Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане и возможные пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:38, реферат

Краткое описание

Проблема, связанная с религиозными противоречиями в настоящее время приобрела общечеловеческую значимость и актуальность в силу того, что эти противоречия лежать в основе такой глобальной угрозы человечеству, как религиозный экстремизм и международный терроризм. Как и в других странах Центарально-азиатского региона в Кыргызской Республике наблюдается усиление роли религии, роста ее влияния на все сферы общественных отношений, включая и негативные тенденции, происходящие в этой области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 1
Краткий обзор религиозной ситуации в Кыргызстане …………… 2
Проблемы в религиозной сфере ………………………………………. 5
Возможные пути решения религиозных противоречий …………….. 9
Заключение ……………………………………………………………... 10
Список использованной литературы ………………………………... 11

Файлы: 1 файл

СРС_Социология_04.12.12_г.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

На сегодняшний день наблюдается  тенденция по увеличению  количества мечетей, медресе, церквей, молебных домов и других  культовых объектов.

Казалось бы, что с увеличением  количества  религиозных объектов  усилится роль религии в нравственном воспитании населения, особенно молодежи, послужит объединению верующих. Однако, в действительности ситуация в некоторых  регионах показывает обратные процессы. С постоянным увеличением количества мечетей растет и противоречие внутри ислама, которое зачастую приводит к разобщению населения по национальному, родовому признакам и признаку поддержки  того или иного духовного лидера, порождая элементы фанатизма.

Интенсивный рост числа конфессиональных новообразований является одним  из факторов, способствующих возрастанию  межконфессионального соперничества, приводящим к различного рода нежелательным последствиям и вызывающим недовольство основной части населения.

Вместе  с тем, религиозные организации  и объекты религиозного назначения (мечети, медресе, церкви, молельные  дома, религиозные образовательные организации), число которых постоянно растет, зачастую становятся духовными и идеологическими центрами притяжения населения, порой неоднозначного характера. Данный фактор может способствовать росту адептов и приверженцев запрещенных политизированных религиозно – экстремистских партий, что приведет к усилению требований, включая протестные акции   по легализации религиозных партий и движений,  предоставления права религиозным организациям участвовать в политической деятельности, введению религиозных канонов в законодательные акты, а также общеобразовательные программы, ослаблению государственного строя, нарушению Конституции, гражданских прав, включая гендерное равенство.

Практически, во всех регионах страны расширяют сферу своего влияния  религиозные организации и церкви протестантского направления при  устойчивой тенденции их количественного  роста.

 Используя широкие финансовые  возможности, зарубежные протестантские  центры и церкви создают «дочерние»  организации, ведут активную пропагандистскую  деятельность. Под видом оказания  гуманитарной помощи многие новые  протестантские организации формируют  в различных группах населения  позицию самоотчуждения по отношению к государству сложившимся в течение веков традициям и обычаям, менталитету и образу жизни коренного населения республики, порождая в сознании своих верующих элементы фанатизма, усиливая болезненность процесса прозелитизма. 

Наиболее активная экспансия протестантских организаций отмечается в Чуйской  области и г. Бишкек. Свыше 60 процентов из числа действующих в республике религиозных структур финансируется из Южной Кореи, США, Германии. При этом, протестантские религиозные организации, штаб-квартиры которых находятся за рубежом, заметно потеснили позиции ислама и православного христианства.

Неуважительное отношение к  традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к фанатическим  проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияющим на состояние межконфессиональных и межэтнических отношений. Данные явление наблюдаются порой внутри одной этнической группы и религии.

На уровне местных сообществ  возникают проблемы связанные с  захоронением лиц принявших другую веру. Об этом свидетельствует события  в с. Куланак Нарынской области.

Неоднозначная религиозная ситуация, которая реально может привести к непредсказуемым последствиям для  общества, не позволяет на спонтанной и интуитивной основе строить  государственную политику в области  религий.

Международный опыт показывает, что религиозный фактор может  дестабилизировать ситуацию в обществе за считанные дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные пути решения религиозных противоречий в Кыргызстане

Существует ряд мер требующих  совместных усилий и пересмотра подходов по взаимоотношению государственных  органов с религиозными организациями:

  • Укрепить позицию власти в религиозной сфере, решить проблемные вопросы в данной области;
  • Четко и жестко определить основополагающие принципы сотрудничества государства и религиозных организаций, критерии выявления деструктивных, тоталитарных, экстремистских групп и религиозных организаций;
  • Совершенствовать нормативно правовую базу в области религии;
  • Развивать пропаганду ценностей, принципов и преимущества светского, поликонфессионального общества;
  • Укреплять и сохранять межконфессиональную толерантность и согласие;
  • Отрабатывать механизмы ведения постоянного мониторинга религиозной ситуации, по объединению усилий в работе против религиозно-экстремистских, деструктивных, тоталитарных, сектантских группировок;
  • Способствовать  ДУМК в разработке долгосрочной программы внутриконфессионального развития ислам и осуществлению конкретных действий направленных на стабилизацию ситуации вокруг ДУМК с привлечением общепризнанных авторитетных богословов:
  • Реформировать и модернизировать вертикально-горизонтальную систему ДУМК,  для того чтобы она стала эффективной и конкурентоспособной, отвечающей требованиям современности;
  • Содействовать выработке унифицированных образовательных стандартов для религиозных учебных заведений по созданию единого образовательного пространства;
  • Разработать систему комплексного подхода к просветительской, профилактической и разъяснительной работы среди местного населения, с учетом охвата населения вплоть до уровня ТОСов, квартальных, уличных комитетов, сельских управ по религиозным вопросам;
  • Провести мониторинг за финансовой и иной помощью со стороны иностранных религиозных структур.

Все вышеуказанное свидетельствует  о необходимости принятия мер  по оздоровлению идеологической обстановки среди населения, причем назрела  срочная необходимость реализации целостной системной и комплексной  государственной политики в религиозной  сфере.

Заключение

 

Развитие событий в республике и за ее пределами показали, что  религиозную сферу нельзя оставлять  без внимания.  Необходима системная  и целенаправленная государственная  политика, обеспечивающая социальную стабильность, мирное сосуществование  религиозных объединений и граждан  в соответствии с законодательством  нормами республики.

Неоднозначная религиозная  ситуация, которая реально может  привести к непредсказуемым последствиям для  общества, не позволяет на спонтанной и интуитивной основе строить  государственную политику в области  религий.

Следует отметить, что многие государства мира рассматривают вопросы религиозного экстремизма, терроризма и религиозной экспансии на уровне безопасности своей страны и предпринимают разноплановые меры, в том числе, законодательного характера.

При этом решение стоящих проблем  и задач, в религиозной сфере  должно входить в разряд важнейших  стратегических направлений государства, и для их претворения в жизнь  необходимо придать сегодняшним  процессам, происходящим в  сфере  религии, позитивное, созидательное  направление на благо общества в  рамках общественной безопасности и  национальных интересов страны.

В зависимости от того, насколько  оперативно государство сумеет выстроить  свои отношения с религией и последовательно  выдерживать этот формат отношений, настолько религия может оказаться  для власти стабилизирующим и  укрепляющим общественное спокойствие  фактором. В противном случае религия  будет использоваться как духовенством, так и политиками в корыстных  интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. О. Мамаюсупов. Вопросы (проблемы) религии   на переходном периоде. – Б.: 2003.- 353 с.

2. О. Мамаюсупов, К.Мурзахалилов, К.Маматалиев. Ислам в Кыргызстане: тенденции развития. – Ош.: 2004. – 350 с.

3. О. Мамаюсупов, К.Мурзахалилов, К.Маматалиев. О мониторинге деятельности государственных органов в реализации религиозных прав и свобод. – Ош.: 2004. – 561с.

4. О.  Мамаюсупов., К.Мурзахалилов., К.Маматалиев. Краткий анализ религиозных систем в Кыргызстане.  – Б.: 2006.- 172 с.

5. Осмоналиев К.О., Мурзахалилов К.К., Мырзабеков И.К. и др. Ислам багытындагы айрым экстремистти, радикалды диний агымдар жана башка уюмдар туралуу маалыматтар. Ош.: 2010. – 42 с.

6. Осмоналиев К.О., Уркунбаев Ш.Д., Мурзахалилов К.К., и др. Религиозные организации (не исламского направления) в Кыргызстане: их доктрины и учения.   – Ош.: 2010. – 27с.

7. Осмоналиев К.О., Мурзахалилов К.К., Маматалиев К.К. Международные нормы обеспечивающие свободы совести и вероисповедания. Законодательные и нормативно-правоввые-акты Кыргызской Республики регулирующие сферу религии. Ош.:2010. – 151 с.

8. К. Мурзахалилов,, М.Арынов. «Таблиги Джаамат» в Кыргызстане: анализ и прогнозы.- Б.:2010.-76 с. 

9. К.Мурзахалилов. Проблемы прозелитизма в Кыргызстане. ///Центральная Азия и Кавказ, Швеция. 2004, №1 (31), с. 67-79

10. Ботоев Ж.Т., Мамаюсупов О.Ш., Мурзахалилов К.С., Юсупов И.З. Правовые основы религиозных организаций, миссионеров и совершенствование законодательства о свободе вероисповедания в Кыргызской Республики. //Материалы международной научно-практической конференции «Свобода вероисповедания и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания в странах Центральной Азии». Б. 2004, с. 136-150

11. Маматалиев К.К. Мурзахалилов К.С. Проблемы религиозного образования в в Кыргызстане. //Материалы международной научно-практической конференции «Свобода вероисповедания и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания в странах Центральной Азии». Б. 2004, с. 150-159

12. Ботоев Ж.Т., Мамаюсупов О.Ш., Мурзахалилов К.С. Правовые проблемы взаимоотношений государства и религии в Кыргызстане. //Материалы международной научной конференции «Ислам в Центральной Азии». Ош. 2004, с. 143-157

13. К. Мурзахалилов., К.Маматалиев., О.Мамаюсупов. Ислам в условиях демократического развития Кыргызстана: сравнительный анализ. //Центральная Азия и Кавказ, Швеция. 2005, №3 (39), с. 53-65

14. K. Murzahalilov, K. Mamataliev. Religion Central Eurasia 2005. Analytical Annual, // CA&CC Press, 2006, Sweden, pp 219-223  

15. К. Мурзахалилов, К. Маматалиев. Религия. Центральная Евразия 2005. «Аналитический ежегодник». Швеция, 2006.– с. 247 – 252 16. К. Мурзахалилов. Ислам в Кыргызстане: становление и перспективы развития.//Материалы круглого стола «Секуляризм и ислам в современном государстве: что их объединяет?». Алматы. 2008, с. 179-199

17. К. Мурзахалилов,, М.Арынов. «Таблиги Джаамат» в Кыргызстане: особенности деятельности и возможные последствия для развития религиозной ситуации в республике: анализ и прогнозы. //Центральная Азия и Кавказ, Швеция. 2010, №3 (13), с. 69-75

18. Текущий архив Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики. 

 


Информация о работе Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане и возможные пути их решения