Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 08:15, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблемы, возникающие у мигрантов в процессе адаптации к новым жизненным условиям.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих исследовательских задач:
- охарактеризовать специфику миграционных процессов в пореформенной России;
- выявить социальные последствия миграционной подвижности населения;
- проанализировать особенности адаптации мигрантов на примере ЮФО.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Специфика миграционных процессов в пореформенной
России …………………………………………………………………….. 5
Глава 2. Социальные последствия миграционной подвижности населения в современной России………………………………………. 13
Глава 3. Особенности адаптации мигрантов в ЮФО………………….. 22
3.1 Характер миграционной ситуации на юге России………………22
3.2 Проблемы интеграции этнических мигрантов…………………..27
Заключение ……………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………35
Особый
случай – миграция из кавказских регионов
России – Дагестана, Кабардино-Балкарии,
Карачаево-Черкессии и
Таблица 3
Отношение местного населения к различным группам мигрантов
(в % от количества опрошенных)
Категории
мигрантов |
Положи-тельное | Равно-душное | Отрица-тельное | Неопре-деленное |
Выходцы
из неблагополучных
регионов России |
27,1 | 27,9 | 27,6 | 17,4 |
Представители
кавказских
народов России |
7,0 | 14,7 | 66,0 | 12,3 |
Русские
из бывших республик
СССР |
48,4 | 26,7 | 12,9 | 12,0 |
Представители
народов
Азербайджана, Армении, Грузии |
6,0 | 15,6 | 66,0 | 12,4 |
Представители
народов
Беларуси, Украины, Молдовы |
20,7 | 34,1 | 29,0 | 16,2 |
Представители
народов Средней
Азии – Казахстана, Киргизии и др. |
7,9 | 21,0 | 57,7 | 13,4 |
Представители
народов
Вьетнама, Китая и др. |
4,9 | 13,1 | 67,6 | 14,4 |
Представляет интерес то, что в сравнении с местными жителями мигранты (а среди опрошенных есть представители всех указанных в таблицах групп) реже указывают на то, что они чувствуют неприязненное отношение к себе со стороны местного населения (см. табл. 4). Но в целом очевидно преобладание негативного отношения к представителям кавказских этнических групп. Причем оно независимо от гражданства и вероисповедания последних. Аналогичны оценки в отношении выходцев из азиатских стран, входящих в СНГ, а также Вьетнама и Китая, хотя доля последних в составе международных мигрантов мизерна.
Таблица 4
Мнения мигрантов об отношении к ним местного населения
(в % от количества опрошенных)
Категории
мигрантов |
Положи-тельное | Равно-душное | Отрица-тельное | Неопре-деленное |
Выходцы
из неблагополучных
регионов России |
14,6 | 31,4 | 13,4 | 40,6 |
Представители
кавказских
народов России |
6,5 | 20,8 | 40,3 | 32,4 |
Русские
из бывших республик
СССР |
25,7 | 32,8 | 6,9 | 34,6 |
Представители
народов
Азербайджана, Армении, Грузии |
4,5 | 19,8 | 39,3 | 36,4 |
Представители
народов
Беларуси, Украины, Молдовы |
12,3 | 33,6 | 12,3 | 41,8 |
Представители
народов Средней
Азии – Казахстана, Киргизии и др. |
9,1 | 25,3 | 29,1 | 36,5 |
Представители
народов
Вьетнама, Китая и др. |
3,6 | 15,4 | 36,8 | 44,2 |
Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что наши сограждане серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в области миграции. 55% опрошенных убеждены, что власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации. Еще 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России – то есть создания так называемых «этнических гетто». При этом только 14% респондентов поддерживает легализацию и повышение правовой защищенности мигрантов, и лишь 13% – за улучшение условий гастарбайтеров.14
Каждый, кто побывал в Москве, будет вынужден констатировать, что приезжие уже составляют весьма значительную долю населения российской столицы. Неслучайно именно в крупных мегаполисах, Москве и Петербурге, опрос ВЦИОМ фиксирует наибольшее число тех, кто выступает за ужесточение миграционного законодательства (67% респондентов). Многие из тех, кто приезжает в Россию, не могут или не хотят адаптироваться к нашей культуре, порой по причине банального незнания русского языка. Дальнейший неконтролируемый приток мигрантов рассматривается коренными жителями России, 80% которых составляют русские, как подрыв существующего культурного пространства и угроза национальной идентичности. В связи с этим резкое неприятие вызывает перспектива создания так называемых «этнических гетто», где мигранты могли бы составлять изолированные инокультурные анклавы. В Москве и Петербурге против этого выступает 33% опрошенных.
Кроме того ВЦИОМ представил данные о том, что, с точки зрения россиян, должны делать власти, чтобы не допустить разжигания межнациональной розни (таблица 5). 15
Чтобы не допустить в России роста межнациональной напряжённости и конфликтов между коренным населением и мигрантами, власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации, считают 55% опрошенных. Ещё 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России («этнические гетто»).
Все
остальные варианты решений менее
популярны. Так, 28% поддерживают предложение
ужесточить наказание за пропаганду
идей, разжигающих
Россияне высказываются скорее против «этнических гетто»: точку зрения, что властям следует не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России, поддерживает значительно больше опрошенных, чем мнение, что такие гетто нужны (26% против 12%).
В начале 2007 г. Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие новые правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг имеет такое же принципиальное значение для жизни страны, как и закон о свободе въезда и выезда, принятый в 1993 г. и обрушивший "железный занавес".
Как
Вы думаете, что власти
должны делать для того,
чтобы не допустить
в России роста межнациональной
напряженности и конфликтов
между коренным населением
и мигрантами? (До трёх ответов) | |
Ограничить
приток в Россию иностранной |
55 |
Ужесточить
наказание за пропаганду идей, разжигающих
межконфессиональную и |
28 |
Не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России | 26 |
Запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций | 22 |
Легализация, повышение правовой защищённости мигрантов | 14 |
Улучшать условия жизни мигрантов (работа и зарплата, жилье, медицинское обеспечение, образование) | 13 |
Создать места концентрированного проживания мигрантов в отдельных районах | 12 |
Жёстко
пресекать любые |
10 |
Затрудняюсь ответить | 7 |
В 2002 г. было введено в действие
жесткое законодательство, которое
возвело труднопреодолимые
Таблица
5
интересам России, переживающей демографический кризис.
Настоятельность поворота миграционной политики в сторону протежирования иммиграции становилась все более очевидной. Президент Путин в своей речи на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 г. назвал стимулирование миграционных процессов "нашей важнейшей задачей", актуальность которой была также подтверждена в Послании Президента Федеральному Собранию в мае 2006 г. В том же году, наконец, было принято новое законодательство, развивающее эту линию.
Можно сделать вывод о том, что социальные последствия миграционных процессов проявляются в следующем:
- обострение конкурентной борьбы за рабочие места между местными жителями и приезжими;
- конфликты на межнациональной почве;
- конфликты, связанные с этнокультурными различиями;
- привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества
- проблемы
в сфере жилищно-бытовых отношений
Глава 3.
Особенности
адаптации мигрантов
в ЮФО
3.1
Характер миграционной
ситуации на юге
России
Юг России в силу своего
геополитического положения
Информация о работе Проблемы адаптации мигрантов в современной России