Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:35, реферат
Политика республики Казахстан в образовательной сфере характеризуется двумя основными тенденциями. Прежде всего это поэтапное вхождение в мировую образовательную систему на основе болонской процесса.
Введение
1.Советский период образовательных реформ в Казахстане
2.Этапы образовательных реформ в РК
3.Результаты образовательных реформ в РК
4. Перспективы образовательных реформ в РК
Заключения
Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет
экономики и бизнеса
Реферат
На тему: Представить и оценить результаты и перспективы образовательной реформы в РК.
По дисциплине: Теория экономического развития
Выполнил: студент заочного отделения специальность финансы
Конысбай Нурсултан (2-курс после колледжа)
Алматы
2011
Содержание
Введение
1.Советский период образовательных реформ в Казахстане
2.Этапы образовательных реформ в РК
3.Результаты образовательных реформ в РК
4. Перспективы образовательных реформ в РК
Заключения
Введение
Политика республики Казахстан в образовательной сфере характеризуется двумя основными тенденциями. Прежде всего это поэтапное вхождение в мировую образовательную систему на основе болонской процесса.
Вторая тенденция связана с прагматичной задачей подготовки квалифицированных управленцев во всех областях государственной деятельности в соответствии с концепцией вхождения республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Решение этих стратегических задач в свою очередь потребовало выработки новой концепции образовательной реформы, которая с момента обретения независимости реализовывалась в несколько этапов и к настоящему моменту еще не завершена, о чем свидетельствует, например, внесение 5 июля 2007 года министром образования РК Жансeитом Туймебаевым поправок к закону «Об образовании».
1.Советский период образовательных реформ в Казахстане
Появление в Казахстане высшей школы принято отсчитывать с приходом советской власти. До нее система образования состояла, в основном, из гимназий, медресе и училищ.
Одно из неоспоримых достижений советского режима - развитие системы образования и борьба с безграмотностью. В 1918 году принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых отражались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13 лет, и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако основная часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 году было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 году - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время, количественный рост школ в сложной экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 году только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. В 1930 году был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 году было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 году обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 году в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-балльная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы XX века была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.
С 1921 по 1927 годы в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 году - 150 тыс., а в 1930 году - около 500 тыс. человек.
В
20-х-30-х гг. проводилась большая
работа по методическому обеспечению
школ. В 1921 году в Семипалатинске отпечатали
учебники "Есеп куралы", "Оку куралы"
и "Tiл куралы" А. Байтурсын и М. Дулатулы.
При Госиздате была образована редакционная
коллегия для создания новых учебных пособий,
к написанию которых были привлечены А.
Бокейхан ("География"), М. Жумабай
("История Казахстана", "Педагогика"),
Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров
("Алгебра") и другие известные представители
национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном
годах для казахских школ было издано
уже более 30 наименований учебников общим
тиражом 575 тыс. экземпляров.
Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 году с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 году арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч., и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.
В
годы Советской власти в Казахстане
начала развиваться система высших
учебных заведений. В 1926 году в Ташкентском
высшем педагогическом институте был
образован казахский факультет.
В 1928 году факультет был переведен
в Алма-Ату и преобразован в
Казахский государственный
Безусловно,
что для поступательного
Интенсивная работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся в 20-х-30-х гг., начала давать свои результаты. По переписи 1939 года, среди населения Казахстана было 76,3% грамотных. В 1940 году в республике работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тыс. специалистов.
Продолжалось развитие высшего образования. В 1936 году были приняты постановления, упорядочившие порядок поступления в вузы, вводившие единое учебно-методическое руководство. В 1938 году при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура.
В
годы войны количество вузов республики
увеличилось. В 1943 году был открыт педагогический
институт иностранных языков, в 1943 году
- Чимкентский технологический
Хрущевские
идеи приближения умственного и
физического труда и укрепления
связи между школой и производством
привели к проведению в конце
50-х-начале 60-х годов радикальной
реформы образования. В 1958 году был
принят союзный закон, продублированный
в 1959 году республиканским Законом
"Об укреплении связи школы с
жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего
и десятилетнего образования
вводилось обязательное восьмилетнее
образование, по завершении которого выпускники
обязаны были три года проработать
на заводах или в сельском хозяйстве,
совмещая работу с учебой, или учиться
в средних политехнических
Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих - "транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.
В 1964 году некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начали разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 году утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.
В
70-х годах происходит уменьшение
числа школ при увеличении числа
учащихся. Так, в 1966 году в 10 728 школах обучалось
2 852 тыс. учеников, в 1976 году в 9 604 школах
- 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 году в 8 910
школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины
70-х годов наблюдается
Продолжала
развиваться система высшего
образования. В 1959 году, в целях централизации
управления вузами республики, был
образован государственный
2.Этапы образовательных реформ в РК
С момента обретения суверенитета Казахстана в 1991 году высшая школа претерпела много изменений, как в институциальном, законодательном, так и в финансово-хозяйственном аспектах.
Разрыв
многочисленных связей с ведущими бывшими
советскими вузами повлек за собой
необратимые процессы в изменении
всей инфраструктуры высшей школы Казахстана.
Огромное негативное влияние оказало
тяжелое, на тот момент, социально-экономическое
положение республики. ''Утечка мозгов'',
потеря ценной научно-учебной базы
вузов угрожало ввести высшую школу
Казахстана в состояние полного
коллапса. Оказываемая государственная
поддержка не была достаточной для
существования и наметила опасную
для вузов тенденцию к
Информация о работе Представить и оценить результаты и перспективы образовательной реформы в РК