детей, их потребности в социальной помощи;
  2. Взаимодействия с различными государственными организациями и общественными объединениями по решению вопросов социальной защиты семьи, женщин и детей;
  3. Поддержка малоимущих семей с детьми, женщин в решении проблем их самообеспечения и реализации собственных возможностей по преодолению сложной жизненной ситуации;
  4. Создание условий для обеспечения социально-психологической и иной социальной реабилитации семьям, женщинам и детям, нуждающимся в особом внимании (с детьми инвалидами, с детьми, оставшиеся без попечения родителей)

С 1 января 2005 года в ЧОЦСЗ «Семья»  открыто стационарное реадаптационное отделение.  Отдел предназначен для изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта социальной поддержки семьи, женщин и детей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи отдела:

      1. Определение основных направлений в области социальной защиты семей в зоне своего действия;
      2. Обеспечение координации действий в отношении малообеспеченных слоев населения с другими ведомствами;
      3. Оказание помощи специалистами ВКС в активации творческих, личностных, духовных и физических ресурсов клиентов для выхода из кризисного состояния

Одним из значимых направлений работы Центра является деятельность выездной консультационной службы (ВКС).

 Основными  целями и задачами ВКС являются:

- оказание  методической помощи социальным  службам в работе с семьей;

- оказание  психологической, юридической, профилактической  помощи;

- просветительская  работа по формированию основ  здорового образа жизни;

- профилактика  безнадзорности и беспризорности.

 Работа  ВКС строится на основе запросов  от учреждений и ведомств районов,  начальников управлений Департамента  социальной защиты населения,  учреждений социального обслуживания  семьи и детей, районных отделов  образования, администраций школ, комитетов по молодежной политике, комиссий по делам несовершеннолетних  и т.д.

 Согласно  поступившей заявке формируется  состав выездной консультационной  службы, куда входят следующие  специалисты: педагоги-психологи,  специалисты по социальной работе, юрист.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

 Социально-психолого-педагогическая  помощь населению, направленная  на раннее выявление семей,  нуждающихся в оказании социальной  помощи; создание индивидуальной  программы работы с семьей; организацию  совместной деятельности с учреждениями, занимающимися проблемами семьи;  организацию культурно-массовых  мероприятий, досуговых мероприятий;  организацию и координацию групповых  и клубных форм работы.

 Специалисты  ВКС проводят индивидуальные  и семейные консультации с  семьями и гражданами по следующим  проблемам: детско-родительские  отношения, супружеские взаимоотношения,  психологическое здоровье, межличностные  отношения, школьные проблемы, профессиональное  самоопределение, проблемы социальной  адаптации, социальные проблемы, правовые проблемы, проблемы зависимости,  суицидальные проявления; а также  оказывают профессиональные консультации  специалистам, работающим с населением. Ведется групповая профилактическая  работа, направленная на формирование  здорового образа жизни, социальной  компетентности, обучению навыков  решения проблем и поиска выхода  из трудных жизненных ситуаций.

 Выездная консультационная служба является актуальным и значимым направлением деятельности в современных условиях, т.к. дает возможность оказания необходимой помощи в привычном окружении по месту жительства семьи; обеспечивает доступность социально-психологических услуг для всех нуждающихся категорий, не имеющих возможности выехать из своих населенных пунктов; предоставляет населению области возможность обратиться за помощью к специалистам, которых нет на местах.

 Деятельность  ВКС способствует повышению информированности  специалистов о проблемах семьи с целью последующего внедрения полученных знаний в практику работы, психологическому просвещению населения, а также формированию межведомственного взаимодействия в организации практической работы с семьей.

Заключение

Итак, семья, основой которой является брак, представляет собой один из важнейших социальных институтов, придающих обществу стабильность и способность восполнять население  в каждом последующем поколении. Одновременно семья является малой (первичной) социальной группой, сплоченной и устойчивой ячейкой общества, фокусирующей в себе все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей  жизни человек входит во множество  самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую  он никогда не покидает.     Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и  детства, на сохранение здоровой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Абашина Т.Г. Типология семей: исторический опыт. - М., 2005

2. Антонов  А. И. Кризис или возрождение?// Семья и школа. 1989. №11.

3. Афанасьева Т. М. Семейные портреты. М., 1980.

4. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 6. Васильева Э. К. Образ жизни городской семьи. М., 1981.

5. Кочетов А. И. Начало семейной жизни. Минск, 1987.

6. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2003.

7. Сергеева Т.Д. Историческое развития семейных взаимоотношений. - М., 2001


Информация о работе Семья как сфера жизнедеятельности. Семья и опыт социальной работы в ней