Проблемы развития ребенка в неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель, предмет, и объект исследования предопределили следующие его задачи
- Дать общую характеристику неполной семьи, как одному из типов современных семей;
- изучить особенности характера детей из неполных семей;
- раскрыть формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей;
- изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
- дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА docx (3).docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Из данного исследования можно сделать вывод, что  большая  часть детей живут в полноценных семьях. И следует отметить, что родителям

рекомендуется уделять больше внимания своим детям, так как многие респонденты очень часто остаются дома одни, домашнее задание делают сами и самое главное не обращаются к родителям за помощью.

Так же следует отметить, что присутствуют и не полноценные  семьи. Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, на мой взгляд, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны. Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями. Очень важно создать Центры помощи неполным семьям, так как таких семей очень много, необходимо повышать их уровень жизни, вести работу по созданию благоприятного психологического климата, оказывать консультационные услуги по интернету, так как не всегда есть возможность приехать в сам Центр, и решать различные проблемные вопросы жизнедеятельности такой семьи. Таких центров у нас в России не существует, помощь оказывается в рамках Центров социальной помощи семье и детям, где не всегда полноценно могут оказать помощь неполной семье. Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. Как говорится в пословице: «Как аукнется - так и откликнется». Это значит, что от качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.

После проведения исследования были предложены некоторые рекомендации социальным  педагогам, преподавателям по воспитательной работе, школьным психологам. Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

 

 

 

 

                                       

 

                                  Заключение                                                                                                                    

Социально-педагогические проблемы развития детей в  неполных семьях является одной из актуальных проблем  современного общества. В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных.

Из данного исследования можно сделать вывод, что  большая  часть детей живут в полноценных  семьях. И следует отметить, что родителям рекомендуется уделять больше внимания своим детям, так как многие респонденты очень часто остаются дома одни, домашнее задание делают сами и самое главное не обращаются к родителям за помощью. Так же следует отметить, что присутствуют и не полноценные семьи. Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, на мой взгляд, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны. Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.

Так же после проведения исследования были предложены некоторые рекомендации социальным  педагогам, преподавателям по воспитательной работе, школьным психологам. Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

                     

                    Список используемых источников

1 Азаров Ю.П. Семейная педагогика. 2-е изд., переработ. и доп. – М.:

   политиздат, 1985. – 238 с.

2 Волков А.Г. Семья с одним родителем. Воспитание детей в неполной

   семье. – М., 1980.

3 Дементьева И. Психологическая адаптация детей после развода родителей /

  Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и

  педагогов. – 2007. - № 2. – С.65.

4 Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. − М. :

   Просвещение, 2001. − 207 с.

5 Газман, О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман  

  Народное образование. − 1998 − №6. − С. 108 − 111.

6 Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. – М.:

   Департамент проблем семьи, женщин и детей , 1992.

7 Холостова Е.И. Технологии социальной работы: учебник - М.: Юристь, 2001.

8 Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи».

9 Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К.

   Рашитова,2007

10 Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа/

     Социологические исследования №3, 1986.

11 Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация

  педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для

   психологов и педагогов / Я.Г. Николаева. - М: Владос, 2006

12 Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в

    неполной семье / З.Матейчик. М: Прогресс, 1980

13 Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н.

     Башкирова. - М: Наука и техника, 2007

14 Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования

     культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских

    наук/ Л.М. Панкова - С.-Петербург, 2003.

15 Интернет ресурс http://psylist.net/pedagog/00003.htm.

16  Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья.

17  Интернет ресурс http://soc-work.ru/publ/35-1-0-61.

18 Интернет ресурс www.u-mama.ru/read/article.

19 Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. 1998. -- № 2.

20 Леви В. Семейные войны. -- М.: Метафора, 2005.

21 Мать-одиночка: новое явление // Вопросы социального обеспечения. –

     2009.

22 Мудрик А.В. Социальная педагогика. -- М.: Изд-во «Академический

     проект», 2000.

23 Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. -- М.: Изд-во «Дрофа»,

     2005.

24 Пикхарт К.Е.. Руководство для одиноких родителей / Пер. с англ. Ю.  

      Муравьевой. -- М.: Изд-во «РОСМЭН», 1998.

25 Сатир В. Психотерапия семьи. -- СПб.: Изд-во «Речь», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                       Приложение А

                                 Анкета для учеников.

1. Большая ли  у вас семья?

1. Да, я живу с мамой  и папой.

2. Да, я живу с родителями  и близкими родственниками.

3. Нет, я живу с мамой  (папой).

2. Как часто  ты проводишь свое свободное  время с родителями?

1. Каждые выходные с  родителями ходим гулять.

2. Выходные и каникулы  я провожу у бабушки (дедушки).

3. На выходные меня  забирает папа(мама).

3. С кем из  членов семьи ты делаешь домашнее  задание?

1. Мне помогают родители.

2. Я делаю уроки с  мамой (папой).

3. Я сам делаю домашнее  задание.

4. Другое ________________________________________.

4. Как часто ты остаешься дома один?

1. Никогда, мама(папа) всегда дома.

2. Часто, родители много  работают.

3. Чаще всего я дома  один, мама(папа) на работе.

5. Сколько человек  в твоей семье?

1. Мама, папа и я.

2. Я живу с мамой(папой).

3. Другое______________________________________.

6. К кому из  родителей ты чаще обращаешься  со своими проблемами?

1. Я могу поговорить  о своих проблемах и с мамой  и с папой (одновременно).

2. О своих проблемах  я говорю только с мамой  (папой).

3. Я никому не говорю  о своих проблемах.

7. Кто из родителей  ходит на родительские собрания  в школе?

1. Мама.

2. Папа.

3.  Мои родители много  работают и поэтому редко ходят  в школу.

4. Другое______________________________________________.

 

 

 

 

 

                                    Приложение Б

                             Анкета для родителей.

1. Полноценная  ли у вас семья?

1. Да (мама, папа).

2. Нет, я воспитываю  ребенка сама(сам).

3. Нет, но мне помогают  мои родители.

2. Кто больше  внимания уделяет учебе детей?

1. Оба родителя.

2. Мама или папа.

3. Ребенок сам делает  домашнее задание.

3. Кто из вас  больше заботится о детях?

1. Мама.

2. Папа.

3. Другое______________________________________.

4. К кому из  вас дети чаще обращаются со  своими проблемами?

1. Ребенок может обратиться  и к маме и к папе(одновременно).

2. Мама (папа).

3. Ребенок не говорит  о своих проблемах.

 

 

 


Информация о работе Проблемы развития ребенка в неполной семье