Проблемы адаптации мигрантов в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить проблемы, возникающие у мигрантов в процессе адаптации к новым жизненным условиям.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих исследовательских задач:

- охарактеризовать специфику миграционных процессов в пореформенной России;

- выявить социальные последствия миграционной подвижности населения;

- проанализировать особенности адаптации мигрантов на примере ЮФО.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Специфика миграционных процессов в пореформенной

России …………………………………………………………………….. 5

Глава 2. Социальные последствия миграционной подвижности населения в современной России………………………………………. 13

Глава 3. Особенности адаптации мигрантов в ЮФО………………….. 22

3.1 Характер миграционной ситуации на юге России………………22

3.2 Проблемы интеграции этнических мигрантов…………………..27

Заключение ……………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      Особый  случай – миграция из кавказских регионов России – Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и некоторых  других административно-территориальных  образований. С точки зрения перераспределения  рабочей силы и решения социальных проблем в этих регионах ее следует оценить позитивно. Однако в силу расхождения этнокультурных особенностей данных этнических групп, с одной стороны, и населения принимающих регионов, с другой, этот процесс чреват конфликтными ситуациями. Речь идет не только об отдельных эксцессах, в которых проявляются враждебные взаимоотношения между местным населением и представителями этносов кавказских регионов России. На основании данных социологического опроса местного населения и мигрантов, проведенного Социологическим центром РАГС, можно сделать вывод о том, что в массовом сознании сложился устойчивый синдром неприятия инородцев вообще. Это неприятие проявляется вдвойне если инородцы неславянского происхождения (см. табл. 3).13

Таблица 3

Отношение местного населения  к различным группам мигрантов

(в  % от количества  опрошенных)

Категории

мигрантов

Положи-тельное Равно-душное Отрица-тельное Неопре-деленное
Выходцы из неблагополучных

регионов России

27,1 27,9 27,6 17,4
Представители кавказских

народов России

7,0 14,7 66,0 12,3
Русские из бывших республик

СССР

48,4 26,7 12,9 12,0
Представители народов

Азербайджана, Армении,

Грузии

6,0 15,6 66,0 12,4
Представители народов

Беларуси, Украины, Молдовы

20,7 34,1 29,0 16,2
Представители народов Средней

Азии – Казахстана, Киргизии

и др.

7,9 21,0 57,7 13,4
Представители народов

Вьетнама, Китая  и др.

4,9 13,1 67,6 14,4
 
 

     Представляет  интерес то, что в сравнении  с местными жителями мигранты (а  среди  опрошенных есть представители  всех указанных в таблицах групп) реже указывают на то, что они чувствуют неприязненное отношение к себе со стороны местного населения (см. табл. 4). Но в целом очевидно преобладание негативного отношения к представителям кавказских этнических групп. Причем оно независимо от гражданства и вероисповедания последних. Аналогичны оценки в отношении выходцев из азиатских стран, входящих в СНГ, а также Вьетнама и Китая, хотя доля последних в составе международных мигрантов мизерна.

 

Таблица 4

Мнения  мигрантов об отношении  к ним местного населения

(в  % от количества  опрошенных)

Категории

мигрантов

Положи-тельное Равно-душное Отрица-тельное Неопре-деленное
Выходцы из неблагополучных

регионов России

14,6 31,4 13,4 40,6
Представители кавказских

народов России

6,5 20,8 40,3 32,4
Русские из бывших республик

СССР

25,7 32,8 6,9 34,6
Представители народов

Азербайджана, Армении,

Грузии

4,5 19,8 39,3 36,4
Представители народов

Беларуси, Украины, Молдовы

12,3 33,6 12,3 41,8
Представители народов Средней

Азии – Казахстана, Киргизии

и др.

9,1 25,3 29,1 36,5
Представители народов

Вьетнама, Китая  и др.

3,6 15,4 36,8 44,2
 

       Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что наши сограждане серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в области миграции. 55% опрошенных убеждены, что власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации. Еще 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России – то есть создания так называемых «этнических гетто». При этом только 14% респондентов поддерживает легализацию и повышение правовой защищенности мигрантов, и лишь 13% – за улучшение условий гастарбайтеров.14

       Каждый, кто побывал в Москве, будет вынужден констатировать, что приезжие уже составляют весьма значительную долю населения российской столицы. Неслучайно именно в крупных мегаполисах, Москве и Петербурге, опрос ВЦИОМ фиксирует наибольшее число тех, кто выступает за ужесточение миграционного законодательства (67% респондентов). Многие из тех, кто приезжает в Россию, не могут или не хотят адаптироваться к нашей культуре, порой по причине банального незнания русского языка. Дальнейший неконтролируемый приток мигрантов рассматривается коренными жителями России, 80% которых составляют русские, как подрыв существующего культурного пространства и угроза национальной идентичности. В связи с этим резкое неприятие вызывает перспектива создания так называемых «этнических гетто», где мигранты могли бы составлять изолированные инокультурные анклавы. В Москве и Петербурге против этого выступает 33% опрошенных.

        Кроме того ВЦИОМ представил данные о том, что, с точки зрения россиян, должны делать власти, чтобы не допустить разжигания межнациональной розни (таблица 5). 15

       Чтобы не допустить в России роста межнациональной напряжённости и конфликтов между коренным населением и мигрантами, власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации, считают 55% опрошенных. Ещё 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России («этнические гетто»).

     Все остальные варианты решений менее  популярны. Так, 28% поддерживают предложение  ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную  и межнациональную рознь, 22% - запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций. Что касается таких мер, как легализация, повышение правовой защищённости мигрантов, улучшение условий их жизни, то их поддерживают 13-14% опрошенных. За жёсткое пресечение любых несанкционированных уличных выступлений выступили 10%.

     Россияне  высказываются скорее против «этнических  гетто»: точку зрения, что властям  следует не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных  городах и районах России, поддерживает значительно больше опрошенных, чем мнение, что такие гетто нужны (26% против 12%).

      В начале 2007 г. Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие новые правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг имеет такое же принципиальное значение для жизни страны, как и закон о свободе въезда и выезда, принятый в 1993 г. и обрушивший "железный занавес".

Как Вы думаете, что власти должны делать для того, чтобы не допустить в России роста межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами?  
(До трёх ответов)
Ограничить  приток в Россию иностранной неквалифицированной  рабочей силы, ужесточить порядок  их въезда и регистрации 55
Ужесточить  наказание за пропаганду идей, разжигающих  межконфессиональную и межнациональную  рознь  28
Не  допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах  и районах России 26
Запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций 22
Легализация, повышение правовой защищённости мигрантов  14
Улучшать  условия жизни мигрантов (работа и зарплата, жилье, медицинское обеспечение, образование) 13
Создать места концентрированного проживания мигрантов в отдельных районах 12
Жёстко  пресекать любые несанкционированные  уличные выступления  10
Затрудняюсь ответить 7

        В 2002 г. было введено в действие  жесткое законодательство, которое  возвело труднопреодолимые барьеры  на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов в неправовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило

     Таблица 5 

интересам России, переживающей демографический  кризис.

      Настоятельность поворота миграционной политики в сторону протежирования иммиграции становилась все более очевидной. Президент Путин в своей речи на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 г. назвал стимулирование миграционных процессов "нашей важнейшей задачей", актуальность которой была также подтверждена в Послании Президента Федеральному Собранию в мае 2006 г. В том же году, наконец, было принято новое законодательство, развивающее эту линию.

    Можно сделать вывод о том, что социальные последствия миграционных процессов проявляются в следующем:

    - обострение  конкурентной борьбы за рабочие места между местными жителями и приезжими;

    - конфликты  на межнациональной почве;

    - конфликты, связанные с этнокультурными различиями;

    - привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества

    - проблемы  в сфере жилищно-бытовых отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.

Особенности адаптации мигрантов в ЮФО 

3.1 Характер миграционной  ситуации на юге  России 

       Юг России в силу своего  геополитического положения всегда  являлся зоной миграций и межэтнических  контактов.  Включение этого региона  в состав Российской империи  не изменило этого статуса. Если в XVII-XVIII вв. продвижение России в регион было связано с его колонизацией и закрепилось созданием здесь Азовско-Черноморской линии, то в конце XIX в. Русские начали активное хозяйственное освоение этого региона. Российское правительство создает специальную законодательную базу, организующую переселенческое движение. Так, закон от 13 июля 1889 г. Определял основы переселенческой политики, а закон от 15 апреля 1889 г. Разрешал переселение в районы Закавказья и Северного Кавказа, включая Дагестан. Сюда переселяются крепостные и государственные крестьяне, которые несут с собой культуру хлебопашества. В этот период разворачивается строительство и активизация деятельности важнейших транспортных коммуникаций – железнодорожной магистрали, портовых терминалов; создаются первые металлургические и машиностроительные заводы. Такая хозяйственная деятельность приводит к развитию городов как торгово-индустриальных центров.

Информация о работе Проблемы адаптации мигрантов в современной России