Развитие социологии в России и его особености

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная социологическая мысль успешно развивалась и смогла не только подняться на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом ряде областей именно русскими социологами были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже.

Оглавление

Введение


Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма

Этапы развития и институционализации социологии в России

Особенности развития социологии организации и социологии религии в России.

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

социология особености развития в РФ 1 курс 2 семестр.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

2. Поиск новых  методологических принципов понимания  природы организации и работы  с нею,

3. Продолжение оригинальных  исследовательских разработок в  области организаций,

4. Деятельность, связанная  с преподаванием дисциплины в  вузах. В области методологии  можно выделить три тенденции:

1. Вытеснение нормативистских моделей организации ситуационным,                        2. Обращение не только к естественнонаучным моделям, но и к различным версиям антропоморфных, антропоцентрических и деятельностных моделей организации,                                                                                                                     3. Поворот исследователей к современным моделям организации как открытой системе и различным версиям инвайронментального подхода к анализу организаций, позволяющим лучше понять взаимоотношение организации с динамичной внешней средой.

В России социология религии не сложилась в виде очерченной теоретико-методологически и институционально закрепленной традиции, какая существует на Западе благодаря основоположениям, сознательно разработанным Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Лишь в самое последнее время социология религии в нашей стране предпринимает попытки самоопределения в качестве самостоятельной исследовательской и учебной дисциплины.

В отечественной  мысли вопрос о том, какую роль играет религия в жизни общества, первоначально ставится и обсуждается  как конкретный вопрос о роли христианства в общественной жизни России.

В советский период российской истории определение  религии как социального религиозных  феноменов в историко-культорологическом, этнографическом, психологическом, социологическом и других аспектов). В социально-психологическом отношении она сводится к претензии человеческого и естественного быть сверхчеловеческим и сверхъестественным.

В 1960-е годы разработка религиоведческих проблем, включая  социологию религии получает организационную базу: в это время создается ряд кафедр научного атеизма в университетах и гуманитарных вузах.

В 70-80-е годы XX века продолжается работа по освоению западной социологии религии. Появляются монографии, посвященные творчеству западных социологов - Дюркгейма, Вебера, Зиммеля, Парсонса и др.В то же время разрабатывается марксистская социология религии как составная часть научного атеизма. Она ориентируется на совершенствовании управления процессом атеистического воспитания и опирается на данные конкретных социологических исследований. Большое значение функции религии имеют на уровне личности. Однако и на этом уровне их роль падает. Марксистская социология религии сосредотачивает свое внимание на проблемах преодоления религии.

В 60-70-е годы в  стране интенсивно разворачиваются  эмпирические социологические исследования.  Исследования конца 70-х - начала 80-х годов XX века выявили неожиданные моменты в массовой религиозности: стабилизацию ее уровня, повышение уровня образованности верующих, увеличение доли мужчин в религиозных общинах и т.п.                                           В постсоветский период в социологии религии активно переводятся и издаются труды классиков западной социологии религии Зиммеля, Вебера, Дюркгейма и др. Книги эти снабжены развитым научным аппаратом, хорошо откомментированы и уже не под углом зрения критики буржуазной социологии.

Проблемное поле социологии религии в России в  постсоветский период определяется темой модернизации российского  общества. Проблема модернизации общества актуализирует изучение социокультурных комплексов предпосылок хозяйственного развития.

Становление социологии религии в России на протяжении всего  периода происходит по 3 основным проблемным линиям: соборность, секуляризация  и модернизация. В ходе этого процесса, с одной стороны, происходит освоение западной социологии религии как теоретической, а с другой - все более отчетливо кристаллизуется проблема ее принципиального общетеоретического обоснования.

Таким образом насущной потребностью, от которой зависит дальнейшая судьба социологии религии в России, является фундаментальная социологическая теория религиозного феномена.

Заключение

В наше время социология как научная дисциплина стала  одной из ведущих областей теоретического и практического знания, поэтому  разработка проблем истории социологии как самостоятельного раздела социологического знания имеет огромное значение для  размышления над судьбами науки, ее открытиями, полезными начинаниями  и нереализованными возможностями.

Данная работа была посвящена изучению возникновения  становления социологии как науки  в XX веке, так как без серьезного анализа развития отечественной  социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом не использованному опыту, невозможно определить подлинное место в  научной сфере, и значение ее практических и теоретических сторон.

Одним из отправных  пунктов в формировании социологической  мысли и становлению ее как  науки большое влияние оказал психологизм. Общество, личность теперь рассматривались не только как социальные институты вместе и по отдельности, они рассматривались как социальные институты с позиции психических  процессов, их связью с внешними раздражителями, с окружающей средой.

По нашему мнению рассматривать личность как субъект  социальных отношений невозможно без  психологической основы, которые  учтены и общественные, и индивидуальные начала. Именно психология может объяснить  человеческие поступки, человеческие взаимоотношения, их цели, результаты, роль. Именно с помощью психологической ориентации можно оценить состояние общества, его прогресс или наоборот регресс, деградацию, и его дальнейшее развитие.

Уникальность черт характера каждого индивида, их многообразие в обществе, и взаимодействие, и  влияния формируют вкусы и  настроения общества, систему ценностей  и приоритетов, существенных для  дальнейшего развития общества и  его сфер.

Институционализация российской социологической науки  происходила одновременно с западной, но это явление у нас происходило  более медленно по причине более  консервативных взглядов чем на западе. Нашими учеными социологами были выделены следующие этапы институционализации:

История социологии России, по нашему мнению, необходимо рассматривать  непросто как науку с ее объектами, субъектами, методами, а как структурное  явление, необходимо рассматривать  каждую отрасль социологии как самостоятельно, так и взаимодействую друг с другом, что и было показано во второй главе данной работы.

При анализе социологии семьи, мы пришли к выводу, что семья  является начальным пунктом социализации личности, получения ценных наблюдений, формирование в мировоззрении, формирование личности. Именно с помощью развития брака и семьи можно определить направленность развития общества, а следовательно, и социологической мысли. Именно с помощью семьи можно выявить социокультурные и психологические факторы, инициирующие процесс разложения или слияния создания общества, его динамики.

Семью можно рассматривать  как "маленькое общество", "маленькое  государство", так как структура  семьи, ее функции, ее развитие, мировоззрение, обычаи, традиции напоминают нам общество, государство.

После семьи, одним  из главнейших факторов социализации личности является образовательные  учреждения, как социальные организации, то есть образование.

Именно с помощью  образования можно определить уровень  развития того или иного общества. Многообразие его форм мировоззрения. Именно с помощью уровня образования  можно проследить связь с благосостояния в целом, то есть с экономическим  компонентом. Именно образование позволяет  формировать новые направления  в развитии социологической мысли, соотношение между системой образования  и общественными потребностями, научно-методическими компонентами.

Хоть социология организаций считается достаточно молодой ветвью в социологии, она  уже сделала много полезных и  значительных открытий в жизни общества: сформулирован ряд универсальных  подходов в изучении природы и  принципов организации, введено понятие "организационный комплекс", созданы книги Д.М. Гвишиани "Социология бизнеса" и "Организация и управление", которые стали своеобразными энциклопедиями для трех поколений социологов, выдвинута концепция использования в процессах организации природы человеческого фактора и многое другое.

Наиболее большой  вклад в развитие социологии организации  внесли А.А. Богданов, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, М. И Сетров, Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин и др. Наиболее близкой к народу и родной по нашему мнению можно считать социологию религии. Хоть эта отрасль еще и не получила отдельного направления, но она активно расширяется и изучает православные и общественные процессы в российском обществе.

В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.

История социологии является наукой, которая, занимаясь  изучением конкретных судеб отдельных  ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной  оценки господствовавшего в ту или  иную эпоху интеллектуального и  морального климата. Это ставит историю  социологии в непосредственную связь  с культурой, развитию и совершенствованию  которой она в конечном итоге  призвана служить.

 

Библиография

1. Алексеев В.А.  Психологическое направление в  русской буржуазной социологии. М., Акд. 1978;                                                                                            2. Бехтерев В.М. Личные рефлексы // Вестник психологии, криминальный антропологии и гипнотизма. Вып. I, СПб., 1912;                                                        3. Вентцель К. Ню Школа и государство. М., 1917;                                                  4. Головин Н.Н. О социологическом изучении войны. // Осведомитель. Белград. 5. Кан Л.А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии к. XIX-н. XX века // Сб.: Из буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986;                                                                                6. Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. СПб., 1895

7. Кукушкина Е.И.  Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993;                    8. Турченко В.Н. Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969.


Информация о работе Развитие социологии в России и его особености