Преодоление социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы определить, что такое социальное сиротство и на каком уровне данная проблема находится в Российской Федерации.
Основными задачами работы являются:
Определить, что включает в себя такое понятие как социальное сиротство;
Изучить причины социального сиротства;
Рассмотреть основные мероприятия, которые проводятся в России с целью преодоления социального сиротства, в частности, рассмотреть более подробно концепцию «Дети России» на 2007 – 2010 годы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие социального сиротства 4
Глава 2. Причины социального сиротства 7
2.1. ВИЧ - инфекция как одна из причин социально сиротства в России 9
Глава 3. Преодоление социального сиротства 14
3.1. Мероприятия по преодолению социального сиротства в России 14
3.2. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы и ее цели» 17
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

социальное сиротство в россии.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Судьба  детей, чей ВИЧ-положительный статус подтверждается, зачастую оказывается  еще более сложной. Как показывают данные, приведенные выше (Соколова 2003), диагноз ВИЧ-инфекции подтверждается менее чем у 20 процентов детей,5 рожденных ВИЧ-положительными женщинами, еще меньшее количество из них нуждаются в медикаментозном лечении. Тем не менее, во многих регионах страны — из-за недостатка как финансирования на закупку противовирусных препаратов, так и квалифицированных кадров — возможности для проведения качественного лечения детей, нуждающихся в нем, ограничены. В последние годы в мире были разработаны высокоэффективные схемы лечения больных ВИЧ-инфекцией, в том числе и детей. Правильно подобранная схема лечения, надлежащее качество препаратов и соблюдение режима лечения позволяют обеспечить ВИЧ-положительным детям полноценную жизнь в течение многих десятилетий. К сожалению, ситуация, сложившаяся сегодня в Российской Федерации, не гарантирует детям столь благополучного исхода.

     Последствия социального сиротства детей, рожденных  ВИЧ-положительными женщинами, тяжким бременем лягут на государство и  общество. Оно будет усиливаться  в связи с ускоряющимся процессом вовлечения женщин репродуктивного возраста в эпидемиологический процесс. Наибольшее количество новых случаев ВИЧ-инфекции в настоящее время наблюдается среди молодых женщин детородного возраста, а половой путь передачи ВИЧ-инфекции представляет более 20 процентов всех новых случаев инфицирования.

     Существенные  затраты на поддержание обширной системы интернатных учреждений далеко не всегда дают желаемые результаты. Выпускники учреждений для детей-сирот  оказываются не подготовленными  к самостоятельной жизни. Только 30% из них адаптируются к самостоятельной жизни6. Жизненная траектория детей, рожденных ВИЧ-положительными женщинами, может оказаться еще более низкой. Необоснованно длительное содержание этих детей в лечебных учреждениях, ведущее к задержке физического и психического развития, будет являться дополнительным фактором, негативно влияющим на их способность к социальной адаптации. Если условия жизни детей не будут изменены в кратчайшие сроки, бюджетные затраты на их социальную поддержку в будущем будут еще более высокими по сравнению с затратами на поддержку тех детей, которые с рождения находятся в адекватных условиях детских учреждений. Обусловлено это тем, что потребность гражданина в социальной помощи растет в соответствии с понижением уровня его социальной адаптации. Наиболее оправданным как с точки зрения бюджетных затрат, так и с педагогической точки зрения является размещение детей в семьи или институты замещающей заботы.

     Дети, оставленные ВИЧ-положительными женщинами, должны иметь шанс, как и все российские дети, прожить полноценную и социально полезную жизнь. Обеспечение эффективной профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку позволит большинству таких детей избежать инфицирования. Предоставление современной антиретровирусной терапии нуждающимся в ней детям, а также обеспечение адекватного ухода даст им возможность прожить долгую и социально полезную жизнь. Наиболее приемлемыми формами воспитания, способными обеспечить наилучшие условия для эмоционального, физического и психического развития ребенка являются семейные формы воспитания. Поддержка семейных форм воспитания, включая развитие институтов замещающей заботы и оказание социальной поддержки кровным и опекунским семьям, должна стать одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

     Для обеспечения адекватного ухода  и лечения детей, рожденных ВИЧ-положительными женщинами и находящихся в  настоящее время под опекой государства, необходимо предпринять следующие  меры:

     •   осуществление программ, направленных на повышение уровня знаний о ВИЧ инфекции среди сотрудников детских учреждений,

     •   повышение финансирования на предоставление антиретровирусной терапии нуждающимся  в ней детям,

     •   повышение квалификации медицинского персонала по вопросам, касающимся лечения ВИЧ-инфекции у детей,

     •   формулирование четких рекомендаций, предписывающих определение детей, не имеющих клинических показаний  к госпитализации, в детские учреждения как системы Министерства здравоохранения, так и системы Министерства образования.

     Осуществление этих мер позволило бы не только в определенной мере решить проблему социального сиротства в этой группе детей, но и предотвратить возможное негативное влияние ВИЧ эпидемии на и без того сложную демографическую ситуацию в стране. Решение поставленной проблемы прямо соответствует целому ряду приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию: улучшить состояние здоровья российской нации, избавиться от детской беспризорности, снизить уровень преступности, преодолеть демографический спад, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан, в том числе детей. Достижение этих целей должно стать общим приоритетом деятельности целого ряда ведомств и профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания России, а также государственной политики России в целом.

Глава 3. Преодоление социального сиротства

3.1. Мероприятия по преодолению социального сиротства в России

     7 февраля 2007 г.В Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция на тему: «Социальное сиротство в России. Создание национального совета по проблемам детей-сирот».

     Пресс-конференция  была посвящена  причинам  нахождения брошенных детей в больницах, условиям их содержания,  и возможным путям решения этой проблемы. Было объявлено о создании под эгидой Общественной палаты РФ Национального совета по проблемам детей-сирот.

     Сейчас  в России насчитывается 700 тысяч  детей, оставшихся без попечения  родителей. Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова, кстати, сама в пять лет ставшая сиротой, олимпийская чемпионка Ирина Роднина и лидер движения «Волонтеры в помощь детям-сиротам больниц» Елена Альшанская на встрече с журналистами сообщили о создании Национального совета по проблемам детей-сирот. Из 700 тысяч социальных сирот в детских учреждениях содержатся 260 тысяч детей. Где же остальные 440 000? По-видимому, на улице и... в больницах. В России предусмотрен, на первый взгляд, логичный ритуал помещения детей в сиротские заведения. По правилам, ребенка для начала укладывают в стационар детской больницы для прохождения медобследования. В это время готовится вся необходимая документация для дальнейшего направления ребенка в детдом. На практике же дети долгие месяцы находятся в больницах, потому что для многих из них просто невозможно оформить документы. К примеру, нужны паспорта родителей, которых давно и след простыл. И лежат дети-отказники, зачастую годами, в инфекционных отделениях больниц, не гуляют, потому что не с кем и не в чем, не играют, потому что нет игрушек, не развиваются, потому что в штате больниц не предусмотрены педагоги.

     Идеальный выход из положения усыновление. Но сейчас в России усыновляют чуть больше 6 тысяч детей в год.

     Готовы  ли наше государство и общество обеспечить право ребенка на семью?

     По  официальным данным, в стране 720 тысяч  детей, оставшихся без попечения  родителей, превышен послевоенный рубеж. По неофициальным — в три-четыре раза больше. Социальное бедствие! Непредсказуемое будущее? Знает ли народ об этом? Любая идея, как говаривали теоретики коммунизма, становится общественно значимой, если овладевает массами. Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество…7

     Казалось  бы, как очевидно. Но мы только начинаем приходить к пониманию того, что  с проблемой социального сиротства  мы находимся пока что на «уровне  проб и ошибок».

     Почему  растет социальное сиротство? Почему все  усилия государства не останавливают  этот опасный процесс? Готовы ли наше государство и общество обеспечить право ребенка на семью? Есть ли резервы  для решения проблемы на региональном уровне? Ответить может, наверное, каждый — на митинговом уровне. Но попробуйте ответить так, чтобы сирот реально становилось меньше.

     Развитие  всех форм семейного устройства детей  и сохранение биологической семьи  — два направления действий. Сейчас усиливаются органы опеки, приходят специалисты, а еще недавно там нередко работали совместители.

     Вопрос: почему у государства разное отношение  к приемным семьям и усыновителям? Первым и зарплата, и пособие на детей, вторым — ничего, а забот  больше. Надо «выравнивать права замещающих родителей». Развивать, в частности, такую форму, как патронажная семья, распространенную в других странах.

     Проблема  социального сиротства пока не стала  общегражданской. Межведомственная разобщенность  не сдвинет ее с позиции «проб  и ошибок». Пожалуй, и в законы нужны изменения. Готовы ли наше общество и государство к социальному партнерству, к созданию устойчивой системы профилактики социального сиротства, к работе в семьях группы риска? И объединение усилий в невероятно сложной проблеме социального сиротства пока лишь в большей степени пожелание, «поле для диалога».

     Необходимость разработки мероприятий по улучшению  положения детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, обусловленная постоянным возрастанием численности детей-сирот, обострением  проблем социального сиротства.

     Основными причинами этой ситуации — падение  социального престижа семьи, ухудшение  ее материальных и жилищных условий, увеличение количества детей, рожденных  вне брака, родителей, ведущих асоциальный  образ жизни.

     Несмотря  на усилия государства, направленные на создание надлежащих условий для воспитания, обучения, социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, развитие приоритетных форм обустройства детей-сирот (опека, забота, усыновление, устройство в семьи), остаётся много неразрешённых проблем.

     Действующая структура учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без опеки родителей, требует усовершенствования. Необходимо создавать новые формы обустройства судеб этой категории детей. Отсутствие их связи с родственниками, недостаточный контакт с взрослыми, слабый контакт с социально-культурной сферой углубляют их социальную отчужденность, снижают степень подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

     Остро стоит вопрос относительно адаптации выпускников после окончания учреждений интернатного типа, выбора сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала потребностям личности этих детей и запросам рынка работы.

     В условиях экономического кризиса обостряется  проблема материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, которые осталось без заботы родителей.

     Основной  целью мероприятий является улучшение  положения детей — социальных сирот, создание надлежащих условий  для их физического, интеллектуального и духовного развития.

     Мероприятия предусматривают решение таких  задач:

     усовершенствование  системы социальной адаптации детей-сирот  и детей, которые осталось без  заботы родителей, развитие семейных форм устроения этой категории детей, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилых и других интересов;

     создание  условий для предоставления психологической, медицинской и педагогической помощи;

     улучшение материального обеспечения, предоставление им реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями;

     создание  детских домов семейного типа;

     создание  фостерных семей.

3.2. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы и ее цели»

 

    Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 26 января 2007 г. № 79-р была утверждена Концепция федеральной целевой  программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы (далее – Программа) («Российская газета №22, 02.02.2007). Общее руководство по реализации Программы возложено на Минздравсоцразвития России. Государственными заказчиками Программы являются Росздрав, Рособразование, Роскультура, Росспорт, МВД России и ФСИН России. Программа включает три  подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья". Предполагаемый объем финансирования Программы составит 47845,9 млн. рублей из них за счет средств федерального бюджета – 10101,7 млн., за счет бюджетов субъектов Федерации – 36315,1 млн., из внебюджетных источников – 1429,1млн.8

Информация о работе Преодоление социального сиротства