Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 15:09, реферат
Художественно-творческая деятельность выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности, с другой - как средство ее воспитания. В этом виде деятельности через сопереживание, сопричастность к созданию прекрасного у подростка формируется особое мироощущение, отличающееся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, происходит идентификация себя с другими людьми, социумом в целом, приверженность к социально значимым ценностям.
Формы развития социальной активности через художественно-эстетическую деятельность разнообразны. Проведение акций социальной направленности «Примите наши поздравления»: обучающиеся изготавливают и  дарят сувениры, ветеранам труда и  людям с органическими возможностями по месту жительства.
1.3 Особенности социализации подростка.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
- несовпадением 
между высоким уровнем 
- несовпадением 
старого стиля родительства, ориентированного 
на то, что для матери сын 
и дочь всегда остается 
- противоречие между 
усилившейся ориентацией на 
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые – собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, 
что сексуальная распущенность, злоупотребление 
алкоголем и лихачество – не что иное, 
как попытка играть роль взрослых. 
Возможно, что та же самая причина побуждает 
многих бросать школу. Статус школьника 
считается «невзрослым». Он не способствует 
достижению жизненного успеха, а вмести 
с ним и признанию в группе сверстников. 
Подростки ищут признания своей психологической 
взрослости за рамками школы и семьи – 
институтов, где их продолжают считать 
детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.
1.4 Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка.
Школа
Другим основным фактором 
социализации подростков является школа. 
Роль школы как канала социализации не 
сводится только к передачи знаний, умений 
и навыков подросткам, она оказывает воздействие 
самим характером воспитания, жизнедеятельности 
ребенка в школе, где он усваивает ценностные 
ориентации, моральные нормы, навыки группового 
поведения, обеспечивающие ему переход 
во взрослую жизнь. Однако чрезмерная 
заорганизованность, командно-приказной 
стиль, регулирование всей школьной жизни 
сковывает инициативу школьника, лишает 
его ощущения причастности к делу, усредняют 
индивидуальность. Классическая система 
образования строится на запоминании 
различных фактов, идей, концепций, вместо 
того, чтобы развивать способность к анализу, 
к критической оценке и выработке собственных 
выводов. У будущих специалистов, воспитанных 
в назидательной (нравоучительной) манере, 
такие механизмы, как принятие самостоятельных 
решений, формулировка стоящих задач, 
а также аналитические навыки не предусмотрены. 
Сегодня система образования, обладая 
относительной стабильностью, оказалась 
в противоречии с обществом, изменившем 
ориентиры своего развития. 
Кризис образования, переживаемый сейчас 
Россией, достаточно глубок и многолик. 
И почти все его характерные черты сказываются 
на положении молодежи. 
Смена государственнно-политического 
устройства и социально-экономического 
строя создала принципиально новую ситуацию 
в сфере образования, которая не способствует 
укреплению социально-правовых гарантий 
каждого молодого человека в получении 
образования и профессии в соответствии 
с его интересами и способностями. 
Конституция СССР 1977 г. провозгласила 
осуществление всеобщего бесплатного 
среднего образования молодежи через 
различные каналы 
(одиннадцатилетка, техникум, среднее 
ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ 
1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку 
планка обязательного общего образования 
понижена и гарантирована бесплатность 
только основного (9 лет) образования. 
Новое поколение россиян вступает в жизнь 
в условиях, резко отличающихся от тех 
что были раньше. Страна оказалась отброшенной 
далеко назад не только в сфере материального 
производства и уровня жизни основной 
части населения, но и по состоянию системы 
образования. 
В середине 60-х страна продвигалась ко 
всеобщему среднему образованию. 
Официально эта цель была провозглашена 
в 70-е годы, и хотя полного охвата молодежи 
разными видами среднего образования 
достичь не удалось, к середине 
80-х годов в СССР реально получало его 
80 - 85% молодежи. 
Представление о продвижении СССР по пути 
к всеобщему полному среднему образованию 
дает таблица.
Распределение школьников 
после 8(9) класса, %. 
|Всего закончили 8(9) классов и устроились|1965 
г.|1975 г.|1986 | 
| | | |г. | 
|Пошли работать |42,5% |2,3% |0,2% | 
|Продолжили дневное обучение в средней 
|40,0% |60,9% |55,8% | 
|школе | | | | 
|Продолжили обучение в ПТУ и техникумах 
|17,5% |36,8% |44,0% |
Таким образом, Советский 
Союз, до перестройки не отставал от наиболее 
передовых западных стран, которые постепенно 
приближаются к осуществлению всеобщего 
12-летнего образования. Но Россия сдает 
завоеванные позиции. 
Согласно принятому в 1992 году Закону «Об 
образовании» обязательным считается 
только общее основное образование, которое 
остается бесплатным. С государства сняты 
обязательства по обеспечению даже девятилетнего 
образования, которые «возложены на родителей 
или лиц их заменяющих». И это в условиях, 
когда значительная часть семей не имеют 
средств, чтобы обеспечить полноценное 
питание и летний отдых детей, когда при 
поступлении в школу признаются здоровыми 
30% детей, а к восьмому классу их остается 
6%. 
До сих пор образование в России имеет 
государственно-общественный характер 
и строится как непрерывная цепь ступеней 
обучения и воспитания, на каждой из которых 
действуют образовательные учреждения 
различных типов. 
Государственная система образования 
включает: дошкольное воспитание, общее 
среднее образование; высшее образование; 
послевузовское образование и совершенствование 
профессионального мастерства; подготовку, 
переподготовку и повышение профессиональной 
квалификации кадров. В настоящее время 
в 
России, параллельно государственной, 
создается негосударственная система 
образовательных учреждений. Растущая 
в обществе социальная дифференциация 
находит выражение во все более широком 
распространении гимназий, колледжей, 
лицеев. Часть их принимает детей на обучение 
с первого класса, другая - с пятого, большинство 
- после девятого. Обучение в них отчасти 
платное, плата колеблется в весьма широком 
диапазоне. Государственные школы нового 
типа, а также частные учебные заведения 
(их до 1%) как правило, обеспечивают более 
высокий уровень подготовки, особенно 
по профильным дисциплинам, что существенно 
повышает возможности учащихся успешно 
продолжить образование в вузах и приобрести 
высокий профессиональный и социальный 
статус. 
Общая неблагоприятн