Профессиональный портрет специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Оглавление

1. Личностные качества социального работника……………………………….3
2. Профессиональная этика и этический кодекс социального работника…….4
3. Должностные обязанности специалиста по социальной работе…………..10
4. Список использованной литературы………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Кафедра социальной работы и теологии 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

Тема: Профессиональный портрет специалиста по социальной работе 
 
 
 
 
 

                Студент: 1 курса заочной формы  обучения

                                                                      специальность: 040101.65 «Социальная работа»

                                                                      № студенческого билета СР 09з  485

                                                                      Козлова Валентина Александровна 
 

Преподаватель Кузнецов Ю.В.

Дата сдачи  в деканат __________ 

Мурманск, 2010 г

Содержание 

1. Личностные  качества социального работника……………………………….3

2. Профессиональная  этика и этический кодекс социального  работника…….4

3. Должностные  обязанности специалиста по социальной  работе…………..10

4. Список использованной  литературы………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Личностные  качества социального  работника 

      Личностные  качества социальных работников подразделяются на три группы.

            К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

           Ко второй группе личностных  качеств относят самоконтроль, самокритичность,  самооценку своих поступков, а  также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

           К третьей группе личностных  качеств социального работника  относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом).

            
 
 
 
 
 
 
 
 

  Профессиональная  этика и этический кодекс социального работника 

            В июле 1994 года в городе Коломбо общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Документ состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».

            В «Декларации об этических принципах в социальной работе» провозглашены принципы:

            Каждый человек  уникален, что требует внимания к  нему с позиции нравственности.

            Каждый человек  имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества.

            Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.

            Социальные работники  привержены принципам социальной справедливости.

            Социальный работник обязан использовать объективную систему  знаний, умения и навыки для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствий.

            Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуществляется независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, половой ориентации.

            Социальные работники  уважают права каждого человека и права социальных групп, их независимость  и достоинство, руководствуясь при  этом положениями «Хартии ООН  о правах человека» и другими  международными документами.

            Социальная работа основана на принципах защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать  права на свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его  личного дела.

            Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему законодательству.

            Социальная работа основана на принципе участия клиента  и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом с целью удовлетворения интересов клиентов. Лица, использующие услуги социальных работников, должны принимать самое активное участие в решении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда проинформированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.

            Социальная работа основана на принципах самоопределения  клиентов. Соответственно, она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.

            В случае, когда может  возникнуть необходимость разрешить  проблемы одной группы участников за счет проблем другой группы, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рассмотрении интересов противостоящих групп и на выборе принципов после того, как выслушаны обе группы. Социальные работники обязаны обеспечить обе противостоящие группы квалифицированными представителями.

            Социальные работники  также обязаны сводить к минимуму доступ легального принуждения в законодательстве своих стран.

            Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих сограждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства.

            В «Международных этических  стандартах социальной работы» выделены пять групп:

    1. Стандарты  этического поведения.

  • Стремитесь понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.
  • Утверждайте профессиональные ценности, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступков, которые могут повредить престижу профессии.
  • Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.
  • Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.
  • Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и социальных программ, служащих улучшению качества жизни общества.
  • Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем и объясняйте их.
  • Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства или организации.

    2. Взаимоотношения  с клиентами

  • Ставьте на первое время обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к эстетическим установкам других людей.
  • Отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации.

    Сбор  и передача информации другим лицам  производится только в рамках профессиональной деятельности, осуществляемой в интересах  клиента, которого предварительно информируют  о необходимости таких

    действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответственным за свои поступки или когда это может представлять серьёзную опасность для других лиц. Клиент имеет доступ к любой касающейся его информации, которая имеется у социального работника. 

  •   Цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов. В рамках агентства и социальной среды клиента профессионал помогает клиенту быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду причин профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиента информируют об этом, и он действует по собственному усмотрению.
  •   Оказывайте помощь клиентам с целью достижения ими самореализации и максимального развития собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент понял и использовал контакты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.
  1. Взаимоотношения с агентствами и организациями
  • Работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной социальной работы.
  • С полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам агентства или организации; вносите вклад в разработку социальной политики, методики и практики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.
  • С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменения в социальную политику, методику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.
  • Представляйте профессиональный отчет клиенту и общине об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоанализа личной деятельности.
  • Не допускайте противоречия в направлении действий, процедуры и практики эстетическими принципами социальной работы.
  1. Взаимоотношения с коллегами
  • Относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им всяческое содействие для достижения эффективности социальной работы.
  • Относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критические замечания в соответствующих инстанциях.
  • Способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования и самоутверждения.
  • Доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики.
  • Защищайте коллег от несправедливых нападок.
  1. Отношение к профессии
  •   Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование.
  •   Повышайте профессионализм социальной работы, всемерно совершенствуйте его.
  •   Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.
  •   Давайте конструктивную критику профессии, ее теорий, методов и практики.
  •   Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

Информация о работе Профессиональный портрет специалиста по социальной работе