Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы определить, что такое социальное сиротство и на каком уровне данная проблема находится в Российской Федерации.
Основными задачами работы являются:
Определить, что включает в себя такое понятие как социальное сиротство;
Изучить причины социального сиротства;
Рассмотреть основные мероприятия, которые проводятся в России с целью преодоления социального сиротства, в частности, рассмотреть более подробно концепцию «Дети России» на 2007 – 2010 годы.
Введение 3
Глава 1. Понятие социального сиротства 4
Глава 2. Причины социального сиротства 7
2.1. ВИЧ - инфекция как одна из причин социально сиротства в России 9
Глава 3. Преодоление социального сиротства 14
3.1. Мероприятия по преодолению социального сиротства в России 14
3.2. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы и ее цели» 17
Заключение 21
Список литературы 22
Судьба детей, чей ВИЧ-положительный статус подтверждается, зачастую оказывается еще более сложной. Как показывают данные, приведенные выше (Соколова 2003), диагноз ВИЧ-инфекции подтверждается менее чем у 20 процентов детей,5 рожденных ВИЧ-положительными женщинами, еще меньшее количество из них нуждаются в медикаментозном лечении. Тем не менее, во многих регионах страны — из-за недостатка как финансирования на закупку противовирусных препаратов, так и квалифицированных кадров — возможности для проведения качественного лечения детей, нуждающихся в нем, ограничены. В последние годы в мире были разработаны высокоэффективные схемы лечения больных ВИЧ-инфекцией, в том числе и детей. Правильно подобранная схема лечения, надлежащее качество препаратов и соблюдение режима лечения позволяют обеспечить ВИЧ-положительным детям полноценную жизнь в течение многих десятилетий. К сожалению, ситуация, сложившаяся сегодня в Российской Федерации, не гарантирует детям столь благополучного исхода.
Последствия социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-положительными женщинами, тяжким бременем лягут на государство и общество. Оно будет усиливаться в связи с ускоряющимся процессом вовлечения женщин репродуктивного возраста в эпидемиологический процесс. Наибольшее количество новых случаев ВИЧ-инфекции в настоящее время наблюдается среди молодых женщин детородного возраста, а половой путь передачи ВИЧ-инфекции представляет более 20 процентов всех новых случаев инфицирования.
Существенные затраты на поддержание обширной системы интернатных учреждений далеко не всегда дают желаемые результаты. Выпускники учреждений для детей-сирот оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни. Только 30% из них адаптируются к самостоятельной жизни6. Жизненная траектория детей, рожденных ВИЧ-положительными женщинами, может оказаться еще более низкой. Необоснованно длительное содержание этих детей в лечебных учреждениях, ведущее к задержке физического и психического развития, будет являться дополнительным фактором, негативно влияющим на их способность к социальной адаптации. Если условия жизни детей не будут изменены в кратчайшие сроки, бюджетные затраты на их социальную поддержку в будущем будут еще более высокими по сравнению с затратами на поддержку тех детей, которые с рождения находятся в адекватных условиях детских учреждений. Обусловлено это тем, что потребность гражданина в социальной помощи растет в соответствии с понижением уровня его социальной адаптации. Наиболее оправданным как с точки зрения бюджетных затрат, так и с педагогической точки зрения является размещение детей в семьи или институты замещающей заботы.
Дети, оставленные ВИЧ-положительными женщинами, должны иметь шанс, как и все российские дети, прожить полноценную и социально полезную жизнь. Обеспечение эффективной профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку позволит большинству таких детей избежать инфицирования. Предоставление современной антиретровирусной терапии нуждающимся в ней детям, а также обеспечение адекватного ухода даст им возможность прожить долгую и социально полезную жизнь. Наиболее приемлемыми формами воспитания, способными обеспечить наилучшие условия для эмоционального, физического и психического развития ребенка являются семейные формы воспитания. Поддержка семейных форм воспитания, включая развитие институтов замещающей заботы и оказание социальной поддержки кровным и опекунским семьям, должна стать одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Для обеспечения адекватного ухода и лечения детей, рожденных ВИЧ-положительными женщинами и находящихся в настоящее время под опекой государства, необходимо предпринять следующие меры:
• осуществление программ, направленных на повышение уровня знаний о ВИЧ инфекции среди сотрудников детских учреждений,
•
повышение финансирования на предоставление
антиретровирусной терапии
• повышение квалификации медицинского персонала по вопросам, касающимся лечения ВИЧ-инфекции у детей,
• формулирование четких рекомендаций, предписывающих определение детей, не имеющих клинических показаний к госпитализации, в детские учреждения как системы Министерства здравоохранения, так и системы Министерства образования.
Осуществление этих мер позволило бы не только в определенной мере решить проблему социального сиротства в этой группе детей, но и предотвратить возможное негативное влияние ВИЧ эпидемии на и без того сложную демографическую ситуацию в стране. Решение поставленной проблемы прямо соответствует целому ряду приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию: улучшить состояние здоровья российской нации, избавиться от детской беспризорности, снизить уровень преступности, преодолеть демографический спад, обеспечить соблюдение конституционных прав граждан, в том числе детей. Достижение этих целей должно стать общим приоритетом деятельности целого ряда ведомств и профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания России, а также государственной политики России в целом.
7 февраля 2007 г.В Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция на тему: «Социальное сиротство в России. Создание национального совета по проблемам детей-сирот».
Пресс-конференция была посвящена причинам нахождения брошенных детей в больницах, условиям их содержания, и возможным путям решения этой проблемы. Было объявлено о создании под эгидой Общественной палаты РФ Национального совета по проблемам детей-сирот.
Сейчас в России насчитывается 700 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова, кстати, сама в пять лет ставшая сиротой, олимпийская чемпионка Ирина Роднина и лидер движения «Волонтеры в помощь детям-сиротам больниц» Елена Альшанская на встрече с журналистами сообщили о создании Национального совета по проблемам детей-сирот. Из 700 тысяч социальных сирот в детских учреждениях содержатся 260 тысяч детей. Где же остальные 440 000? По-видимому, на улице и... в больницах. В России предусмотрен, на первый взгляд, логичный ритуал помещения детей в сиротские заведения. По правилам, ребенка для начала укладывают в стационар детской больницы для прохождения медобследования. В это время готовится вся необходимая документация для дальнейшего направления ребенка в детдом. На практике же дети долгие месяцы находятся в больницах, потому что для многих из них просто невозможно оформить документы. К примеру, нужны паспорта родителей, которых давно и след простыл. И лежат дети-отказники, зачастую годами, в инфекционных отделениях больниц, не гуляют, потому что не с кем и не в чем, не играют, потому что нет игрушек, не развиваются, потому что в штате больниц не предусмотрены педагоги.
Идеальный выход из положения усыновление. Но сейчас в России усыновляют чуть больше 6 тысяч детей в год.
Готовы ли наше государство и общество обеспечить право ребенка на семью?
По официальным данным, в стране 720 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, превышен послевоенный рубеж. По неофициальным — в три-четыре раза больше. Социальное бедствие! Непредсказуемое будущее? Знает ли народ об этом? Любая идея, как говаривали теоретики коммунизма, становится общественно значимой, если овладевает массами. Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество…7
Казалось
бы, как очевидно. Но мы только начинаем
приходить к пониманию того, что
с проблемой социального
Почему растет социальное сиротство? Почему все усилия государства не останавливают этот опасный процесс? Готовы ли наше государство и общество обеспечить право ребенка на семью? Есть ли резервы для решения проблемы на региональном уровне? Ответить может, наверное, каждый — на митинговом уровне. Но попробуйте ответить так, чтобы сирот реально становилось меньше.
Развитие всех форм семейного устройства детей и сохранение биологической семьи — два направления действий. Сейчас усиливаются органы опеки, приходят специалисты, а еще недавно там нередко работали совместители.
Вопрос: почему у государства разное отношение к приемным семьям и усыновителям? Первым и зарплата, и пособие на детей, вторым — ничего, а забот больше. Надо «выравнивать права замещающих родителей». Развивать, в частности, такую форму, как патронажная семья, распространенную в других странах.
Проблема социального сиротства пока не стала общегражданской. Межведомственная разобщенность не сдвинет ее с позиции «проб и ошибок». Пожалуй, и в законы нужны изменения. Готовы ли наше общество и государство к социальному партнерству, к созданию устойчивой системы профилактики социального сиротства, к работе в семьях группы риска? И объединение усилий в невероятно сложной проблеме социального сиротства пока лишь в большей степени пожелание, «поле для диалога».
Необходимость разработки мероприятий по улучшению положения детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, обусловленная постоянным возрастанием численности детей-сирот, обострением проблем социального сиротства.
Основными причинами этой ситуации — падение социального престижа семьи, ухудшение ее материальных и жилищных условий, увеличение количества детей, рожденных вне брака, родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Несмотря на усилия государства, направленные на создание надлежащих условий для воспитания, обучения, социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, развитие приоритетных форм обустройства детей-сирот (опека, забота, усыновление, устройство в семьи), остаётся много неразрешённых проблем.
Действующая
структура учреждений для детей-сирот,
детей, оставшихся без опеки родителей,
требует усовершенствования. Необходимо
создавать новые формы
Остро стоит вопрос относительно адаптации выпускников после окончания учреждений интернатного типа, выбора сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала потребностям личности этих детей и запросам рынка работы.
В условиях экономического кризиса обостряется проблема материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, которые осталось без заботы родителей.
Основной целью мероприятий является улучшение положения детей — социальных сирот, создание надлежащих условий для их физического, интеллектуального и духовного развития.
Мероприятия предусматривают решение таких задач:
усовершенствование системы социальной адаптации детей-сирот и детей, которые осталось без заботы родителей, развитие семейных форм устроения этой категории детей, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилых и других интересов;
создание условий для предоставления психологической, медицинской и педагогической помощи;
улучшение материального обеспечения, предоставление им реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями;
создание детских домов семейного типа;
создание фостерных семей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы (далее – Программа) («Российская газета №22, 02.02.2007). Общее руководство по реализации Программы возложено на Минздравсоцразвития России. Государственными заказчиками Программы являются Росздрав, Рособразование, Роскультура, Росспорт, МВД России и ФСИН России. Программа включает три подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья". Предполагаемый объем финансирования Программы составит 47845,9 млн. рублей из них за счет средств федерального бюджета – 10101,7 млн., за счет бюджетов субъектов Федерации – 36315,1 млн., из внебюджетных источников – 1429,1млн.8