Проблема рождаемости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:57, реферат

Краткое описание

Рождаемость определяется как массовый процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений - населения, как частота рождений в определенной социальной среде. Причем речь идет о числе рождений живых детей, которые действительно имела женщина. Острота демографической ситуации в стране определяется прежде всего катастрофическим снижением частоты рождений в населении, падением брачной рождаемости до предельно низкого уровня и неизбежностью её дальнейшего сокращения в ближайшие десятилетия.
Есть гипотеза, что к началу 2027 г. лиц пенсионного возраста будет в 2 раза больше, чем тех, кто еще не достигнет трудоспособного возраста, а к концу прогнозируемого периода этот перевес станет трехкратным.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 РОЖДАЕМОСТЬ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ГЛАВА 2 ПОЧЕМУ УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИИ ПАДАЕТ?

ГЛАВА 3 ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ РЕЖИМ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

ГЛАВА 4 ГИПОТЕЗЫ В ОТНОШЕНИИ РОЖДАЕМОСТИ

ГЛАВА 5 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РОЖДАЕМОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ ВАРИАНТ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ В РОССИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМА РОЖДАЕМОСТИ В РОССИИ.docx

— 41.07 Кб (Скачать)

Выше уже шла речь о  влиянии внешней миграции на параметры  естественного движения населения  в данном прогнозном варианте. Здесь  рассмотрим этот вопрос несколько подробнее .

График 3

Половозрастная пирамида населения России на начало 2050 г. при  условии сохранения режима воспроизводства  населения на уровне 2000 г. и ежегодного 1,5%-ного сокращения абсолютных половозрастных показателей миграционного прироста

 По сравнению с вариантом  прогноза, где при сохранении  постоянного режима воспроизводства  отсутствовала внешняя миграция, в данном случае большая численность  населения, естественно, проецирует  большее число родившихся и умерших. Причем увеличение количества последних было значительнее и это обусловило большую абсолютную величину естественной убыли населения. Еще раз нужно отметить, что это относится только к абсолютным числам. С относительными показателями дело обстоит иначе. Общий коэффициент рождаемости в отдельные годы совпадает с тем, какой был в «безмиграционном» варианте, а в другие (2014, 2021, 2024, 2029, 2032-2035, 2041, 2042, 2045, 2047 и 2049 гг.) - оказывается больше, но лишь на 0,1%о. Напротив, общий коэффициент смертности здесь несколько меньше: в середине 30-х гг. XXI в. разница в величине этого показателя с «безмиграционным» вариантом достигает 0,2%о, а в конце прогнозируемого периода - 0,3%о.

Таблица 4

Естественное движение населения  России на период до 2049 г. при условии  сохранения режима воспроизводства  населения на уровне 2000 г. и ежегодного 1,5%-ного сокращения абсолютных половозрастных показателей миграционного прироста

 Соответственно, внешняя миграция посредством влияния на половозрастную структуру населения приводит к относительно меньшей величине естественной убыли населения в расчете на 1000 человек: отличие от «безмиграционного» варианта начинает проявляться в середине второго десятилетия XXI в. и к концу прогнозируемого периода достигает 0,4%о. Надо отметить, что ежегодно сокращающийся на 1,5% миграционный прирост населения при сохранении на всем протяжении прогнозируемого периода постоянного режима воспроизводства населения, лишь в весьма небольшой степени компенсирует естественную убыль населения: 2005 г.

- 20,7%, 2010 г. - 18,1%, 2020 г. - 11,4%, 2030 г. - 9,0%, 2040 г. -7,4%, 2049 г. - 6,6%. В целом  за весь период 2001-2049 гг. величина  этого показателя составляет 11,1%.

Для того, чтобы оценить возможные различия в перспективной динамике численности населения в зависимости от величины миграционного прироста (при сохранении неизменного на уровне 2000 г. режима воспроизводства населения), сделаем два перспективных расчета, в которых будут предусмотрены крайние, по нашему мнению, сценарии изменения масштабов внешней миграции. Половозрастной состав миграционного прироста остается при этом постоянным, таким, какой он был в 2000 г.

Такими крайними сценариями изменения миграционного прироста мы считаем, с одной стороны, ежегодное  его сокращение на 3%, а, с другой стороны, его ежегодное увеличение на 2,5% в  течение всего прогнозируемого  периода. В первом случае в 2010 г. миграционный прирост в России составит 162,4 тыс. человек, в 2020 г. - 119,8 тыс. человек, в 2030 г. - 88,3 тыс. человек, в 2040 г.- 65,1 тыс. человек, в 2049 г. - 49,5 тыс. человек. Общая величина миграционного прироста за весь прогнозируемый период составит 5519,6 тыс. человек и он компенсирует естественную убыль населения на 8,2%. Во втором случае в 2010 г. миграционный прирост в России составит 266,8 тыс. человек, в 2020 г. - 341,5 тыс. человек, в 2030 г. - 437,1 тыс. человек, в 2040 г. - 559,6 тыс. человек, в 2049 г. - 698,8 тыс. человек (более высокий уровень миграционного прироста в России был только в 1994 г., составив 810,0 тыс. человек). Общая величина миграционного прироста за весь прогнозируемый период составит 20107,3 тыс. человек и он компенсирует естественную убыль населения на 29,2% (график 4).

График 4

Динамика обшей численности  населения России до 2050 г. при сохранении режима воспроизводства населения

К 2010 г. разница в общей  численности между этими двумя  вариантами с растущим и сокращающимся  миграционным приростом составляет 416,2 тыс. человек, к 2020 г. - почти 2 млн. человек (1928,6 тыс.), к 2030 г. - почти 4,5 млн. человек (4496,9 тыс.), к 2040 г. - 8 млн. 120,6 тыс. человек. Наконец в 2050 г. при растущем миграционном приросте общая численность населения  составит 96161,1 тыс. человек, а при  сокращающемся - 83290,3 тыс. человек (разница  между этими величинами составляет 12870,8 тыс. человек или 15,5%). Вероятнее  всего это тот диапазон, в котором  могла бы оказаться общая численность  населения России, если бы в течение  ближайших 50 лет сохранялся режим  воспроизводства населения, имевший  место в 2000 г. Уменьшение числа россиян  по сравнению с началом 2001 г. составит при этом от 48,7 млн. до 61,5 млн. человек.

Различия в возрастном составе между этими двумя  вариантами перспективного расчета  начинают проявляться фактически лишь во второй половине прогнозируемого  периода. Доля населения в трудоспособном возрасте при растущем миграционном приросте будет на 0,2%-ных пункта больше, чем при сокращающемся, в 2025 г. К 2038 г. эта разница достигает 0,5, а к 2050 г. - 1,5%-ных пункта. Соответственно, увеличивается и разница (с противоположным знаком) в доле населения пенсионного возраста: 2026 г. - 0,2%-ных пункта, 2038 г. - 0,6%-ных пункта, 2050 г.- 1,7%-ных. Различия же в доле населения моложе трудоспособного возраста между двумя рассматриваемыми вариантами в течение почти всего прогнозируемого периода незначительны.

Интересно отметить, что даже при растущем на 2,5% ежегодно миграционном приросте населения суммарный коэффициент  рождаемости, необходимый для обеспечения  нулевого прироста, в 2049 г. составит 4,42 ребенка на одну женщину (при сокращающемся  миграционном приросте этот показатель равен 4,75).

Итак, можно сказать, что  при сохранении нынешних уровней  рождаемости и смертности Россию в ближайшие 50 лет ждет постоянное и весьма существенное сокращение численности  населения. Миграционный прирост, который  потребуется для компенсации  естественной убыли населения, должен будет составлять не менее 1 млн. 350 тысяч  человек в среднем за год. Это  практически невероятно, если не будет  неких форс-мажорных обстоятельств  и массового заселения опустошающихся территорий нашей страны.

ГЛАВА 4 ГИПОТЕЗЫ В ОТНОШЕНИИ  РОЖДАЕМОСТИ

 

В докладе «Демографические перспективы России», подготовленном коллективом сотрудников Отделения  демографии Института статистики и  экономических исследований Госкомстата  Российской Федерации под руководством А.Г. Волкова и изданном в 1993 г., были представлены пессимистический, средний  и оптимистический варианты прогноза. В отношении пессимистического  варианта было сказано: «Этот сценарий основан на экстраполяции демографических  показателей, сложившихся в последние  годы под воздействием социальной и  экономической ситуации. Он предусматривает  резкое и повсеместное снижение уровня рождаемости в России в сочетании  со снижением ожидаемой продолжительности  жизни... Пессимистический сценарий - это  вариант развития, который вполне реален. Он показывает, к чему может  привести сохранение негативных тенденций  последних лет, при этом нельзя исключить  и возможность возникновения  ситуации, худшей, чем в пессимистическом сценарии. Этот сценарий отражает демографические  тенденции при том предельном уровне, когда минимальный контроль над экономическими и политическими процессами еще сохраняется, еще нет гражданской войны, массового голода и иных социальных потрясений... Этот вариант прогнозного сценария может рассматриваться как прогноз-предупреждение, как та возможная ситуация, которую следует стремиться избежать. Расчет по этому сценарию целесообразно вести только до 2001 г.». Согласно этому сценарию суммарный коэффициент рождаемости в 2000 г. должен был составить 1,47, что, кстати, на наш взгляд, трудно считать резким снижением по сравнению с уровнем 1992 г. (1,55), от которого отталкивались авторы прогноза. Для среднего сценария Прогноза рождаемости в докладе приведены суммарные коэффициенты рождаемости на 1995 (1,60) и 2015 (1,67) гг., т.е. предполагалось, что уже в 1995 г. уровень рождаемости будет несколько выше, чем в 1992 г., а за последующие 20 лет изменится незначительно. Однако тут же авторы пишут: «Согласно среднему сценарию предполагается, что уровень рождаемости в России будет продолжать снижаться, и в конце периода прогноза будет близким к уровню, предусматриваемому низким вариантом прогноза ООН для развитых стран» (имеется в виду прогноз 1988 г.). Можно лишь предположить, что на каком-то отрезке прогнозного периода (после-1995 г.) предполагалось повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня, превышающего 1,67, а затем его снижение и; 2015 г. Оптимистический сценарий предусматривал повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2015 г. до уровня 1,88. В этом сценарии предполагалось, что кризисные явления в рождаемости и смертности за оставшиеся несколько лет текущего столетия в основном исчезнут, что далее демографическое развитие пойдет плавно, и переход к нормам демографического поведения, характерным для постпереходного периода, будет продолжаться... Количественно это означает, что до 1995 г. в среднем сохранятся уровни рождаемости, смертности и миграции 1992 г., а затем начнется процесс выхода из кризиса... Предполагается прекращение очень быстрого снижения рождаемости и восстановление тенденции к ее стабилизации на уровне, который, однако, будет, в основном, еще недостаточен для нормального замещения поколений в дальнейшем. Этот уровень согласуется с тенденцией рождаемости в развитых странах Запада и близок к среднему варианту демографического прогноза ООН 1988 года для Европы (суммарный коэффициент рождаемости в 2010-2015 гг. - на уровне 1,84)». В действительности в 2000 г. величина суммарного коэффициента рождаемости в России составила 1,214. Стремительность ухудшения ситуации отмечали и сами авторы, говоря, что события развиваются очень быстро. Прогнозные расчеты, которые были сделаны еще до получения показателей за 1992 год, не вполне оправдались. Число рождений снижается более резко, чем предполагалось ранее: в 1992 году в России родилось всего 1587 тыс. детей, по среднему варианту прогноза, рассчитанному ранее, должно быть 1691 тыс. и по пессимистическому - 1654 тыс. Предварительные данные за 9 месяцев 1993 года говорят о том, что рождаемость продолжает снижаться, а смертность повышается. Эти процессы протекают быстрее, чем предполагалось даже в пессимистическом сценарии... предложенный пессимистический сценарий представляется более, чем реальным. Авторы допускали возможность более негативных тенденций, чем предусмотренные в пессимистическом сценарии. В результате так и произошло, причем без «гражданской войны, массового голода и иных социальных потрясений».

 

Существенно более пессимистичным был прогнозный сценарий рождаемости, подготовленный в том же году Центром  экономической конъюнктуры при  Правительстве РФ. В нем на 2000 г. по среднему варианту предусматривался суммарный коэффициент рождаемости, равный 1,11. Это самый низкий уровень  из всех предлагавшихся прогнозных вариантов. Он оказался даже ниже того уровня рождаемости (1,24), который фактически, как мы теперь уже знаем, имел место в 2000 г. К 2005 г. согласно этому прогнозному варианту суммарный коэффициент рождаемости  должен повыситься до 1,20 Вишневский А., Васин С. Демографические прогнозы для России // На-селение и общество. 1995. № 4. С. 1.

ГЛАВА 5 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РОЖДАЕМОСТИ

Цели демографической  политики по стимулированию рождаемости  являются едиными на всей территории страны и достигаются посредством  соединения усилий государства и  общественных организаций. Усиление потребности  в детях и повышение доли семей  с тремя детьми происходит не сразу  и для этого требуется как  минимум 30 лет, поскольку лаговый  эффект социальных норм ослабевает через  одно демографическое поколение  как минимум. Увеличение репродуктивных норм требует укрепления посреднической роли семьи в отношениях государства  и личности, приватизации семейной жизни и возврата ряда перехваченных у семьи другими социальными институтами у функций, повышения автономности семьи в экономической и социальной деятельности.

В связи с этим необходимо принятие закона о просемейной политике по укреплению безразводной семьи с несколькими детьми в качестве приоритетной деятельности государства. В целях правовой защиты интересов семьи придать государственный статус фамилистической экспертизе на всех уровнях федерального устройства. Необходимо заключение общественного договора между институтом семьи (и его представителем в лицесоответствующего Министерства или Комитета) и институтом государства по инвестированию семьи как единственного института по воспроизводству населения и полнокровной социализации подрастающих поколений. Уравнять деятельность института семьи с профессиональной деятельностью в остальных отраслях народного хозяйства, всемерно расширять формы соединения семьи и работы, семьи и образования, семьи и рекреации на компьютерной основе посредством укрепления совместной деятельности родителей и детей. В целях расширения семейной собственности и переориентации рыночной экономики на семью разработать в специальных исследовательских центрах государственную политику соединения роста уровня жизни с ростом размера семьи посредством увязки доходов семьи со льготными налогами и кредитами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наиболее вероятный вариант  демографической динамики в России

 

Наиболее вероятным является прогнозный вариант, согласно которому численность населения России будет  неуклонно сокращаться и достигнет  к началу 2050 г. 90590.6 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с началом 2001 г. на 54.2 млн., или в 1.6 раза. Доля населения 60 лет и старше увеличится с 18.9% до 38.5%, доля населения трудоспособного  возраста упадет с 18.6% до 9.4%. При этом более интенсивно число жителей  будет убывать во второй половине прогнозируемого периода. Так, если к началу 2025 г. число россиян по данному прогнозному варианту сократится на 20,2 млн. или в 1,16 раза по сравнению  с началом 2001 г., то за период 2025-2049 гг. (т.е. к началу 2050 г.) численность населения  уменьшится на 34,0 млн. или почти в 1,4 раза. Ежегодная убыль населения  достигнет минимума в 2008 г., а затем  начнет быстро нарастать и превысит 1 млн. в 2020 г., 1 млн. 200 тыс. - в 2026 г., 1 млн. 400 тыс.-в 2041г.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Урланис Б.Ц. Динамика численности народов. С. 107

 

2. Козлов В.И. Динамика  численности народов. С. 1

 

3. Медное В.М. Демография....

 

4. Народонаселение: Энциклопедический  словарь. М., 1994. С. 321.

 

Борисов ВА. Рождаемость. Население  мира: Демографический справочник. М., 1990.

 

5. Медков В.М. Демография

 

6. Вишневский А., Васин  С. Демографические прогнозы для  России // Население и общество. 1995. № 4. С. 1


Информация о работе Проблема рождаемости в России