Представить и оценить результаты и перспективы образовательной реформы в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:35, реферат

Краткое описание

Политика республики Казахстан в образовательной сфере характеризуется двумя основными тенденциями. Прежде всего это поэтапное вхождение в мировую образовательную систему на основе болонской процесса.

Оглавление

Введение
1.Советский период образовательных реформ в Казахстане
2.Этапы образовательных реформ в РК
3.Результаты образовательных реформ в РК
4. Перспективы образовательных реформ в РК
Заключения

Файлы: 1 файл

Реферат№3 по ТЭР.docx

— 31.04 Кб (Скачать)

     По  мере развития новых коммерческих отношений  с внешним миром, вузы еще более  ощущали потребность во внутренних реформах.

     Использовать  огромный потенциал заказных научно-исследовательских  работ силами вузов безуспешно пытались в свое время множество мелких научно-производственных предприятий. Однако по ряду причин, среди которых  было незнание рыночных законов, неподготовленность производственного сектора экономики, история существования этих предприятий  была очень короткой.

     Условно прошедший период времени с момента  обретения Казахстаном суверенитета можно разделить на следующие  этапы.

     Первый  этап - с 1991 по 1994 годы. Становление законодательной  и нормативной правовой базы высшего  образования.

     Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и  обновление специальностей высшего  образования в целях обеспечения  достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рынка труда. Проводимые меры были определены в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный  стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые установил  внедрение многоуровневой структуры  высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

     Второй  этап – с 1995 по 1998 годы. Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

     Данный  этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего  образования, что нашло отражение  в Концепции государственной  политики в области образования, утвержденной Национальным советом  по государственной политике при  Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных  правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. Принимаются первые казахстанские  образовательные стандарты высшего  профессионального образования. Активно  развивается негосударственный  сектор образования.

     Третий  этап - с 1999 по 2000 годы. Децентрализация  управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций  образования.

     На  этом этапе происходит реальная децентрализация  системы управления организациями  образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные  заведения, осуществлен переход  к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

     Четвертый этап - с 2001 года. Стратегическое развитие системы высшего профессионального  образования.  

3.Результаты образовательных реформ в РК

     Рассматривая  современную систему образования  Казахстана в экономическом разрезе, нельзя не заметить две ее важные особенности. С одной стороны, оставаясь сферой стратегических интересов государства, она подвержена достаточно жесткому регулированию и регламентированию. Обучение – область значительных дотаций, а где есть бюджетные  деньги, там обязательно будет  и государственный контроль. И  вдруг на фоне этого жесткого контроля в высшем образовании развивается  рынок в традиционном капиталистическом  понимании. Возникает явный диссонанс: с одной стороны, образование  традиционно выглядит как строгая  и зарегулированная система, а с  другой – как область свободной  конкуренции и активной коммерциализации. Здесь с самого начала был неизбежен  конфликт коммерческих и стратегических интересов, и одна из самых сложных  задач – привести их к общему знаменателю.

     В регулирующих действиях государства, предпринимаемых по отношению к  частным вузам, читается все та же логика: постепенно под его патронажем идет передел рынка. Очевидно, оно, наконец, осознало те потери, которые произошли  за предыдущее десятилетие в период либерализации высшей школы, – потери как имиджевые, связанные с резким падением качества обучения, так и прямые, финансовые. Упустив в девяностые годы контроль над значительным сегментом образовательного рынка, государство теперь стремится восстановить влияние, если не путем приобретения частных вузов, то их жесткой регламентации. В результате аккредитации вузов страны, начатой в 2000 году, не выдержали низшей планки требований порядка 20 процентов университетов и институтов, которые были в Казахстане в 1999-м. Кстати, среди них немало государственных.

     Главный вопрос состоит в том, насколько  регулирующая политика государства  стыкуется с экономическими интересами, с интересами других участников рынка  и главное - тех, кто учится.

     Опыт  подготовки кадров в частных высших учебных заведений, которые составляют 70% от общего количества вузов страны, показывает, что большинство из них  представляют образовательные услуги на низком качественном уровне по заниженным демпинговым ценам, не соответствующим реальным затратам, что не позволяет развиваться, в целом, системе высшего образования. Вследствие этого, резко снижается качество выпускаемых специалистов, и, далее, девальвируются казахстанские дипломы на мировом рынке труда.

     В стратегическом плане планируется  вести целенаправленную и системную  работу по приведению вузов Казахстана и качества обучения в соответствие с требованиями и нормами, существующими  в международной практике.

     Основная  цель развития системы высшего профессионального  образования - удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, повышение  качества подготовки специалистов путем  системного и целенаправленного  реформирования вузовской системы. 

4.Перспективы  образовательных реформ в РК

     Определены  основные направления непрерывного развития высшего образования в  двадцать первом веке.

     Необходимо  отметить, что начальный этап реформы  образования состоялся, что дало основание наметить стратегические цели и главные направления дальнейшего  реформирования и развития высшего  образования, сформировать новую национальную модель.

     Основной  тенденцией развития высшего образования  явился отказ от государственной  монополии на образование, отмены жесткого централизованного руководства  сферой образования и строгой  регламентации деятельности высших учебных заведений. В итоге, на равных условиях начал развиваться негосударственный  сектор высшего образования, свидетельствующий  о создании рынка образовательных  услуг, который, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции. Государственные высшие учебные  заведения получили право осуществлять прием и обучение студентов на платной основе, тем самым, были диверсифицированы  источники финансирования высшего  образования.

     Формирование  многоуровневой структуры высшего  образования направлено на обеспечение  многоступенчатости по вертикали и  альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки специалистов, ее фундаментальности и универсальности  одновременно.

     В настоящее время учебные заведения  системы высшего образования  Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся  к высшим учебным заведениям университетского типа.

     Система высшего образования Республики Казахстан включает 171 гражданских  высших учебных заведений, из которых 34 - государственных, 12 - акционерных  обществ, 3 - международных, 122 - частных  вузов и 24 филиала, а также 12 негражданских  высших учебных заведений

     За  последние 15 лет в качестве основных направлений образовательной политики РК можно выступали следующие  задачи:

     • Переход к образовательным стандартам, соответствующим общемировой практике;

     • Создание на этой основе возможностей для признания дипломов, получаемых выпускниками казахстанских ВУЗов  на международном образовательном  рынке;

     • Формирование нового государственного стандарта на подготовку специалистов;

     • Переход на двух уровневую систему  подготовки специалистов в высшей школе  РК;

     • Сокращение доли государственных расходов на образование через развитие системы  внебюджетного финансирования ВУЗов  и их акционирования;

     • Развитие системы образовательных  кредитов и образовательных грантов  для населения;

     • Формирование системы государственного заказа на подготовку специалистов определенного  профиля в соответствии народного  хозяйства страны.

     • Развитие программы «Болашак», которая предусматривает обучение казахстанских студентов в ведущих западных и российских ВУЗах наиболее за государственный счет.

     Большое внимание в ходе осуществления образовательных  реформ уделялось проблеме прозрачности системы набора студентов в высшие учебные заведения страны, борьбой  с коррупционным механизмом. Переход  к системе Единого национального  тестирования в значительной степени  способствовал внедрению принципа транспарентности в образовательном процессе. Однако, существуют серьезное претензии к принципам составления тестов, особенно в части гуманитарных дисциплин, точности выбора критериев определения результатов ЕНТ, несмотря на то, что контроль за проведением вступительных экзаменов был возложен на структуры национальной безопасности РК.  

Заключение

     Реализация  основных образовательных реформ позволила  за сравнительно короткий промежуток времени сформировать конкурентоспособную  образовательную модель и создать  предпосылки для вступление РК в болонский процесс.

     Если  в первые годы после обретения  независимости наблюдалась чрезмерная комерциализация ВУЗов и не контролируемый рост частных учебных заведений, то в начале ХХI в. наблюдается обратный процесс – сокращение доли частных ВУЗов и укрупнение государственных образовательных структур. А одновременно с этим, создание системы так называемых «элитарных ВУЗов», как например, Евразийского университета, за короткий промежуток времени превратившегося в один из базовых ВУЗов РК, на ряду с КАЗГУ и КАЗНУ.

     Эти ВУЗы считаются элитарными не только с точки зрения качества и организации  образовательного процесса, но также  и с позиции создания и развития на базе вузовских структур научных  школ.

     В тоже время сохранился целый ряд  нерешенных проблем в развитии высшей школы, которые связаны с недофинансированием  региональных ВУЗов, нехваткой квалифицированных  преподавательских кадров. Переход  к двухуровневой системы продекларирован, но еще не наполнен реальным содержанием, система образовательных кредитов также не введена в том объеме, который требуется по болонским стандартам, система бакалавриата в РК не сумела сломать факультетские барьеры и студенты еще не имеют возможности выбирать курсы по максимально широкому профилю.

     Таким образом, реформа высшей школы в  РК проходит более последовательно  и динамично нежели в большинстве  стран центрально-азиатского региона, поскольку этому способствует социально-экономическая  ситуация в стране. Однако, поставленная президентом РК задача перехода к «экономики знаний» требует не только роста формальных, количественных показателей развития высшей школы, но и глубоких качественных изменений, достижение которых в настоящий момент рассматривается в качестве генеральной задачи развития образовательной системы РК. 
 

Список  использованной литературы и источников информации

     1. История Казахстана с древнейших  времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993.

     2. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий.  Алма-Ата. 1992. С. 276.11.

     3. Каражан К. С. Новейшая история Казахстана / КазНУ.- Алматы: Казак университетi. Кн. 2: курс лекций / под ред. К. С. Каражана.- 2005.

     4. Козыбаев, Манаш Кобашевич и др. История Казахстана. 1914 - 2004 гг/ М. К. Козыбаев, К. Н. Нурпеис, К. М. Жукешев.- Алматы: Мектеп, 2005.

     5. Жанайдаров О. Иллюстрированная история Казахстана: [с древнейших времен до наших дней] : [в 4 т.] / [рук. проекта Б. Г. Аяган ; авт. - сост. О. Жанайдаров].- Алматы: Казак энциклопедиясы.

     6. История Казахстана (с древнейших  времен до наших дней). В пяти  томах. / М. Х. Асылбеков, К. С. Алдажуманов, К. М. Байпаков и др.; Гл. ред. М. К. Козыбаев.- Алматы: Атамура. Том 3.: Казахстан в новое время.- 2000.- Илл., карты.

Информация о работе Представить и оценить результаты и перспективы образовательной реформы в РК