Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы определить, что такое социальное сиротство и на каком уровне данная проблема находится в Российской Федерации.
Основными задачами работы являются:
Определить, что включает в себя такое понятие как социальное сиротство;
Изучить причины социального сиротства;
Рассмотреть основные мероприятия, которые проводятся в России с целью преодоления социального сиротства, в частности, рассмотреть более подробно концепцию «Дети России» на 2007 – 2010 годы.
Введение 3
Глава 1. Понятие социального сиротства 4
Глава 2. Причины социального сиротства 7
2.1. ВИЧ - инфекция как одна из причин социально сиротства в России 9
Глава 3. Преодоление социального сиротства 14
3.1. Мероприятия по преодолению социального сиротства в России 14
3.2. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы и ее цели» 17
Заключение 21
Список литературы 22
Целями
действовавшей ранее
То есть вместо единой стратегической цели в программе использовалась совокупность важных, но не объединенных общим подходом самостоятельных тактических задач. В концепции Программы такая обобщенная цель сформулирована и обозначена как «обеспечение комплексного подхода к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми». Направленность Программы в значительной мере определяется необходимостью полного выполнения требований Конвенции ООН о правах ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, а также проблемами детства, нерешенными в рамках предыдущих федеральных целевых программ. Так, к числу нерешенных задач Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы можно отнести:
Реализация Программы должна привести к улучшению демографической ситуации Российской Федерации и укреплению интеллектуального потенциала страны.
Мероприятия подпрограммы "Дети и семья" направлены на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, повышение эффективности работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства. В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач (см. Приложение 1):
Программа, безусловно, формировалась с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, в котором особый акцент был сделан на увеличение рождаемости и усиление государственной поддержки семей с детьми, на разработку механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Исходя из этих положений, разработчики Программы помимо традиционной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предлагают комплекс мероприятий по укреплению семьи. Таким образом, произошло изменение основного вектора социальной политики в области защиты детства: от устранения последствий семейного неблагополучия к его профилактике, необходимость которого была очевидна уже давно. Этот переход нашел отражение в изменении структуры Программы (см. Приложение 2). Так, три подпрограммы («Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды»), входившие ранее в Федеральную целевую программу "Дети России" на 2003 - 2006 годы, объединены в одну подпрограмму "Дети и семья". Выделение единой подпрограммы "Дети и семья" должно обеспечить комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В связи со спецификой проблем различных категорий детей эта подпрограмма включает три самостоятельных направления: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты" (в других подпрограммах отдельные направления не выделяются).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Среди распространенных и характерных для нашего времени причин социального сиротства чаще всего указываются низкие зарплаты и безработица граждан, а также кризис института семьи. Только в прошлом году свыше 60 тысяч родителей были лишены родительских прав.
Необходимость
разработки мероприятий по улучшению
положения детей-сирот и детей,
которые остались без опеки родителей,
обусловленная постоянным возрастанием
численности детей-сирот, обострением
проблем социального сиротства.
Приложение 1.
Задачи (преамбула Программы) | Задачи (раздел II паспорта подпрограммы) |
профилактика
социального неблагополучия семей
с детьми, защита прав и интересов
детей совершенствование системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми |
защита прав и интересов детей | |
укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |
развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности | |
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
создание
условий для творческого | |
обеспечение
полноценной
жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество |
внедрение современных технологий в комплексную реабилитацию с целью максимального развития умственных и физических возможностей детей-инвалидов |
содействие
ресурсному обеспечению специализированных
учреждений для детей с ограниченными
возможностями в целях | |
обеспечение
территориальной доступности | |
внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи | |
профилактика
социального сиротства, постепенный
переход от воспитания детей в
учреждениях интернатного типа к
семейным формам устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечение профессиональной
подготовки и социальной защищенности
выпускников детских |
реализация на федеральном уровне системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью |
разработка,
апробация и внедрение | |
создание
системы психолого- | |
обеспечение
профессиональной подготовки, личностного
и профессионального |
Приложение 2.
Таблица 2.
Задачи Программы Преамбула | Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | . Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы |
обеспечение
безопасного материнства и |
уровень младенческой
смертности на 1000 родившихся живыми;
уровень материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми; смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; удельный вес детей I группы здоровья в общем количестве детей; первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей |
улучшение качественных показателей здоровья и социального положения более 4 млн. детей ежегодно | улучшить качественные показатели здоровья и социального положения более 4 млн. детей ежегодно |
профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности | снижение младенческой
смертности до 9,3 промилле на 1000 родившихся
живыми,
материнской смертности - до 21 на 100 тыс. родившихся живыми, смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) - до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; |
снизить уровень младенческой
смертности до 9,3 промилле на 1000 родившихся
живыми;
снизить уровень материнской смертности до 21 на 100 тыс. родившихся живыми; снизить смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; увеличить долю детей I группы здоровья (признанных здоровыми) до 37,5%общего количества детей; снизить показатели первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей | |
создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России | доля детей, включенных
в государственную систему |
создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста | государственная система
выявления, развития и адресной поддержки
одаренных детей, охватывающая до 40%детского
населения школьного возраста;
база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста; увеличение к 2011 году на 8% по сравнению с данными 2006 г. количества одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и турниров; развитие системы всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей; разработка и внедрение инновационных технологий по выявлению и адресной поддержке одаренных детей, в том числе проживающих в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей | удельный вес
безнадзорных детей в общей численности
детского населения;
удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных и беспризорных детей |
снижение доли
безнадзорных детей до 2,17% общей
численности детского населения;
увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних до 83,3% общего количества безнадзорных и беспризорных детей |
увеличить численность
прошедших социальную реабилитацию
несовершеннолетних, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации, что
создаст условия, обеспечивающие снижение
детской беспризорности, значительное
снижение числа безнадзорных детей, сокращение
социального сиротства и противоправного
поведения несовершеннолетних;
снизить удельный вес безнадзорных детей до 2,17% общей численности детского населения |
совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | |||
проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||
обеспечение
полноценной
жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество |
удельный вес детей-инвалидов,
получивших реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях для детей
с ограниченными возможностями, в общем
количестве детей-инвалидов;
удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами |
увеличение доли семей
с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные
услуги в специализированных учреждениях
для детей с ограниченными возможностями
до 25,2 % общего количества нуждающихся
в услугах семей с детьми-инвалидами;
увеличение доли детей-инвалидов,
получивших реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях для
детей с ограниченными |
внедрить новые
реабилитационные технологии и обеспечить
детей с ограниченными увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 43,1% общего количества детей-инвалидов; увеличить удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 25,2% общего количества нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами |
профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72% в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | снизить количество
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, передаваемых
в учреждения на полное государственное
обеспечение;
увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью; обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество; увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72% |
обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |