Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа
Проблема, цель, предмет, и объект исследования предопределили следующие его задачи
- Дать общую характеристику неполной семьи, как одному из типов современных семей;
- изучить особенности характера детей из неполных семей;
- раскрыть формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей;
- изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
- дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи.
Ведущим методом проблемно-
Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с субъектом педагогической поддержки (ребёнок, родитель) (от 4-х месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию — другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно [25].
В условиях низкой мотивации
обращения неполных семей за социально-педагогической,
психологической помощью
Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьёй. Неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребёнка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребёнка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям [12].
Наряду с патронажем следует
выделить консультационные беседы как
одну из форм работы с неполной семьей.
Работая с неполной семьёй, можно
использовать наиболее распространённые
приёмы консультирования: эмоциональное
заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги
и проч. При этом консультационная
беседа может быть наполнена различным
содержанием и выполнять
Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей — тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приёмов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери / отца. Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [12].
2.2 Проблемы неполных семей в современном обществе.
Совокупность неполных семей крайне неоднородна и многообразна. Источниками их возникновения традиционно считались овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость [7].
Выделяются основные типы неполной семьи:
- внебрачная;
- осиротевшая;
- разведенная;
- распавшаяся.
Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
· изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
· распространение добрачных связей,
· изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
· утрата семьей своей производственной функции;
· неподготовленность молодежи к браку;
· завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
· алкоголизм и наркомания.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель - помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке. Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными. В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи) [4].
Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.
Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца. Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
Государственная семейная политика - это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ № 223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи [8].
2.3 Социально-педагогические проблемы развития ребенка в неполной семье.
Исследование проводилось на базе
МОУ СОШ №22 города Краснодара. В
исследовании принимали участие
ученики 7 класса (20 человек), так же
принимали участие родители детей
(15 человек). Исследование проводилось
в форме анкетирования и
Ученикам 7 класса были предложены анкеты с ответами на вопросы (предварительно все ответы на вопросы были пояснены).Так же после анкетирования детям было предложено нарисовать свою семью, что позволило с большей точностью выявит проблему.(Приложение 1) Первый заданный вопросам ученикам звучал так «Большая ли у вас семья?». Детям были предложены варианты ответов.
Рисунок 1 – Большая ли у вас семья, %.
Из этого рисунка можно
Вторым заданным вопросом детям
был, «Как часто ты проводишь свое свободное время с родителями?
Проанализировав данный рисунок, можно увидеть что свое свободное время дети чаще всего проводят с родителями (65%), так же 20% опрошенных ответили, что выходные и каникулы проводят у бабушки (дедушки), оставшееся 15% проводят выходные дни с одним из родителей. Следующий вопрос заданный детям был, «С кем из членов семьи ты делаешь домашние задание?»
Рисунок 3 - С кем из членов семьи ты делаешь домашние задание, %
Из данного рисунка можно сделать вывод, что большая часть опрошенных (52%) делают домашнее задание с родителями; 26% делают уроки сами, так же можно отметить, что 16% опрошенных делают домашнее задание с одним из родителей , оставшееся часть (6%) ответили другое. Четвертым вопросом заданным ученикам был, «Как часто ты остаешься дома один?»
Рисунок 4 - Как часто ты остаешься дома один, %
По данным этого рисунка можно сделать вывод , что 52% опрошенных детей чаще всего находятся дома под присмотром, так же 29% остаются дома одни так как , родитель(и) находятся на работе.19% учеников ответили, что находятся дома без присмотра. Следующий вопрос звучал так, «Сколько человек в твоей семье?»
Рисунок 5 - Сколько человек в твоей семье, %
По данным рисунка 5 можно сказать что, 55% учеников живут с мамой и папой,30% опрошенных живут с одним из родителей, и оставшееся 15% живут с мамой, папой и близкими родственниками. Следующим вопросом заданным ученикам был, «К кому из родителей ты чаще обращаешься со своими проблемами?»
Рисунок 6 - К кому из родителей ты чаще обращаешься со своими проблемами, %
Проанализировав данный рисунок можно увидеть, что 60% детей чаще всего обращаются со своими проблемами к родителям, 25% опрошенных о своих проблемах сообщают только одному из родителей. 15% учеников не делятся своими проблемами с родителями. Последний вопрос звучал так, «Кто из твоих родителей ходит на родительские собрания в школе?»
Рисунок 7 - кто из твоих родителей ходит на родительские собрания в школе, %.
Из последнего рисунка можно сделать вывод, что чаще всего родительские собрания в школе посещяет мама(50%),25% опрошенных ответили, что никто из родителей не ходит на родительские собрания, 15% ответили другое и только 10% ответили, что в школу ходит папа. Так же анкеты были предложены родителям учеников(во время родительского собрания).(Приложение 2) Первый вопрос заданный родителям звучал так, «Полноценная ли у вас семья?»
Рисунок 1 - Полноценная ли у вас семья, %.
Проанализировав первый рисунок можно сделать вывод, что у большей части школьников (60%) полноценная семья, 27% родителей воспитывают ребенка сами и оставшемся 13% родителей помогают бабушка или дедушка. Следующий вопрос звучал так, «Кто больше внимания уделяет учебе детей?»
Рисунок 2 - Кто больше внимания уделяет учебе детей, %.
Из данного рисунка видно, что большая часть родителей (67%) уделяют много внимания учебе детей, 20% ответили, что ребенок сам делает уроки и 13% опрошенных помогают своим детям в одиночку(мама либо папа). Следующий вопрос звучал так, «Кто из вас больше заботится о детях?»
Рисунок 3 - Кто из вас больше заботится о детях, %.
Проанализировав рисунок 3 можно увидеть, что больше внимания своим детям уделяют мамы (67%), 13% опрошенных ответили, что детьми занимается отец и 20% доверяют свое чадо бабушкам или дедушкам. Следующим вопрос, «К кому из вас дети чаще обращаются со своими проблемами?»
Рисунок 4 - К кому из вас дети чаще обращаются со своими проблемами, %.
Из рисунка 4 можно сделать вывод, что дети чаще всего со своими проблемами обращаются к обоим родителям (60%), 20% детей за советом пойдут к одному из родителей, оставшееся часть детей не делятся своими проблемами с родителями (20%). После проведения исследования родителям, преподавателям и школьным психологам были предложены рекомендации по дальнейшему воспитанию детей из неполных семей.
Информация о работе Проблемы развития ребенка в неполной семье