Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:07, реферат
С психологической точки зрения - под толпой следует понимать изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Введение…………………………………………………………..………..3
1. Сущность толпы……………………………………………......………..4
2. Общая классификация и типы толпы……………………..….………..6
3. Основные характеристики толпы……………………….….………....10
4. Внешние (структурные) особенности толпы………….……………...15
5. Факторы, влияющие на толпу………………………………….……….16
6. Лидеры толпы………………………………………………………….…19
Заключение……………………………………………………..…………...23
Список литературы………………………………………………………...25
Приведя
ряд примеров, Лебон делает практический
вывод для судопроизводства и
исторической науки: "Коллективные
наблюдения - самые ошибочные из
всех и чаще всего представляют не
что иное, как иллюзию одного индивида,
распространившуюся путем заразы и
вызвавшую внушение". Поэтому
совершенно неправильно поступают
те, кто полагает, что массовое присутствие
свидетелей полностью удостоверяет
некоторый факт. "Самые сомнительные
события - это именно те, которые
наблюдались наибольшим числом людей".
Столь же недостоверны показания
детей. Они, возможно, не лгут сознательно,
но в силу своей впечатлительности
часто дают совершенно недостоверную
информацию. На наш взгляд лучше
решать жребием судьбу подсудимого,
чем на основании показаний ребенка.
В) Максимализм
.
Толпа не знает оттенков, видит
все преимущественно в черно-
Г) Авторитарность и консерватизм.
Поскольку толпа постоянно
Однако,
поскольку в толпе
Д) Нравственная спонтанность.
Толпа безответственна и
Е) Образность и алогичность "мышления".
Идеи
становятся доступными толпе только
в том случае, если они представлены
в форме ярких образов, т.е. толпа
оперирует не с идеями, но с идеями-образами,
поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея
достигла толпы, ее необходима существенно
видоизменить. Толпе не свойственна формальная
логика, поэтому в ней могут уживаться
самые противоречивые представления.
Кроме того, ей неочевидны любые доказательства,
вместо них применяются ассоциации, причем
зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации
разнородного. Для толпы характерна логическая
ошибка "поспешного обобщения". Речи,
произносимые перед толпой, совершенно
нечитабельны, нелогичны, но именно такие
речи и действуют на нее.
Образы,
вызванные в "душе толпы", по своей
значимости равны для нее реальным
событиям. Уже упоминалось в курсовой
работе, что невероятного для толпы
не существует, а именно невероятное
и поражает более всего. Театральные
зрелища всегда имеют огромное влияние
на толпу и зачастую она престает
различать грань между
Образы,
чтобы оказать влияние на толпу,
должны быть исключительно яркими,
поэтому множество мелких, хотя и
многочисленных преступлений не действует
на толпу, чем какое-нибудь одно, но
крупное. В 1894 году согласно статистике,
погибло 850 парусных и 203 паровых корабля,
гибель «Титаника» - трансатлантического
парохода произвела впечатление
на толпу куда большую. Следовательно,
"не факты сами по себе поражают народное
воображение, а то, каким образом
они распределяются и представляются
в толпе".
Ж)
Религиозность. Толпа нуждается
в религии. Вот формы в которые
отливаются убеждения толпы. Его
характеристики следующие: обожание, боязнь,
подчинение в отношении верховного
существа, непоколебимая уверенность
в его идеях и желание эти идеи распространять,
ненависть и нетерпимость к его врагам.
Неважно, относится ли это чувство к Богу
и политической идее - сами эти черты позволяют
характеризовать чувства толпы как религиозные.
Наполеону поклонялись с такой истовостью,
которая никогда не проявлялась в отношении
языческих богов. Аналогичными почестями
пользовался и римский император, иначе
нельзя было бы объяснить, как тридцать
легионов могли держать в повиновении
стомиллионный народ. Даже в самой маленькой
деревушке императору воздвигались алтари.
Сейчас алтарей не воздвигают, зато ставят
статуи, которым поклоняются с не меньшим
пылом. "Если бы было возможно заставить
толпу усвоить атеизм, то он выразился
бы в такой же пылкой нетерпимости, как
и всякое религиозное чувство, и в своих
внешних формах скоро превратился бы в
настоящий культ" - пророчески писал
французский исследователь, в качестве
иллюстрации приводя сцены из произведений
Достоевского. Следовательно, "для толпы
надо быть богом или ничем".
4.
Внешние (структурные)
особенности толпы.
Форма
и структура толпы. Как показали наблюдения
и снимки, сделанные с вертолетов, все
толпы в начале их образования и в состоянии
относительного покоя имеют тенденцию
приобретать кольцеобразную форму (если
этому не мешает рельеф местности, здания
и т.п.). При этом характерно движение одних
людей к центру толпы, а других наоборот
к периферии. Этот процесс (перемешивающие
движения), имеет двоякое значение: с одной
стороны, оно рассматривается как средство
распространения информации в толпе, с
другой позволяет разделить людей по степени
их активности. Наиболее активные и готовые
принять участие в действиях толпы стремятся
к ее центру; более пассивные тяготеют
к периферии. Важно отметить, что состояние
страха и неопределенности способствует
тяготению людей в сторону центра толпы.
Границы
толпы. Границы толпы обычно носят
очень подвижный характер, в результате
чего постоянно меняется положение
людей зачастую помимо их воли и
желания. Так, просто любопытный может
неожиданно оказаться в центре толпы
в результате присоединения к
ней новой группы людей. Этот момент
имеет важное значение при оценке
состава толпы и степени
Состав
толпы. В каждом отдельном случае
состав толпы зависит в основном
от тех причин, по которым она
возникла. Например от слухов в толпе.
Слухи рассматриваются как
5.
Факторы, влияющие
на толпу.
Факторы,
оказывающие влияние на характер
мнения и верований толпы можно
разделить на две составляющих: непосредственные
и отдаленные. "Отдаленные" - те,
которые подготавливают почву для
прочих влияний, это наиболее фундаментальные
факторы. Непосредственные же факторы
скорее оформляют уже сложившееся
мнение и превращают его в конкретное
решение и действие.
Наиболее
важным фактором является раса, это
как бы субстанция общества. Все
элементы цивилизации - выражение души
расы. Благодаря наследственности,
расовые черты закрепляются во всех
поколениях. Раса воплощает "идеи, потребности
и чувства" в традициях. При
анализе исторического процесса
возникает искушение
Тезис
о том, что социальные и политические
организации в состоянии
"Непосредственные"
факторы. Одним из самых
Значит,
"самой главной обязанностью государственных
людей должно быть переименование и
по именование популярными или же
нейтральными названиями тех вещей,
которых толпа уже не выносит
более под их прежними именами. Могущество
слов так велико, что стоит только
придумать изысканные названия для
каких-нибудь самых отвратительных
вещей, чтобы толпа тотчас же приняла
их".
Толпе необходимы иллюзии, и руководитель должен умело ими пользоваться, а не разрушать. Разрушение религиозных воззрений, например, приводит к тому, что массы лишаются надежд и смирения. Так и социализм, представляет собой лишь иллюзию, которой принадлежит будущее, несмотря на всю несостоятельность этой идеи. "Главным фактором эволюции народов никогда не была истина, но всегда заблуждение".