Проблемы развития ребенка в неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель, предмет, и объект исследования предопределили следующие его задачи
- Дать общую характеристику неполной семьи, как одному из типов современных семей;
- изучить особенности характера детей из неполных семей;
- раскрыть формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей;
- изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
- дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА docx (3).docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Ведущим методом проблемно-ориентированной  модели является составление контракта / договора между социальным педагогом  и неполной семьёй или её конкретным представителем. При составлении  контракта роль неполной семьи в  том, чтобы определить желательные  и осуществимые цели и задачи предстоящей  деятельности. Роль социального педагога — определить предельные сроки, которые  будут обязательными и для  него, и для неполной семьи. При  заключении такого договора стороны  несут моральные обязательства. Совместная работа над договором  поощряет неполную семью активно  участвовать в процессе выработки  его условий, вовлекает её в процесс  принятия решений [2].

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения  с субъектом педагогической поддержки (ребёнок, родитель) (от 4-х месяцев  и более) и обычно основаны на психосоциальном  подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы  либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей  специфической функции, либо изменить ситуацию — другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно [25].

В условиях низкой мотивации  обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как  патронаж. Патронаж  — одна из форм работы специалиста, работающего с семьёй, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьёй, своевременно выявлять её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать неполную семью в её естественных условиях, что позволить получить больше информации [21].

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьёй. Неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребёнка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребёнка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям [12].

Наряду с патронажем следует  выделить консультационные беседы как  одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьёй, можно  использовать наиболее распространённые приёмы консультирования: эмоциональное  заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и проч. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным  содержанием и выполнять различные  задачи. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может  проводиться в завуалированной  форме. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально организованного процесса общения  актуализировать внутренние ресурсы  неполной семьи, повысить её реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребёнку.

Также могут применяться  групповые методы работы с неполной семьей — тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приёмов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери / отца. Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [12].

2.2 Проблемы неполных семей в современном обществе.

Совокупность неполных семей  крайне неоднородна и многообразна. Источниками их возникновения традиционно  считались овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость [7].

Выделяются основные типы неполной семьи:

- внебрачная;

- осиротевшая;

- разведенная;

- распавшаяся.

Различают также отцовскую  и материнскую семьи, последние  составляют абсолютное большинство  среди неполных семей.

Рост неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений:

· изменение моральных  норм в области взаимоотношений  полов;

· распространение добрачных  связей,

· изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

· утрата семьей своей производственной функции;

· неподготовленность молодежи к браку;

· завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

· алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в  неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель - помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке. Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными. В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи) [4].

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически  все неполные семьи с несовершеннолетними  детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные  для одиноких матерей, назначаются  и оплачиваются также вдовам, имеющим  детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца. Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Государственная семейная политика - это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение  социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых  условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной  семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 заключается в обеспечении  государством необходимых условий  для реализации семьей ее функций  и повышения качества жизни семьи. В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ № 223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи [8].

 

 

 

 

2.3 Социально-педагогические проблемы развития ребенка в неполной семье.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №22 города Краснодара. В  исследовании принимали участие  ученики 7 класса (20 человек), так же принимали участие родители детей (15 человек). Исследование проводилось  в форме анкетирования и беседы.

Ученикам 7 класса были предложены анкеты с ответами на вопросы (предварительно все ответы на вопросы были пояснены).Так же после анкетирования детям было предложено нарисовать свою семью, что позволило с большей точностью выявит проблему.(Приложение 1) Первый заданный вопросам ученикам звучал так «Большая ли у вас семья?». Детям были предложены варианты ответов.


 
                     Рисунок 1 – Большая ли у вас семья, %.

Из этого рисунка можно сделать  вывод, что у большинства детей  полноценная семья (65%), так же 20% опрошенных детей ответили, что живут только с мамой (папой), оставшееся 15% ответили, что живут с родителями и близкими родственниками (бабушка, дедушка).

Вторым заданным вопросом детям  был, «Как часто ты проводишь свое свободное время  с родителями?»

                                Рисунок 2 - Как часто ты проводишь свое свободное время с родителями, %.

Проанализировав данный рисунок, можно  увидеть что свое свободное время дети чаще всего проводят с родителями (65%), так же 20% опрошенных ответили, что выходные и каникулы проводят у бабушки (дедушки), оставшееся 15% проводят выходные дни с одним из родителей. Следующий вопрос  заданный детям был, «С кем из членов семьи ты делаешь домашние задание?»

           Рисунок 3 - С кем из членов семьи ты делаешь домашние задание, %

Из данного рисунка можно  сделать вывод, что большая часть  опрошенных (52%) делают домашнее задание  с родителями; 26% делают уроки сами, так же можно отметить, что 16% опрошенных делают домашнее задание с одним из родителей , оставшееся часть (6%) ответили другое.   Четвертым вопросом заданным ученикам был, «Как часто ты остаешься дома один?»

                   Рисунок 4 - Как часто ты остаешься дома один, %

По данным этого рисунка  можно  сделать вывод , что 52% опрошенных детей чаще всего находятся дома под присмотром, так же 29% остаются дома одни так как , родитель(и) находятся на работе.19% учеников ответили, что находятся дома без присмотра. Следующий вопрос звучал так, «Сколько человек в твоей семье?»

           Рисунок 5 - Сколько человек в твоей семье, %

По данным рисунка 5 можно сказать  что, 55% учеников живут с мамой  и папой,30% опрошенных живут с  одним из родителей, и оставшееся 15% живут с мамой, папой и близкими родственниками. Следующим вопросом заданным ученикам был, «К кому из родителей ты чаще обращаешься со своими проблемами?»

                      Рисунок 6 - К кому из родителей ты чаще обращаешься со своими проблемами, %

Проанализировав данный рисунок можно  увидеть, что 60% детей чаще всего  обращаются со своими проблемами к  родителям, 25% опрошенных о своих  проблемах сообщают только одному из родителей. 15% учеников не делятся своими проблемами с родителями. Последний вопрос звучал так, «Кто из твоих родителей ходит на родительские собрания в школе?»

                        Рисунок 7 - кто из твоих родителей ходит на родительские собрания в школе, %.

Из последнего рисунка можно  сделать вывод, что чаще всего  родительские собрания в школе посещяет мама(50%),25% опрошенных ответили, что  никто из родителей не ходит на родительские собрания, 15% ответили другое и только 10% ответили, что в школу ходит папа. Так же анкеты были предложены родителям учеников(во время родительского собрания).(Приложение 2) Первый вопрос заданный родителям звучал так, «Полноценная ли у вас семья?»

                  Рисунок 1 - Полноценная ли у вас семья, %.

Проанализировав первый рисунок можно  сделать вывод, что у большей  части школьников (60%) полноценная  семья, 27% родителей воспитывают ребенка сами и оставшемся 13% родителей помогают бабушка или дедушка. Следующий вопрос звучал так, «Кто больше внимания уделяет учебе детей?»

                   Рисунок 2 - Кто больше внимания уделяет учебе детей, %.

Из данного рисунка видно, что  большая часть родителей (67%) уделяют  много внимания учебе детей, 20% ответили, что ребенок сам делает уроки и 13%  опрошенных помогают своим детям в одиночку(мама либо папа). Следующий вопрос звучал так, «Кто из вас больше заботится о детях?»

               Рисунок 3 - Кто из вас больше заботится о детях, %.

Проанализировав рисунок 3 можно увидеть, что больше внимания своим детям  уделяют мамы (67%), 13% опрошенных ответили, что детьми занимается отец и 20%  доверяют свое чадо бабушкам или дедушкам. Следующим вопрос, «К кому из вас дети чаще обращаются со своими проблемами?»

                      Рисунок  4 - К кому из вас дети чаще обращаются со своими проблемами, %.

Из рисунка 4 можно сделать вывод, что дети чаще всего со своими проблемами  обращаются к обоим родителям (60%), 20% детей за советом пойдут к одному из родителей, оставшееся часть детей не делятся своими проблемами с родителями (20%).  После проведения исследования родителям, преподавателям и школьным психологам были предложены рекомендации по дальнейшему воспитанию детей из неполных семей.

Информация о работе Проблемы развития ребенка в неполной семье