Преодоление социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы определить, что такое социальное сиротство и на каком уровне данная проблема находится в Российской Федерации.
Основными задачами работы являются:
Определить, что включает в себя такое понятие как социальное сиротство;
Изучить причины социального сиротства;
Рассмотреть основные мероприятия, которые проводятся в России с целью преодоления социального сиротства, в частности, рассмотреть более подробно концепцию «Дети России» на 2007 – 2010 годы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие социального сиротства 4
Глава 2. Причины социального сиротства 7
2.1. ВИЧ - инфекция как одна из причин социально сиротства в России 9
Глава 3. Преодоление социального сиротства 14
3.1. Мероприятия по преодолению социального сиротства в России 14
3.2. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы и ее цели» 17
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

социальное сиротство в россии.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    Целями  действовавшей ранее Федеральной  целевой программы «Дети России»  на 2003-2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства России от 3 октября 2002 г. № 732, («Российская газета» №  198, 16.10.2002;) были:

  • улучшение здоровья детей,
  • профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних,
  • обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов,
  • формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

    То  есть вместо единой стратегической цели в программе использовалась совокупность важных, но не объединенных общим подходом самостоятельных  тактических задач. В концепции Программы такая  обобщенная цель сформулирована и обозначена как «обеспечение комплексного подхода к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми». Направленность Программы в значительной мере определяется необходимостью полного выполнения требований Конвенции ООН о правах ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, а также проблемами детства, нерешенными в рамках предыдущих федеральных целевых программ. Так, к числу нерешенных задач Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы можно отнести:

  • уменьшение числа детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, создание условий для воспитания детей-сирот в семьях различного типа, реформирование системы опеки и попечительства с тем, чтобы ее деятельность была ориентирована на предупреждение социального сиротства;
  • снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия, усиление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем детства.

Реализация  Программы должна привести к улучшению демографической ситуации Российской Федерации и укреплению интеллектуального потенциала страны.

    Мероприятия подпрограммы "Дети и семья" направлены на оказание помощи семье, находящейся  в трудной жизненной ситуации, повышение эффективности работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства. В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач (см. Приложение 1):

  • развитие новых форм профилактики семейного неблагополучия;
  • защита прав и интересов детей;
  • укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности;
  • расширение доступности услуг по социальной реабилитации и адаптации детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Программа, безусловно, формировалась с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, в котором особый акцент был сделан на увеличение рождаемости и усиление государственной поддержки семей с детьми, на разработку механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Исходя из этих положений, разработчики Программы помимо традиционной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предлагают комплекс мероприятий по укреплению семьи. Таким образом, произошло изменение основного вектора социальной политики в области защиты детства: от устранения последствий семейного неблагополучия к его профилактике, необходимость которого была очевидна уже давно. Этот переход нашел отражение в изменении структуры Программы (см. Приложение 2). Так, три подпрограммы («Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды»), входившие ранее в Федеральную целевую программу "Дети России" на 2003 - 2006 годы, объединены в одну подпрограмму "Дети и семья". Выделение единой подпрограммы "Дети и семья" должно обеспечить комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В связи со спецификой проблем различных категорий детей эта подпрограмма включает три самостоятельных направления: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты" (в других подпрограммах отдельные направления не выделяются).

Заключение

     Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно  сделать следующие выводы: социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

     Среди распространенных и характерных  для нашего времени причин социального  сиротства чаще всего указываются  низкие зарплаты и безработица граждан, а также кризис института семьи. Только в прошлом году свыше 60 тысяч родителей были лишены родительских прав.

     Необходимость разработки мероприятий по улучшению  положения детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, обусловленная постоянным возрастанием численности детей-сирот, обострением  проблем социального сиротства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
 
  1. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень № 26. Москва: Федеральный научно-методичекий  центр по профилактике и борьбе со СПИДом, 2004.
  2. Зарецкий, В., Дубровская, М., Ослон, В., Холмогорова А. Пути решения проблемы сиротства в России. 2002. Москва: Вопросы психологии.
  3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
  4. Семья Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2002.
  5. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
  6. Социальная педагогика. М.,1999. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.
  7. Российская газета №22, 02.02.2007
  8. www.vn.ru
  9. www.izvestia.ru

 

     Приложение 1.

                                               Таблица 1.

Задачи  (преамбула Программы) Задачи  (раздел II паспорта подпрограммы)
профилактика  социального неблагополучия семей  с детьми, защита прав и интересов детей 

совершенствование системы  профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних 

проведение эффективной  реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной   жизненной  ситуации

развитие форм профилактики социального неблагополучия семей  с детьми
защита прав и интересов детей
укрепление  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
развитие  инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
создание  условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
обеспечение полноценной

жизнедеятельности детей-инвалидов  и их интеграции в общество

внедрение современных  технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов
содействие  ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными  возможностями в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов
обеспечение территориальной доступности комплексной  реабилитации детей с ограниченными возможностями
внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов  в условиях семьи
профилактика  социального сиротства, постепенный  переход от воспитания детей в  учреждениях интернатного типа к  семейным формам устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей 

обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных  учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

реализация на федеральном уровне системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью
разработка, апробация и внедрение инновационных  технологий в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей
создание  системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период, а также детей, воспитывающихся в замещающих семьях
обеспечение профессиональной подготовки, личностного  и профессионального самоопределения выпускников интернатных учреждений и детей из замещающих семей за счет обучения конкурентоспособным профессиям

 

Приложение 2.

Таблица 2.

Задачи  Программы  Преамбула Важнейшие целевые индикаторы и показатели Ожидаемые конечные результаты реализации Программы . Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей  и подростков, в том числе репродуктивного  здоровья уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми;

уровень материнской  смертности на 100 тыс. родившихся живыми;

смертность детей  в возрасте от 0 до 4 лет включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

удельный вес детей I группы здоровья в общем количестве детей;

первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей

улучшение качественных показателей здоровья и социального положения более 4 млн. детей ежегодно улучшить качественные показатели здоровья и социального  положения более 4 млн. детей ежегодно
профилактика  и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности снижение младенческой смертности до 9,3 промилле на 1000 родившихся живыми,

материнской смертности - до 21 на 100 тыс. родившихся живыми, смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

снизить уровень младенческой смертности до 9,3 промилле на 1000 родившихся живыми;

снизить уровень материнской  смертности до 21 на 100 тыс. родившихся живыми;

снизить смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

увеличить долю детей I группы здоровья (признанных здоровыми) до 37,5%общего количества детей;

снизить показатели первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей

создание  государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и  творческого потенциала России доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных  детей, в общей численности детского населения школьного возраста создание государственной  системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста государственная система  выявления, развития и адресной поддержки  одаренных детей, охватывающая до 40%детского населения школьного возраста;

база данных о талантливых  и одаренных детях школьного  возраста;

увеличение к 2011 году на 8% по сравнению с данными 2006 г. количества одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и турниров;

развитие системы всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей;

разработка и внедрение  инновационных технологий по выявлению  и адресной поддержке одаренных  детей, в том числе проживающих  в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

профилактика  социального неблагополучия семей  с детьми, защита прав и интересов детей удельный вес  безнадзорных детей в общей численности  детского населения;

удельный вес детей,  получивших социальную  реабилитацию в специализированных  учреждениях для  несовершеннолетних, в  общем количестве  безнадзорных и  беспризорных детей

снижение доли безнадзорных детей  до 2,17% общей  численности детского населения;

увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в  специализированных учреждениях для несовершеннолетних до 83,3% общего количества безнадзорных и беспризорных детей

увеличить численность  прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации, что  создаст условия, обеспечивающие снижение детской беспризорности, значительное снижение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних;

снизить удельный вес  безнадзорных детей до 2,17% общей численности детского населения

совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
проведение  эффективной реабилитации и адаптации  детей, находящихся в трудной   жизненной ситуации      
обеспечение полноценной

жизнедеятельности детей-инвалидов  и их интеграции в общество

удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов;

удельный вес семей  с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами

увеличение доли семей  с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях  для детей с ограниченными возможностями до 25,2 % общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами;

увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в  специализированных учреждениях для  детей с ограниченными возможностями, до 43,1% общего количества детей инвалидов

внедрить новые  реабилитационные технологии и обеспечить детей с ограниченными возможностями  индивидуальными техническими средствами реабилитации, увеличить количество детских реабилитационных центров  и укрепить их материально-техническую базу, создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов;

увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 43,1% общего количества детей-инвалидов;

увеличить удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 25,2% общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами

профилактика  социального сиротства, постепенный  переход от воспитания детей в  учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей доля детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей увеличение доли детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, переданных на воспитание в  семью, до 72% в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение;

увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью;

обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество;

увеличить долю детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, переданных на воспитание в семью, до 72%

обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей      

Информация о работе Преодоление социального сиротства