Семья как сфера жизнедеятельности. Семья и опыт социальной работы в ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Социальные проблемы семьи……………………………………….….5
Модели помощи семье и основные направления деятельности специалистов…………………………………………………………...17
Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»…….. 20
Заключение………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

Семья как сфера жизнедеятельности. Семья и опыт социальной работы в ней.docx

— 48.87 Кб (Скачать)

Семьи инвалидов  вынуждены преодолевать экономические  трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности. Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечении одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития, Исследования показывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетворенность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет работу и хочет работать (эти две категории испытывают большую удовлетворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации инвалидов как части их социальной реабилитации включает в себя социально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятию трудом.

Семьи, воспитывающие  детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком – инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую.

Количество  разводов в таких семьях намного  выше – отцы чаще не в состоянии  выдерживать постоянные трудности  и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей  и развивающей помощи, иногда ведут  практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

Замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реабилитации, уровень  разводов ниже среднего для такой  категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной.

Семейные  проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.

Среди них  – проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана  с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей  психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций.

Применительно к семьям различных категорий  клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. – используются различные  технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Формы жестокого  обращения не сводятся к физическому  насилию – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными  способностями – например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости  жены, приобретению образования, повышению  квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие  акты и психологическая атмосфера  разрушающе действуют на отношения  между членами семьи, их психосоматическое  здоровье.

Физическое  и сексуальное насилие в семье  наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни.

Физическим  насилием считаются побои, попытки  удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или  психотропных веществ и т.д.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация  социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому  обращению в семье) переждать  в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные  семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к  среднесрочным программам помощи, ориентированным  на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между  родителями и детьми, взаимоотношений  всех указанных членов семьи с  окружающими.

При работе с семьей алкоголика диагностика  подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными  напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей  всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления  алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного  статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или  социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к  пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в  своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к.алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой семьей подразумевает  формирование мотивации клиента  и его семьи к безалкогольному  образу жизни и построению иной системы  взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц – приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, – движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др.

Работа  с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой  является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных  причин. Следует отметить, что внешние  затруднения – материально-экономические  ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., – как  правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленные довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед  и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

Надо  сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое  значение, поскольку обнаруженное и  осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость  изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия наличность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

Технологии  коррекции семейных взаимоотношений  многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств – осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это  зависит не только от недостаточности  или неадекватности усилий специалиста  по семейной 'работе. Иногда можно с  большой долей вероятности предсказать  неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его  заключения. Некоторые варианты проблем  разрешимы на ранних этапах, но усложняются  по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились  отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем – это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная – социальная технология не принесет успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели помощи семье и основные направления деятельности  специалистов

 

 В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.

Педагогическая  модель базируется на предположении  о недостаточной педагогической компетентности родителей.

 Субъектом  жалобы выступает ребенок. Используя  данную модель, социальный педагог  ориентируется не столько на  индивидуальные возможности родителей,  сколько на универсальные с  точки зрения педагогики и  психологии способы воспитания.

Социальная  модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Информация о работе Семья как сфера жизнедеятельности. Семья и опыт социальной работы в ней