Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане и возможные пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:38, реферат

Краткое описание

Проблема, связанная с религиозными противоречиями в настоящее время приобрела общечеловеческую значимость и актуальность в силу того, что эти противоречия лежать в основе такой глобальной угрозы человечеству, как религиозный экстремизм и международный терроризм. Как и в других странах Центарально-азиатского региона в Кыргызской Республике наблюдается усиление роли религии, роста ее влияния на все сферы общественных отношений, включая и негативные тенденции, происходящие в этой области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 1
Краткий обзор религиозной ситуации в Кыргызстане …………… 2
Проблемы в религиозной сфере ………………………………………. 5
Возможные пути решения религиозных противоречий …………….. 9
Заключение ……………………………………………………………... 10
Список использованной литературы ………………………………... 11

Файлы: 1 файл

СРС_Социология_04.12.12_г.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

Академия  Государственного управления при Президенте Кыргызской Республики

 

Институт  подготовки государственных и муниципальных служащих

 

 

 

 

 

СРС

 

по дисциплине:

«Социология»

 

на тему

 «Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане  и возможные пути их решения»

 

 

 

Выполнил:                      слушатель группы ГУз-1-11

         Мурзахалилов К.С.

 

Проверила:    доцент Кошоева Ч.М.

 

 

 

 

 

Бишкек-2012 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение…………………………………………………………………      1 
Краткий обзор религиозной ситуации в Кыргызстане …………… 2

Проблемы  в религиозной сфере ………………………………………. 5

Возможные пути решения религиозных  противоречий ……………..   9

Заключение ……………………………………………………………...   10

Список  использованной литературы ………………………………...   11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема, связанная  с религиозными противоречиями  в настоящее время приобрела  общечеловеческую значимость и актуальность в силу того, что эти противоречия лежать в основе такой глобальной угрозы человечеству, как религиозный  экстремизм и международный терроризм.

Как и в других странах Центаральноазиатского региона в Кыргызской Республике наблюдается усиление роли религии, роста ее влияния на все сферы общественных отношений, включая и негативные тенденции, происходящие в этой области.

Общественно-политические преобразования, произошедшие в Кыргызстане с  момента обретения суверенитета,  несмотря на сложности этого процесса, коренным образом изменили как государственно-конфессиональные отношения, так и саму религиозную  ситуацию в стране. 

Чрезмерный либеральный подход государства к религиозным институтам за годы независимости привел  к  существенному  изменению конфессионального  пространства общества, объединившей не только представителей мировых религий, но и ранее неизвестные, даже запрещенные  за рубежом, деструктивные деноминации  и оккультные вероучения.

Совокупность исторически сложившихся традиций народов Кыргызстана, изначально обусловленных толерантным мировоззрением,  позволило в кратчайшие временные сроки изменить религиозное пространство республики, сформировав поликонфессиональное общество.

В настоящее время проблемы в религиозной сфере достаточно серьезны и имеют тенденцию к некоторому обострению.

В этих условиях сложности и динамики существующих процессов,  формирование и реализация государственно-конфессиональных взаимоотношений, прогноз перспективы  их развития невозможен без глубокого  и системного анализа причин событий  и тенденций (включая социологические исследования) происходящих в религиозной сфере.

 

 

 

 

Краткий обзор религиозной ситуации в  Кыргызстане 

 

Начиная с 1991 года складывающиеся и изменяющиеся формы взаимоотношений государства и институциональных образований - конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений) получили практическую реализацию в многообразии религиозных новообразований.

Результатом  этого процесса является то, что  на сегодняшний день  в республике действуют около 30 религиозных направлений, около 2500 объектов религиозного назначения. Из них более 350 церквей и молельных домов христианской направленности и около 2000 мечетей и медресе (для  сравнения, к 1990 году на территории республики действовали 5-6 религиозных направлений, 39 мечетей и более 30 церквей и молельных домов).

Следует отметить, что количество зарегистрированных конфессиональных направлений с 1991 года по настоящее  время возросло  с 4 до 30 (ислам, христианство и основные его ответвления, новые религиозные движения), в которые входят различные объекты религиозного назначения (мечети, медресе, церкви, молитвенные дома, теологические образовательные учреждения).

В соответствии с Законом «О свободе  вероисповедания и религиозных  организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года и Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания» от 14 ноября 1996 года государственным органом по делам религий осуществляется учетная регистрация религиозных организаций, учебных заведений, зарубежных миссий и миссионеров.  

На 1 августа 2012 года произведена учетная  регистрация 2168 объектов религиозного назначения. Из них - 1791 объект исламского направления (или 82,61 % от общего количества зарегистрированных религиозных объектов).

Деятельность  исламской конфессии координируется и управляется Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК), имеющим в своей структуре 9 казыятов, 1674 мечетей, 8 высших религиозных учебных заведений (из них 1 университет, действующий в г. Бишкек)   7 институтов, 50 медресе, 49 фондов, центров и объединений ислама, а также 3 миссии зарубежной конфессии ислама, при этом, наибольшее количество мечетей (76,14%) приходится на юг страны.

Число религиозных исламских учебных  заведений в процентном соотношении  от общего количества (58) по югу республики составляет 56,14% (33), а по северу республики -43,86 % (25).

Общее количество студентов, обучающихся  в религиозных исламских учебных  заведениях, составляет более 2866 учащихся (университет, институт и медресе), из них  на юге республики обучаются  около 1516 студентов (52,89%), на севере республики - 1350 студентов (47,11%).

Действуют 360 религиозных объектов христианского  направления (или 16,80% от общего количества зарегистрированных религиозных объектов).   В том числе: 46 храмов и приходов Русской Православной Церкви, из них 1 женский монастырь, 2 религиозные  организации православного направления,  (старообрядческие церкви), 4 общины католиков. Однако количество объектов религиозного назначения Русской Православной Церкви по отношению к другим христианским объектам в процентном соотношении  составляет всего 12,77 %

Функционируют 308 религиозных объектов протестантского направления (14,38 % от общего количества зарегистрированных религиозных объектов). В том числе, баптисты – 49, лютеране - 21, пятидесятники – 49, адвентисты седьмого дня – 30,  пресвитериане – 36, харизматического направления – 43,  Свидетели Иеговы – 41, неденоминированные религиозные организации протестантского направления – 15,  23 миссий зарубежных  конфессий христианства.  Проводят свою работу 15 образовательных учреждений протестантского направления.

Число христианских культовых объектов действующих на юге республики от общего количества христианских религиозных  организации составляет 11,94%, всего 39 объектов.

Осуществляют  свою деятельность 14 объектов новых  религиозных течений и верований, в том числе 12 общин «Бахаи» (0, 65% общего количества зарегистрированных религиозных объектов, каждый по отдельности).

Действуют 1 иудейская община и 1 буддийская община (0,05% общего количества зарегистрированных религиозных объектов, каждый).

С 1996 года по 1 августа 2012 года  прошли учетную регистрацию и  перерегистрацию 1182 иностранных граждан, прибывших в республику с целью  осуществления религиозной деятельности (миссионеры), из 54 государств мира, включая  страны СНГ. Из них 866 христианских, 316 исламских. Наибольшее количество исламских миссионеров приходится на Турцию, Египет, Саудовскую Аравию, Пакистан,  Индию. Миссионеры христианского толка и нетрадиционных религиозных течений прибывают в основном из США, Южной Кореи, Японии, Великобритании, Казахстана, Украины.

Повсеместно, как  и в странах Центральной Азии подпольно проводят свою работу последователи  экстремисткой организации «Хизб ут - Тахрир» и другие деструктивные группы (Акрамия, Баъят, Исламское Движение Туркестана и другие).

В республике действуют без регистрации  и зачастую нелегально миссионеры и  новые религиозные движения, деятельность которых запрещена в других странах  мира и в странах членов ШОС. Это  учение «Фалуньгунь», церковь «Сен Мен Муна», «Школа менеджмента Махариши» (трансцендентальная медитация), «Международное Общество Сознания Кришны». Сюда же относятся оккультные и псевдорелигиозные группы – «Универсальная Церковь», «Сайентологическая Церковь», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней»,  последователи «Сатанизма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы  в религиозной сфере в Кыргызстане

 

Складывающаяся обстановка в религиозной сфере, порой очень  тревожного характера, приводит к возникновению  и росту все новых угроз  интересам общества, государства  и личности.

Особого внимания требует  увеличивающаяся деятельность различных экстремистских, фундаменталистских, тоталитарных, деструктивных, сектантских религиозных групп и течений, ставящих своей главной целью построение государства системы «халифат», или полную евангелизацию населения, или формирование монорелигиозного общества  что, в первую очередь, относится к деятельности запрещенной религиозно - экстремисткой партии «Хизб ут - Тахрир».

Рост  фундаменталистских взглядов и экстремистских настроений, особенно среди молодежи, вызывает опасения в спонтанности и бесконтрольности этого процесса. Нарастание и усиление фундаментализма и экстремизма может приобретать его крайнюю форму – терроризм.

Наблюдается вероятность роста межконфессиональной и межэтнической розни, вследствие религиозных и идеологических противоречий, которые порой происходят внутри одной религиозной конфессии. В свою очередь это может перерасти в серьезные и непредсказуемые конфликты.

В числе наиболее важных проблем в религиозной сфере  рассматривается также широкое  и активное распространение по всей территории республики «новых» религиозных  воззрений, ранее не имеющих аналогов в Кыргызстане. Данный фактор, в свою очередь, усиливает процесс прозелитизма (изменение вероисповедной принадлежности), вызывающий повсеместные конфликты на религиозной основе в местных сообществах, пока на локальном уровне,  и представляющий реальную угрозу полноценному функционированию сложившегося института семьи и родовых взаимосвязей. Вопросы захоронения граждан, принявших другую веру связанных  процессом прозелитизма усиливает болезненность данного явления.

Возникло совершенно новое  явление - это миссионерство зарубежных религиозных центров. Ежегодно в  страну прибывают сотни проповедников  из различных стран мира, многие из которых осуществляют свою деятельность нелегально.

 Активная деятельность зарубежных религиозных организаций и их миссионеров на территории Кыргызской Республики вызывает обоснованную тревогу за духовную безопасность страны.

Серьезную проблему в сохранении стабильности, зачастую принимающую беспорядочный  характер вследствие отсутствия должного контроля как стороны ДУМК, так и со стороны государственных органов создают сторонники так называемых «дааватистов» (последователи группы «Таблиги Джамаат»).

Кроме того, существующая конфронтация между мусульманскими лидерами, скрытая  борьба за лидерство препятствует объединению  организационных и материальных ресурсов ислама, являющихся дестабилизирующим  фактором, снижающим эффективность  усилий по противодействию религиозному фанатизму и экстремизму.

Особую опасность представляют попытки экстремистов расширить  свою социальную базу, прежде всего  за счет молодежи и женщин. В этих целях зарубежные эмиссары направляют усилия на формирование своего кадрового  резерва, организуют нелегальное  направление  молодых граждан на обучение в  зарубежные исламские центры. По оценкам  экспертов, в настоящее время  около 800 граждан Кыргызстана обучаются  в исламских учебных заведениях Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Египта, Пакистана, Малайзии и других стран арабского мира.

Общее количество граждан, прошедших  обучение за последнее десятилетие  в зарубежных исламских учебных  заведениях, превысило более 1000 человек. Большинство обучающихся там  молодых граждан республики, пройдя подготовку в духе чуждых сложившемуся суннитскому мазхабу установок, после возвращения служат проводниками фанатизма, экстремизма и радикализма.

Отдельного внимания требует состояние  религиозного образования в республике, которое касается как исламского, так и христианского направлений. Бытовые условия учащихся, учебные программы, процесс обучения,  уровень подготовки преподавательского  состава не отвечают образовательным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, архитектурным и иным  нормам.

Также имеются вопросы с ношением религиозной атрибутики (хиджаба) в светских образовательных учреждениях.

Из года в год возникают проблемы по организации и проведению паломничества в Мекку и Медину граждан Кыргызской Республики.

Наряду с общинами, представляющими  традиционные религии (ислам, христианство, иудаизм и буддизм) в республике действуют без регистрации и  зачастую нелегально миссионеры и новые  нетрадиционные религиозные движения, деятельность которых запрещена  в других странах мира, такие как:  учение «Фалуньгунь», церковь «Сен Мен Муна», «Школа менеджмента Махариши» (трансцендентальная медитация), «Международное Общество Сознания Кришны». Сюда же относятся оккультные и псевдорелигиозные группы: «Универсальная Церковь», «Сайентологическая Церковь», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны),  последователи «Сатанизма». 

Информация о работе Проблемы в религиозной сфере в Кыргызстане и возможные пути их решения