Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:38, реферат
Проблема, связанная с религиозными противоречиями в настоящее время приобрела общечеловеческую значимость и актуальность в силу того, что эти противоречия лежать в основе такой глобальной угрозы человечеству, как религиозный экстремизм и международный терроризм. Как и в других странах Центарально-азиатского региона в Кыргызской Республике наблюдается усиление роли религии, роста ее влияния на все сферы общественных отношений, включая и негативные тенденции, происходящие в этой области.
Введение………………………………………………………………… 1
Краткий обзор религиозной ситуации в Кыргызстане …………… 2
Проблемы в религиозной сфере ………………………………………. 5
Возможные пути решения религиозных противоречий …………….. 9
Заключение ……………………………………………………………... 10
Список использованной литературы ………………………………... 11
Академия Государственного управления при Президенте Кыргызской Республики
Институт подготовки государственных и муниципальных служащих
СРС
по дисциплине:
«Социология»
на тему
«Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане и возможные пути их решения»
Выполнил: слушатель группы ГУз-1-11
Мурзахалилов К.С.
Проверила: доцент Кошоева Ч.М.
Бишкек-2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Краткий
обзор религиозной ситуации в Кыргызстане
…………… 2
Проблемы в религиозной сфере ………………………………………. 5
Возможные пути решения религиозных противоречий …………….. 9
Заключение ……………………………………………………………... 10
Список использованной литературы ………………………………... 11
Введение
Проблема, связанная с религиозными противоречиями в настоящее время приобрела общечеловеческую значимость и актуальность в силу того, что эти противоречия лежать в основе такой глобальной угрозы человечеству, как религиозный экстремизм и международный терроризм.
Как и в других странах Центаральноазиатского региона в Кыргызской Республике наблюдается усиление роли религии, роста ее влияния на все сферы общественных отношений, включая и негативные тенденции, происходящие в этой области.
Общественно-политические преобразования,
произошедшие в Кыргызстане с
момента обретения
Чрезмерный либеральный подход
государства к религиозным
Совокупность исторически сложившихся традиций народов Кыргызстана, изначально обусловленных толерантным мировоззрением, позволило в кратчайшие временные сроки изменить религиозное пространство республики, сформировав поликонфессиональное общество.
В настоящее время проблемы в религиозной сфере достаточно серьезны и имеют тенденцию к некоторому обострению.
В этих условиях сложности и динамики
существующих процессов, формирование
и реализация государственно-
Краткий обзор религиозной ситуации в Кыргызстане
Начиная с 1991 года складывающиеся и изменяющиеся формы взаимоотношений государства и институциональных образований - конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений) получили практическую реализацию в многообразии религиозных новообразований.
Результатом этого процесса является то, что на сегодняшний день в республике действуют около 30 религиозных направлений, около 2500 объектов религиозного назначения. Из них более 350 церквей и молельных домов христианской направленности и около 2000 мечетей и медресе (для сравнения, к 1990 году на территории республики действовали 5-6 религиозных направлений, 39 мечетей и более 30 церквей и молельных домов).
Следует отметить, что количество зарегистрированных конфессиональных направлений с 1991 года по настоящее время возросло с 4 до 30 (ислам, христианство и основные его ответвления, новые религиозные движения), в которые входят различные объекты религиозного назначения (мечети, медресе, церкви, молитвенные дома, теологические образовательные учреждения).
В соответствии с Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года и Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания» от 14 ноября 1996 года государственным органом по делам религий осуществляется учетная регистрация религиозных организаций, учебных заведений, зарубежных миссий и миссионеров.
На 1 августа 2012 года произведена учетная регистрация 2168 объектов религиозного назначения. Из них - 1791 объект исламского направления (или 82,61 % от общего количества зарегистрированных религиозных объектов).
Деятельность исламской конфессии координируется и управляется Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК), имеющим в своей структуре 9 казыятов, 1674 мечетей, 8 высших религиозных учебных заведений (из них 1 университет, действующий в г. Бишкек) 7 институтов, 50 медресе, 49 фондов, центров и объединений ислама, а также 3 миссии зарубежной конфессии ислама, при этом, наибольшее количество мечетей (76,14%) приходится на юг страны.
Число религиозных исламских учебных заведений в процентном соотношении от общего количества (58) по югу республики составляет 56,14% (33), а по северу республики -43,86 % (25).
Общее количество студентов, обучающихся
в религиозных исламских
Действуют
360 религиозных объектов христианского
направления (или 16,80% от общего количества
зарегистрированных религиозных объектов).
В том числе: 46 храмов и приходов
Русской Православной Церкви, из них
1 женский монастырь, 2 религиозные
организации православного
Функционируют 308 религиозных объектов протестантского направления (14,38 % от общего количества зарегистрированных религиозных объектов). В том числе, баптисты – 49, лютеране - 21, пятидесятники – 49, адвентисты седьмого дня – 30, пресвитериане – 36, харизматического направления – 43, Свидетели Иеговы – 41, неденоминированные религиозные организации протестантского направления – 15, 23 миссий зарубежных конфессий христианства. Проводят свою работу 15 образовательных учреждений протестантского направления.
Число христианских культовых объектов действующих на юге республики от общего количества христианских религиозных организации составляет 11,94%, всего 39 объектов.
Осуществляют
свою деятельность 14 объектов новых
религиозных течений и
Действуют 1 иудейская община и 1 буддийская община (0,05% общего количества зарегистрированных религиозных объектов, каждый).
С 1996 года по 1 августа 2012 года
прошли учетную регистрацию и
перерегистрацию 1182 иностранных граждан,
прибывших в республику с целью
осуществления религиозной
Повсеместно, как
и в странах Центральной Азии
подпольно проводят свою работу последователи
экстремисткой организации «
В республике действуют без регистрации и зачастую нелегально миссионеры и новые религиозные движения, деятельность которых запрещена в других странах мира и в странах членов ШОС. Это учение «Фалуньгунь», церковь «Сен Мен Муна», «Школа менеджмента Махариши» (трансцендентальная медитация), «Международное Общество Сознания Кришны». Сюда же относятся оккультные и псевдорелигиозные группы – «Универсальная Церковь», «Сайентологическая Церковь», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», последователи «Сатанизма».
Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане
Складывающаяся обстановка в религиозной сфере, порой очень тревожного характера, приводит к возникновению и росту все новых угроз интересам общества, государства и личности.
Особого внимания требует увеличивающаяся деятельность различных экстремистских, фундаменталистских, тоталитарных, деструктивных, сектантских религиозных групп и течений, ставящих своей главной целью построение государства системы «халифат», или полную евангелизацию населения, или формирование монорелигиозного общества что, в первую очередь, относится к деятельности запрещенной религиозно - экстремисткой партии «Хизб ут - Тахрир».
Рост фундаменталистских взглядов и экстремистских настроений, особенно среди молодежи, вызывает опасения в спонтанности и бесконтрольности этого процесса. Нарастание и усиление фундаментализма и экстремизма может приобретать его крайнюю форму – терроризм.
Наблюдается вероятность роста межконфессиональной и межэтнической розни, вследствие религиозных и идеологических противоречий, которые порой происходят внутри одной религиозной конфессии. В свою очередь это может перерасти в серьезные и непредсказуемые конфликты.
В числе наиболее важных проблем в религиозной сфере рассматривается также широкое и активное распространение по всей территории республики «новых» религиозных воззрений, ранее не имеющих аналогов в Кыргызстане. Данный фактор, в свою очередь, усиливает процесс прозелитизма (изменение вероисповедной принадлежности), вызывающий повсеместные конфликты на религиозной основе в местных сообществах, пока на локальном уровне, и представляющий реальную угрозу полноценному функционированию сложившегося института семьи и родовых взаимосвязей. Вопросы захоронения граждан, принявших другую веру связанных процессом прозелитизма усиливает болезненность данного явления.
Возникло совершенно новое явление - это миссионерство зарубежных религиозных центров. Ежегодно в страну прибывают сотни проповедников из различных стран мира, многие из которых осуществляют свою деятельность нелегально.
Активная деятельность зарубежных религиозных организаций и их миссионеров на территории Кыргызской Республики вызывает обоснованную тревогу за духовную безопасность страны.
Серьезную проблему в сохранении стабильности, зачастую принимающую беспорядочный характер вследствие отсутствия должного контроля как стороны ДУМК, так и со стороны государственных органов создают сторонники так называемых «дааватистов» (последователи группы «Таблиги Джамаат»).
Кроме того, существующая конфронтация между мусульманскими лидерами, скрытая борьба за лидерство препятствует объединению организационных и материальных ресурсов ислама, являющихся дестабилизирующим фактором, снижающим эффективность усилий по противодействию религиозному фанатизму и экстремизму.
Особую опасность представляют попытки экстремистов расширить свою социальную базу, прежде всего за счет молодежи и женщин. В этих целях зарубежные эмиссары направляют усилия на формирование своего кадрового резерва, организуют нелегальное направление молодых граждан на обучение в зарубежные исламские центры. По оценкам экспертов, в настоящее время около 800 граждан Кыргызстана обучаются в исламских учебных заведениях Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Египта, Пакистана, Малайзии и других стран арабского мира.
Общее количество граждан, прошедших обучение за последнее десятилетие в зарубежных исламских учебных заведениях, превысило более 1000 человек. Большинство обучающихся там молодых граждан республики, пройдя подготовку в духе чуждых сложившемуся суннитскому мазхабу установок, после возвращения служат проводниками фанатизма, экстремизма и радикализма.
Отдельного внимания требует состояние религиозного образования в республике, которое касается как исламского, так и христианского направлений. Бытовые условия учащихся, учебные программы, процесс обучения, уровень подготовки преподавательского состава не отвечают образовательным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, архитектурным и иным нормам.
Также имеются вопросы с ношением религиозной атрибутики (хиджаба) в светских образовательных учреждениях.
Из года в год возникают проблемы по организации и проведению паломничества в Мекку и Медину граждан Кыргызской Республики.
Наряду с общинами, представляющими традиционные религии (ислам, христианство, иудаизм и буддизм) в республике действуют без регистрации и зачастую нелегально миссионеры и новые нетрадиционные религиозные движения, деятельность которых запрещена в других странах мира, такие как: учение «Фалуньгунь», церковь «Сен Мен Муна», «Школа менеджмента Махариши» (трансцендентальная медитация), «Международное Общество Сознания Кришны». Сюда же относятся оккультные и псевдорелигиозные группы: «Универсальная Церковь», «Сайентологическая Церковь», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны), последователи «Сатанизма».
Информация о работе Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане и возможные пути их решения