Проблема личности в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей. Понятием “индивид” обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности.

Оглавление

Введение 3 1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности. 4
1.1 Концепции понимания личности. 4
1.2 Типология личности. 6
1.3 Социализация личности. 8
2. Взаимоотношение личности и общества. 11
2.1 Марксистская теория. 12
2.2 Деятельный подход. 12
Заключение. 15
Практические задания. 16
Список литературы. 17

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

 

 

1.3 Социализация личности.

 

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа. Когда употребляется понятие «формирование личности», то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие. Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов. Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Мощным инструментам социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь.

Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса. Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем. В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей.

              Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, ит.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимоотношение личности и общества.

Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных подсистем общества с личностью.

Определению сущности человека через исследования соотношения между обществом и индивидуальным «я» была посвящена специальная секция ХVII Всемирно-философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники конгресса, не отрицая заслуги Маркса, определившего механизм социализации личности посредством влияния на нее общественных отношений, тем не менее, признали факт антропологических (биологических и психических) и этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность человека. Не оспаривая данную парадигму, следует отметить, что антропологические факторы до сих пор влияют на становление общественной системы, на ее развитие, определяя при этом ее социально-культурные особенности. Эти процессы разворачиваются вне зависимости от самих субъектов деятельности, как бы ни парадоксально это не звучало.

Исследование механизма саморегуляции между личностью и обществом приведет, во-первых, к более глубокому пониманию социальных связей, социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем общества.

Это, в свою очередь, поможет более глубокому пониманию личности. Современное общество стало более динамичным и интегрированным, когда общественный механизм достиг такой сложной организации, что время от времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения структуры человека, и в первую очередь его психофизических и социально-культурных потребностей. Человек, а затем личность является основным звеном социально-культурной связи.

С изучением личности, ее саморегулирующейся структуры, обществоведы могут приблизиться к более или менее правильному пониманию общественного организма и его социальных институтов, которые создаются людьми посредством субъективного начала, воздействуют на людей объективно, порой вопреки желаниям субъекта.

Личная определенность человека устанавливается только в связи с обществом. Безусловно, что только во взаимодействии с обществом человек находит свое место в общественной структуре. Главное заключается в том, чтобы определить суть общественных механизмов, которые влияют на выбор человека.

 

2.1 Марксистская теория.

 

Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникшая и социально заданная объективная действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности.

Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реальный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, политические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности детерминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматривается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общественных отношений, с другой — сама является продуктом исторического развития этих отношений.

Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремление практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через диктатуру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.

 

2.2 Деятельный подход.

Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934). Человек рассматривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с позиций рациональности. В личности отражаются особенности связи человека с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитивной и предметной деятельности.

Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, деятельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельности. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.

В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структурирована и дифференцирована.

В соответствии с характером отношений личности к окружающему миру социологи подразделяют деятельность на материальную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отношения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная.

Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.

Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптимально организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.

Для любой деятельности важны:

- качества личности, требуемые и проявляемые в деятельности;

- объективные и субъективные оценки деятельности, выражающиеся в общественном одобрении или порицании;

- мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;

- способы и механизмы деятельности, предлагаемые обществом и выбираемые личностью;

- результаты деятельности, социально и индивидуально значимые.

 

Деятельностный подход к личности сводится к:

- определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);

- выяснению принципа осуществления деятельности — вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;

- изучению характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный);

- исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

              Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

Информация о работе Проблема личности в социологии