Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:36, контрольная работа
В ХХI веке мы должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни. Согласно статистике, в среднем 10% жителей нашей планеты (более 500 млн. чел) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида.
Введение……………………………………………………………………....3
Понятийный аппарат: семья, инвалидность, модели инвалидности………4
Семья инвалида………………………………………………………………..9
Внутренние и внешние ресурсы семьи инвалида……………………………11
Взаимоотношение семьи инвалида с институтами общества………………13
Реабилитация - как основной процесс социализации семей инвалидов…...16
Заключение………………………………………………………….………….24
Список литературы…..………………………………………………….……..25
С другой стороны, наблюдается постоянное воздействие социальной структуры общества на семью. Семья же в свою очередь является отражением общества, в котором она существует. Она находится под влиянием политических, культурно-идеологических, социально-экономических факторов. Семья находится также во взаимосвязи, а, следовательно, и под влиянием других подсистем общества, таких как сфера труда, система образования, здравоохранения, социального обслуживания, досуга, быта. Семья постоянно усваивает новые задачи и одновременно углубляет свое отношение к уже существующим. Например, сложные общества предлагают своим членам систему здравоохранения с поликлиниками, врачами, медикаментами и больницами. Но предварительный диагноз и лечение несложных болезней принадлежит семье в большинстве современных культур, кроме того, семье приходится часто создавать условия дома для хронически больных и инвалидов.
В условиях отсутствия помощи от государства можно наблюдать использование резервов социальной самоорганизации семей инвалидов. В контексте сложной социально-экономической ситуации и неэффективности работы ряда институтов по предоставлению поддержки семье, проблема использования потенциала семьи, ее внутренних ресурсов приобретает особую актуальность. Особенно важным вопрос использования ресурсов семьи и социальных сетей поддержки является для семей инвалидов, поскольку семья и ближайшее социальное окружение - это тот микрокосмос, которым зачастую «ограничена» жизнь инвалида, и семья является основным резервом выживания для такого человека.
В предыдущей главе было показано взаимное влияние семьи инвалида на общество. Взаимоотношения семьи инвалида с социальными институтами во многом зависят от таких факторов как:
- состав семьи инвалида (таблица 1);
- группа инвалидности (таблица 2);
- вид заболеваний, нарушений, поражений (опорно-двигательный аппарат, органы слуха, зрения, речи, онкология, СПИД и т.д.);
- тип социального института (здравоохранение, образование, производство, транспорт, культура, религия и т.д.);
- отношение членов общества к инвалидам;
- и других.
Рассмотреть все возможные аспекты взаимоотношений семьи инвалида с институтами общества в рамках данной работы представляется мало возможным. Следует лишь отметить, что различные сочетания приведенных выше факторов, будут отражать те или иные варианты отношений. Так, например, в неполной семье основная нагрузка по обеспечению (экономическому, бытовому и т.д.) ложится на другого члена семьи. Одинокая мать (отец) заботится о ребенке-инвалиде, взрослый ребенок заботится об одном или двух родителях инвалидах, либо оба супруга-инвалида опекают друг дружку. Все это накладывает свой отпечаток во взаимоотношении как внутри семьи, так и с социальными институтами. В сфере образования, это либо выбор домашнего дистанционного обучения, либо обучение в специализированном учебном учреждении, либо возможность обучения в общем учебном учреждении при наличии необходимых инвалиду условий.
В случае наличия у члена семьи такого заболевания как СПИД, скорей всего приведет к предубеждениям, и как следствие к отторжению со стороны других членов общества, разрыву социальных связей инвалида и социальных институтов за исключением лишь может быть сферы здравоохранения. Не смотря на проводимую в нашем обществе просветительскую работу и создаваемую законодательную базу, следует ожидать негативного отношения к инвалиду с таким заболеванием в сфере образования, оказания бытовых услуг, в рабочем коллективе. Видится весьма сложными взаимоотношения инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сфере транспорта, бытовых, культурных услуг, образования. Это обусловлено отсутствием специализированного оборудования в этих сферах: пандусы, специальные подъемники, лифты в пешеходных переходах, городском общественном транспорте, вокзалах аэропортах, магазинах, государственных учреждениях, объектах культуры и т.д.
Еще сложнее видится ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т.п.
Помимо всего выше перечисленного, необходимо учитывать столь немаловажный фактор, как возможность почувствовать себя членом общества. Не быть отторгнутым, не быть обузой и помехой в первую очередь для семьи, и как следствие для общества. Негативное влияние на самореализацию инвалида оказывают состояния физического и психического здоровья, климат в семье, отношение общества к его недугу. Возможность для инвалида найти себя в спорте, искусстве, образовании, производстве и других областях зависит, прежде всего, от его самого, сможет ли он найти в себе силы, «не опустить руки», близкого окружения – семьи и от общества в целом. Насколько удобно и комфортно будет себя чувствовать инвалид на улице, в транспорте, в зданиях и помещениях зависит как от каждого отдельного члена общества, так и от различных его институтов. В настоящее время за счет пропаганды по средствам массовых коммуникаций, проведения разъяснительной работы среди населения (социальная реклама по ТВ; проведение параолимпийских игр и других спортивных мероприятий с участием инвалидов; привлечение инвалидов к работе в общественных организациях) удалось изменить отношение общества к человеку с ограниченными возможностями.
Следует отметить, что семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности. Но «помощь» в виде подачки, «милостыни» с одной лишь целью отделаться негативно сказывается на инвалиде, его семье и обществе в целом. Негативное воздействие выражается в иждивенческом поведении семьи инвалида, нежелании его работать и избавляться от инвалидности при наличии такой возможности, либо откровенной симуляции болезни, развращении членов семьи «легкими» деньгами. Со стороны же общества в таком случае формируется недоверие к инвалидам, и как следствие, не желание оказывать помощь тем, кто действительно в ней нуждается. Общество и его институты снимают с себя всякую ответственность за инвалидов. Яркие тому пример 90-е годы в России, когда семьи инвалидов были брошены государством на произвол судьбы. Общество же в большей своей части огрубело к чужому горю. Жизнь инвалида была в лучшем случае ограничена стенами квартиры, в худшем же случае – он был вынужден побираться на улицах и папертях.
С целью снижения влияния негативных факторов, изложенных в предыдущей главе, необходима систематическая работа по социализации инвалида. Такая работа получила название «реабилитация» и подразумевает полное восстановление правового положения личности в обществе, т.е. имеет юридическое значение. В медицинском понимании термин реабилитация - это комплекс мероприятий по интеграции инвалидов в общество. Это понятие возникло после первой мировой войны, когда появилось много инвалидов войны, для которых открывались специальные госпитали, широко использовались различные методы восстановительного лечения.
Под реабилитацией понимается система медицинских, психологических, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества. Реабилитацию рассматривают как процесс интеграции или реинтеграции инвалидов в общество. Она представляет собой активную функцию общества по отношению к личности, когда идет борьба не только против болезни, но и за человека и его место в обществе.
Реабилитация инвалидов - сложный, многофункциональный процесс, основными этапами которого являются: реабилитационно-экспертная диагностика (разработка на ее основе реабилитационных программ и их реализация), динамический контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий и их корректировка.
Основными принципами реабилитации инвалидов являются: государственный характер гарантий соблюдения прав инвалида при проведении реабилитационных мероприятий, общедоступность мер реабилитации, многообразие форм и методов реабилитации, государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов.
Необходимыми условиями осуществления реабилитации являются:
В реабилитации принимают участие специалисты различных профилей и из различных органов и учреждений, прежде всего, здравоохранения, образования, социальной защиты, промышленности и др., а эффективность ее в значительной мере определяется согласованностью действий всех специалистов, принимающих участие в реализации мер реабилитации.
Реабилитация инвалидов включает:
Основу механизма реабилитации инвалидов составляет индивидуальная программа, которая разрабатывается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и реализуется учреждениями различной ведомственной принадлежности, имеющими реабилитационную направленность. Координация деятельности по реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения.
Учреждения, осуществляющие реабилитацию, могут заниматься только ею или сочетать ее с другими видами деятельности.
Ответственность за выполнение и реализацию соответствующих разделов индивидуальной программы реабилитации инвалидов возложена на:
Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию утраченных и нарушенных функций, проведение различных лечебных и корригирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно полезной деятельности. К мерам медицинской реабилитации относят медикаментозное восстановительное и реконструктивное оперативное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру, грязелечение, общеукрепляющее и специальное санаторно-курортное лечение, протезирование, трудотерапию и психотерапию.
Восстановительное лечение должно носить комплексный характер, включать, наряду с медицинскими, физическими, психологическими методами реабилитации, показанные и необходимые в этот период те или иные меры профессиональной и социальной реабилитации. Восстановительное лечение для некоторых категорий больных может осуществляться в несколько этапов.
Разделом медицинской реабилитации является психологическая реабилитация, под которой понимается система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Методический аппарат психологической реабилитации включает проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологическим тренингам. Оценка психологического статуса инвалидов дает возможность выделить те из них, которые нуждаются в психотерапевтических и психокоррекционных мероприятиях. Особенно часто возникает необходимость в мероприятиях, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию, к тем реабилитационным мероприятиям, которые определены с учетом всего комплекса клинических, социальных и экономических факторов, на проявление чувства уверенности в возможности решить возникшие в связи с инвалидностью проблемы в семейной жизни, в финансовом положении, в профессиональной сфере деятельности и др. Эффективность мер психологической реабилитации значительно повышается, если занятия проводятся не только с инвалидом, но и с его членами семьи, родственниками, друзьями, т.е. людьми, представляющими интересы инвалида и заинтересованными в его реабилитации.
Профессиональная реабилитация
инвалидов это система и процесс восстановления
конкурентоспособности инвалидов на рынке
труда. Целью профессиональной реабилитации
является достижение инвалидом материальной
независимости и самообеспечения. Профессиональная реабилитация
является многопрофильной и включает
комплекс мероприятий по профессиональной
подготовке и переподготовке, подбор соответствующей
профессии, обеспечение условий труда,
отвечающих состоянию здоровья, приспособление
рабочего места к имеющемуся дефекту,
т.е. ее составляющими являются профессиональная
ориентация, профессиональное образование,
профессионально-
Вопросами профессиональной ориентации инвалидов в зависимости от возраста занимаются службы медико-социальной экспертизы, служба занятости, соответствующие структуры управлений по социальной защите населения администраций городов и районов, школы, а также родители и сами инвалиды.
Информация о работе Семья инвалида в социальной структуре общества