МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный
технический университет»
им. М. Т. Калашникова
Факультет «Информатика и вычислительная
техника»
Кафедра «Вычислительные машины»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Русский язык
и культура речи»
ТЕМА
«Речевой конфликт и способы
выхода из конфликтной ситуации»
Выполнил
студент группы Б01-781-2
Наумова А.Д.
_________________
Проверил
доктор. филол. наук, профессор
Баранов В. А.
_________________
Оценка _________________
Ижевск
2014
Содержание.
Титульный лист1
Содержание2
Введение3
1. Определение речевого
конфликта4
2. Факторы, обусловливающие
речевой конфликт 6
2.1. Лингвистические
факторы6
2.2. Лингвопрагматические факторы6
2.3. Психолого-прагматические
факторы7
3. Конфликтные ситуации
и способы их решения10
3.1.
Правила поведения в конфликтных ситуациях10
3.2. Решение
конфликтных ситуаций11
Заключение14
Список литературы15
Введение.
Во всех сферах деятельности
человека приходится наблюдать различные
по своему содержанию и силе проявления
конфликты. Они занимают существенное
место в жизни каждого человека, ведь последствия
некоторых конфликтов бывают слишком
ощутимы на протяжении многих лет жизни.
Когда люди думают о конфликте,
они чаще всего ассоциируют его с агрессией,
угрозами, спорами, враждебностью. В результате
бытует мнение, что конфликт - явление
всегда нежелательное, что его необходимо
по возможности избегать и что его следует
незамедлительно разрешать, как только
он возникнет. Для разрешения конфликтных
ситуаций нужно изучить факторы, под влиянием
которых возникла такая ситуация, а также
уметь правильно вести себя на разных
стадиях конфликта.
Цель этого реферата – всесторонне
изучить такое коммуникативное явление
как речевой конфликт. Для достижения
цели поставлены следующие задачи:
- дать определение речевому
конфликту, изучить его природу;
- классифицировать факторы
возникновения речевых конфликтов;
- рассмотреть способы
их разрешения.
- Определение речевого
конфликта.
Речевой конфликт - неадекватное
взаимодействие в коммуникации субъекта
речи и адресата, связанное с реализацией
языковых знаков в речи и восприятием
их, в результате чего речевое общение
строится не на основе принципа сотрудничества,
а на основе противоборства.
К речевым ситуациям, несущим
в себе элементы психологического напряжения,
относится коммуникативный конфликт,
который определяется как речевое столкновение,
основанное на агрессии, выраженной языковыми
средствами. В основе коммуникативного
конфликта обычно лежит стремление одного
или обоих участников общения снять психологическое
напряжение за счет собеседника. Такого
рода разрядке предшествует чувство фрустрации
– психологический дискомфорт, возникающий
при невозможности добиться какой-либо
цели. В межличностном взаимодействии
фрустрация возникает в том случае, когда (по мнению
одной из конфликтующих сторон) коммуникативный
партнер нарушает нормы поведения.
Обязательным участником конфликта
является языковая личность. Как член
данного социума она интуитивно чувствует
дальнейшее развитие коммуникации. В сознании
языковой личности есть определенные
алгоритмы поведения в той или иной ситуации,
при нарушении рамок которых можно спровоцировать
конфликт.
Коммуникативный
конфликт назревает тогда, когда одна
из сторон в ущерб другой совершает речевые
действия, которые могут выражаться соответствующими
негативными средствами языка и речи.
Такие речевые действия говорящего провоцируют
речевое поведение другой стороны – адресата:
он, осознавая, что указанные речевые действия
направлены против него, предпринимает
ответные речевые действия подобного
рода, выражая отношение к предмету речи
или собеседнику.
Анализ
конфликта выявляет стратегии выбора
языковых средств конфликтующими сторонами
в зависимости от своих намерений и целей.
Так, если участники конфликтной коммуникации
стараются сгладить появившееся напряжение,
они используют в своей речи гармонемы
– слова с позитивной семантикой. Если
же у коммуникантов нет такой установки,
напротив они хотят достичь апогея конфликта,
актуализируются конфликтемы.
Каждая
языковая личность обладает собственным
запасом средств и способов достижения
коммуникативных целей, применение которых
ограничено рамками заданного жанра, но
свобода выбора у говорящего, тем не менее,
существует. В связи с этим развитие коммуникативно
обусловленных сценариев разнообразно:
от гармоничного, кооперативного до дисгармоничного,
конфликтного. Выбор варианта развития
коммуникации зависит от типа личности
участников конфликта, их коммуникативного
опыта, коммуникативной компетенции, коммуникативных
установок, коммуникативных предпочтений.
Следует также принимать во внимание аксиологические
системы, существующие в культуре, где
осуществляется речевое взаимодействие.
В ходе
конфликта речевое поведение коммуникантов
представляет собой две противоположные
программы поведения, которые противостоят
друг другу. Эти программы поведения участников
коммуникации определяют выбор конфликтных
речевых стратегий и соответствующих
речевых тактик, которым свойственно коммуникативное
напряжение, выражающееся в стремлении
одного из партнеров заставить другого
изменить свою точку зрения. Это такие
способы речевого воздействия, как обвинение,
принуждение, угроза, порицание, убеждение,
уговор и др., которые выходят за рамки
понятия «языковой конфликт».
2. Факторы, обусловливающие речевой конфликт
2.1 Лингвистические
факторы
Исследование речевого конфликта
не исключает обращения к собственно лингвистической
стороне дискурса - языковым единицам
и их речевой семантике, а также к особой
лингвистической дисциплине - культуре
речи, представляющей научную область,
имеющую предметом исследования языковые
средства, которые позволяют в определенной
ситуации общения обеспечить наибольший
эффект в достижении коммуникативных
задач.
Можно говорить о двух аспектах
культуры речи: нормативном и коммуникативном.
Нормативный аспект - это элементарный
уровень культуры речи, связанный со следованием
нормам литературного языка в процессе
общения, норма - это основа речевой культуры.
Однако изменчивость нормы, ее динамизм,
вариативность, профессиональная и территориальная
локальность, а зачастую незнание ее основ
вызывают различные отклонения, ошибки,
приводящие к непониманию, различного
рода недоразумениям, снижающим эффективность
общения, и даже к речевым конфликтам.
Так, в диалоге незнание орфоэпической
нормы одним из собеседников негативно
характеризует его речевой облик и вызывает
отрицательную реакцию другого.
2.2 Лингвопрагматические
факторы
Предметом культуры речи в коммуникативном
аспекте является успешная коммуникация.
Основными квалификативными категориями
коммуникативного (прагматического) аспекта
являются следующие: эффективное/неэффективное
общение, успешный/неуспешный дискурс,
коммуникативная норма, которая оценивается
в данной культуре в рамках позиций уместно/неуместно,
этично/неэтично, вежливо/невежливо и
др. Конфликт в общении может произойти
в результате нарушения культурного стандарта,
условий, которые деформируют дискурс,
затрудняют или делают невозможным общение.
Многообразны конфликтогенные факторы
прагматического характера. К таким факторам
можно отнести также «различие тезаурусов
говорящего и слушающего, различие ассоциативно-вербальной
сети говорящего и слушающего, разнообразие
средств референции», игнорирование одним
из собеседников прагматического компонента
в семантике слова, нарушение стереотипных
связей между категориями смыслов, наличие
стереотипов речевого поведения и мышления,
а также несовершенство владения языковыми
знаками обоими участниками коммуникативного
акта, различные уровни чувственных оценок
языковых знаков каждым из участников
коммуникации и некоторые другие.
2.3 Психолого-прагматические
факторы
Для успешного общения при интерпретации
сообщения каждый коммуникант должен
соблюдать определенные условия. Субъект
речи (говорящий) должен отдавать себе
отчет в возможности неадекватного толкования
высказывания или отдельных его компонентов
и, реализуя собственную интенцию, ориентироваться
на своего партнера по коммуникации, предполагая
ожидания адресата по поводу высказывания,
прогнозируя реакцию собеседника на то,
что и как ему говорится, т.е. адаптировать
свою речь для слушающего по разным параметрам:
учитывать языковую и коммуникативную
компетенцию адресата, уровень его фоновой
информации, эмоциональное состояние
и пр. Таким образом, говорящий, предлагая
высказывание, одновременно «смотрит»
на него глазами воспринимающего, учитывая
при этом все возможные недоразумения.
Адресат (слушающий), интерпретируя речь
говорящего, не должен разочаровывать
своего коммуникативного партнера в его
ожиданиях, поддерживая диалог в желательном
для говорящего направлении. В этом случае
происходит максимальное приближение
к той идеальной речевой ситуации, которую
можно было бы назвать ситуацией коммуникативного
сотрудничества. Все эти условия формируют
единственный, с нашей точки зрения, прагматический
фактор успешного/деструктивного дискурса
- это ориентация/отсутствие ориентации
на партнера по коммуникации.
Такие факторы как психологические,
физиологические и социокультурные, -
также обусловливающие процесс порождения
и восприятия речи и определяющие деформацию/
гармонизацию общения, являются частным
проявлением главного, прагматического
фактора и тесно с ним сопряжены. Совокупность
этих факторов определяет необходимый
темп речи, степень ее связности, соотношение
общего и конкретного, нового и известного,
субъективного и общепринятого, выбор
средств для достижения цели, фиксацию
точки зрения говорящего и т.п. Так, непонимание
может быть вызвано неопределенностью
или двусмысленностью высказывания, которые
запрограммированы самим говорящим или
которые появились случайно, а может быть
вызвано и особенностями восприятия речи
адресатом: невниманием адресата, отсутствием
у него интереса к предмету или субъекту
речи и т.п. И в том и в другом случаях действует
прагматический фактор, названный нами
ранее, но явно присутствуют помехи психологического
характера: состояние собеседников, неготовность
адресата к общению, отношения партнеров
по коммуникации друг к другу и т.п. К психолого-прагматическим
факторам также относятся следующие: различная
степень интенсивности ведения речевого
общения, особенности восприятия контекста
общения и т.п., обусловленные типом личности,
особенностями характера, темпераментом
коммуникантов.
Помехи в общении создаются
и психофизиологическими особенностями
личности, такими как манера общения, индивидуальная
невербалика, темп речи, тембровые особенности,
громкость, артикуляционная нечеткость,
акцент. Игнорирование этих особенностей
коммуникативного партнера всегда наносит
ущерб процессу общения.
При рассмотрении речевого
конфликта необходимо помнить и тот факт,
что участники коммуникативного акта
- это члены конкретной лингвокультурной
общности, определенной социальной или
национальной группы, и особенности коммуникативного
поведения во многом определяются их социокультурными
качествами: отношением к проблемам языка
и речи, убеждениями, ценностными ориентациями,
социальным и профессиональным статусом,
национальными и территориальными особенностями
общения. Прогнозирование речевого поведения
с учетом этих социально-прагматических
факторов должно способствовать успеху
в достижении поставленных коммуникативных
задач.
Таким образом, лингвистические,
лингвопрагматические, психолого-прагматические,
психофизиологические и социально-прагматические
факторы в комплексе определяют характер
коммуникативного поведения человека
в речевом конфликте. И это еще раз доказывает,
что термин «речевой» («дискурс» от франц.
discors - речь) по отношению к различного
рода помехам коммуникативного поля представляется
наиболее удачным и отражающим всю их
широту и многообразие.
3. Конфликтные
ситуации и способы их решения.
Под конфликтной ситуацией следует понимать
такое совмещение обстоятельств человеческих
интересов, которое объективно создает
почву для реального противоборства между
социальными субъектами. Очевидно, что
главная черта ситуации – это возникновение
предмета конфликта. Поскольку ситуация
предшествует конфликту, она может быть
еще и не использована сторонами и даже
в полной мере не осмыслена ими.
3.1. Правила поведения
в конфликтных ситуациях.
•ограничение предмета спора;
неопределенность и переход от конкретного
вопроса к общему затрудняют достижение
согласия;
•учет уровня знаний, компетентности
в данном вопросе противоположной стороны;
при большой разнице в уровне компетентности
спор или дискуссия будут малопродуктивными,
а при упрямстве малокомпетентного спорщика
они могут перерасти в конфликт;
•учет степени эмоциональной
возбудимости, выдержанности противоположной
стороны; если участники спора легко эмоционально
возбудимы, обладают упрямством, спор
неизбежно перерастет в конфликт;
•осуществление контроля за
тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку
личностных качеств друг друга.
При несоблюдении этих правил
спор перерастает в конфликт. Конфликт —
это взаимные отрицательные отношения,
возникающие при столкновении желаний,
мнений; это отягощенные эмоциональным
напряжением и «выяснением отношений»
разногласия между людьми.