Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 15:09, реферат
Художественно-творческая деятельность выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности, с другой - как средство ее воспитания. В этом виде деятельности через сопереживание, сопричастность к созданию прекрасного у подростка формируется особое мироощущение, отличающееся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, происходит идентификация себя с другими людьми, социумом в целом, приверженность к социально значимым ценностям.
Формы развития социальной активности через художественно-эстетическую деятельность разнообразны. Проведение акций социальной направленности «Примите наши поздравления»: обучающиеся изготавливают и дарят сувениры, ветеранам труда и людям с органическими возможностями по месту жительства.
Педагогические условия социализации подростков в процессе художественно-творческой деятельности
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Булатова Т.М.
Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни. Многие исследователи называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить репродуктивный или творческий, исполнительский или инициативный характер.
Наше общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна.
Обучающиеся, которые занимаются в творческой мастерской «Фантазия» МБОУ ДОД «ЦРТДЮ «Светлячок», обладают разнообразными потенциальными способностями. Моя задача, как руководителя этого творческого объединения – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности, которая бы стимулировала их социальную активность.
Выявить на основе наблюдения
во время творческого процесса.
И далее способствовать, развитию познавательной
и творческой активности обучающихся,
активизировать самостоятельный творческий
поиск в решении художественных задач.
Важно, окружить обучающегося, такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Такая художественно-творческая деятельность не только будет способствовать развитию способностей ребёнка, но и потребует от него применения полученных навыков в жизни. А, значит, включиться в социально значимую деятельность, проявить инициативу.
Развитие творческих способностей – это выработка у обучающихся стремления к проявлению собственной инициативы, стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания, донести до общества багаж знаний. Поэтому так тесно переплетаются развитие творческих способностей и развитие социальной активности подростков, как творческой самореализации.
Творческая деятельность – специфический вид социальной активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления, специфике общения.
Если используемые педагогические технологии обеспечивают осознание единства себя и общества, пробуждают положительное эмоциональное отношение к решению задач, как собственной творческой самореализации, так и готовности к участию в реализации потребностей социума. Для этого предполагается использование таких способов организации творческой деятельности, как диалог и проблемная ситуация, создание ситуаций личностного успеха, построение художественно-творческой деятельности как гуманитарной практики, способствующей саморазвитию и заботе о других. Ярким примером служит благотворительная ярмарка «Новый год в каждый дом», когда дети продают сувениры, которые сами изготовили. Собранные средства перечисляются на новогодние подарки детям инвалидам.
Художественно-творческая деятельность выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности, с другой - как средство ее воспитания. В этом виде деятельности через сопереживание, сопричастность к созданию прекрасного у подростка формируется особое мироощущение, отличающееся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, происходит идентификация себя с другими людьми, социумом в целом, приверженность к социально значимым ценностям.
В.А. Сухомлинский справедливо считал, что важнейшей задачей является воспитание у ребенка умения чувствовать сердцем другого человека, что выражается через действия во имя другого, заботу о нем. По его мнению, на педагогическом умении возвышать и оберегать человеческое достоинство каждого ребенка строятся коллективистские отношения, а сама социальная активность человека движима гражданскими идеями и желаниями.
Развитию социальной активности ребёнка в процессе творческой деятельности способствует выполнение следующих условий:
· выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка;
· чувство личной и коллективной ответственности;
· эстетическое переживание, сопутствующее любому виду художественно-творческой деятельности, что способствует проявлению чувства совместной радости за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;
· возможность совместной эстетической и иной социально направленной деятельности со старшими;
· направленность художественно-творческой деятельности "на других".
Необходимо увлечь подростков творческим
процессом, где они могут заявить о своих
целеустремлениях и достижениях в среде
своих сверстников, реально оценить свой
творческий потенциал. В процессе творческой
деятельности подростки преодолевают
эмоциональную скованность, замкнутость,
закомплексованность, это способствует
успешному вхождению в социальную среду
более уверенным в собственных силах. Основными
мотивами социальной активности являются получение
дополнительных знаний, желание приобщения
к искусству, желание общения с единомышленниками,
склонность к коллективному творческому
труду, желание делать жизнь красивой.
К концу третьего года обучения у подростков повышается
уровень самосознания, повышается самооценка,
растет желание быть замеченным, быть
полезным обществу, они ощущают
Формы развития социальной активности через художественно-эстетическую деятельность разнообразны. Проведение акций социальной направленности «Примите наши поздравления»: обучающиеся изготавливают и дарят сувениры, ветеранам труда и людям с органическими возможностями по месту жительства.
Уже стала для нас традиционная
акция совместно с Кедровским угольным
разрезом «Доброе сердце». Организуется
ярмарка в административном здании разреза
и дети продают там сувениры, которые сами
изготовили. На собранные средства
Одной из форм развития социальной
активности подростков является вовлечение
их в конкурсное движение. Конкурсное
движение требует от руководителя много
сил и терпения, но азарт и заинтересованность
Можно считать художественно-
Список литературы
1. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л. П. Буева. – М.: Изд - во МГУ, 2004. - 292 с.
2. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы [Текст] / Л. Н. Буйлова, Г. П. Буданова.– М.: Просвещение, 2008. -317 с.
3. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки [Электронный ресурс]: Образование и общество. - Режим доступа: http://www.education.recom.ru
4. Мудрик, А.В. Психология и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт 2006. – 472 с.
5. Соколов, А. В. Феномен социокультурной деятельности: моногр / А. В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Проблемы современной социализации подростков………..5
1.1 Понятие социализации…………………………
1.2 Особенности современной социализации………………………..10
1.3 Особенности социализации современного подростка…………..13
4. Роль факторов
семейного воспитания, школы, группы
сверстников и средств
Глава 2 Исследование влияния факторов
семейного воспитания, школы, группы сверстников
и средств массовой информации в социализации
подростков.……………………….….33
2.1 Диагностика зависимости
социализации подростков от её
факторов…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность
Одним из основных звеньев социализации
детей и подростков является семья, хотя
и отмечается некоторое падение ее воспитательной
роли в связи с происходящими в семье коренными
изменениями. Российская семья сегодня
переживает ситуацию, когда изменение
социальных условий, смена одних общественно-экономических
отношений на качественно противоположные
происходят не плавно, а скачкообразно.
Такая ситуация вызывает естественную
в подобных случае растерянность населения,
озабоченного поиском своего места в новой
общественно-экономической структуре.
Переход от традиционной патриархальной
семьи к современной, основанной на равенстве
супругов, привел к снижению авторитета
отца, утрате согласованности воспитательных
воздействий родителей. Распространены
стали также семьи с одним-двумя детьми,
для которых характерен детоцентризм,
а отсюда - эгоцентризм детей.
Одна из крупнейших и острейших проблем
семьи - проблема разводов. Наряду с неполными
семьями, велико число нестабильных, конфликтных
семей. В целом по стране из-за разводов
каждый год свыше 700 тыс. детей остается
без одного родителя, 500 тыс. рождается
вне брака (эти цифры неуклонно растут).
Во многих семьях раздоры порождают цинизм,
полную безответственность. Около
60% детей в таких семьях - сироты при обоих
родителях. Каждый шестой хронический
алкоголик из почти пятимиллионного их
состава - женщина, 80% детей, содержащихся
в детдомах, - это сироты при живых родителях.
Все это крайне отрицательно сказывается
на социализации подростков.
Проблему социальной ориентации и выбора
дальнейшего жизненного пути целесообразно
рассматривать для подростков в возрасте
15 лет, когда они завершают обучение в
основной общеобразовательной школе (9
классов), выясним, что же является факторами,
определяющими выбор девятиклассников.
Прежде всего отметим, что у девятиклассников
достаточно велика при определении дальнейших
образовательных планов роль фактора
успеваемости.
Если практически все подростки, обучающиеся
на “4” и “5”, намереваются продолжить
обучение в десятом классе, а среди тех,
кто успевает в основном на “4” таковых
- 3/4 контингента, то среди успевающих на
“3” и “4” или в основном на “3” таковых
соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся
в основном на три и 31,4% вообще имеющих
тройки, не склонны к дальнейшему обучению
в школе.
Цель
Выявить роль семьи, школы, группы сверстников,
СМИ в социализации современного подростка.
Объект
Социализация современных подростков.
Предмет
Роль факторов семьи, школы, группы сверстников
и СМИ в социализации современных подростков.
Гипотеза
Ведущим фактором, влияющим на социализацию
подростков, являются СМИ.
Задачи
1.) Изучение литературы по предмету исследования.
2.) Выявление особенностей современной
социализации.
3.) Анализ особенностей социализации современного
подростка.
4.) Описание факторов, влияющих на социализацию
современного подростка.
5.) Выявление роли ведущего фактора в социализации
подростка.
Глава 1. Проблемы современной социализации.
1.1 Понятие социализации.
Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимся на философских и психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо для осмысления ее педагогических аспектов.
Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлении, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.
Представляется существенным наличие следующих понятий в рамках экзистенциализма, прагматизма и диалектического материализма.
В системе взглядов прагматизма таковым, например, становится опыт.
Так, автор «философии действия» Дж.Дьюи всю окружающую человека реальность отождествляет с «опытом» (Дьюи: 1999). Он полагает, что социальный опыт никогда не дан человеку изначально, как нечто определенное: все объекты познания формируются познавательными умениями и усилиями в ходе решения возникающих задач. Таким образом, «посредством деятельности», в процессе которой дети приобретают знания и навыки, требуемые для лучшего выполнения социальных задач, и в определенных социальных условиях происходит воспитание.
Для представителей экзистенциализма наиболее актуально понятие диалогового общения.
По Г.Марселю (Марсель: 1995), основная социальная деятельность, в которой происходит воспитание индивида, – диалоговое общение, а также творчество и самопереживание.
Философия диалектического и исторического материализма в качестве основы процесса воспитания как составляющей социализации выделяет социальную активность самого субъекта.