Представить и оценить результаты и перспективы образовательной реформы в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:35, реферат

Краткое описание

Политика республики Казахстан в образовательной сфере характеризуется двумя основными тенденциями. Прежде всего это поэтапное вхождение в мировую образовательную систему на основе болонской процесса.

Оглавление

Введение
1.Советский период образовательных реформ в Казахстане
2.Этапы образовательных реформ в РК
3.Результаты образовательных реформ в РК
4. Перспективы образовательных реформ в РК
Заключения

Файлы: 1 файл

Реферат№3 по ТЭР.docx

— 31.04 Кб (Скачать)

Казахский Национальный Университет имени  Аль-Фараби

Факультет экономики и бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

  На тему: Представить и оценить результаты и перспективы образовательной реформы в РК.

  По дисциплине: Теория экономического развития

  Выполнил: студент заочного отделения специальность  финансы

                      Конысбай Нурсултан (2-курс после колледжа) 
 
 
 
 
 
 

Алматы 2011 

     Содержание

Введение

     1.Советский  период образовательных реформ в Казахстане

     2.Этапы  образовательных реформ в РК

     3.Результаты образовательных реформ в РК

     4. Перспективы образовательных реформ в РК

Заключения 

     Введение 

     Политика  республики Казахстан в образовательной  сфере характеризуется двумя  основными тенденциями. Прежде всего это поэтапное вхождение в мировую образовательную систему на основе болонской процесса.

     Вторая  тенденция связана с прагматичной задачей подготовки квалифицированных управленцев во всех областях государственной деятельности в соответствии с концепцией вхождения республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Решение этих стратегических задач в свою очередь потребовало выработки новой концепции образовательной реформы, которая с момента обретения независимости реализовывалась в несколько этапов и к настоящему моменту еще не завершена, о чем свидетельствует, например, внесение 5 июля 2007 года министром образования РК Жансeитом Туймебаевым поправок к закону «Об образовании».

      

1.Советский  период образовательных реформ в Казахстане

     Появление в Казахстане высшей школы принято  отсчитывать с приходом советской  власти. До нее система образования  состояла, в основном, из гимназий, медресе  и училищ.

     Одно  из неоспоримых достижений советского режима - развитие системы образования  и борьба с безграмотностью. В 1918 году принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых отражались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13 лет, и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако основная часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 году было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 году - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время, количественный рост школ в сложной экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 году только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. В 1930 году был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 году было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 году обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 году в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-балльная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

     Одним из важнейших компонентов системы  образования в 20-30-е годы XX века была ликвидация неграмотности среди  взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная  Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, руководившая всей работой  по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

     С 1921 по 1927 годы в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 году - 150 тыс., а в 1930 году - около 500 тыс. человек.

     В 20-х-30-х гг. проводилась большая  работа по методическому обеспечению  школ. В 1921 году в Семипалатинске отпечатали учебники "Есеп куралы", "Оку куралы" и "Tiл куралы" А. Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров. 

     Тяжелый удар по системе образования нанес  переход казахского языка в 1929 году с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

     Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 году арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч., и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

     В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 году в Ташкентском  высшем педагогическом институте был  образован казахский факультет. В 1928 году факультет был переведен  в Алма-Ату и преобразован в  Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 году получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 году в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934 году в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С. Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931 году в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

     Безусловно, что для поступательного развития наука и высшее образование должны идти ''нога в ногу''. Именно поэтому, в годы гражданской войны и  послевоенное время, начинается постепенное  возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием  сложившейся структуры научно-исследовательских  организаций, нехваткой средств  и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались, преимущественно, прикладные научные  проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 году в Ташкенте был создан Туркестанский  восточный институт, а в 1919 году - историко-статистический отдел при  штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. В 1920 году отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем, к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать, будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 году в Общество входили 84 ученых.

     Интенсивная работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся  в 20-х-30-х гг., начала давать свои результаты. По переписи 1939 года, среди населения  Казахстана было 76,3% грамотных. В 1940 году в республике работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками. Педагогические кадры  готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тыс. специалистов.

     Продолжалось  развитие высшего образования. В 1936 году были приняты постановления, упорядочившие  порядок поступления в вузы, вводившие  единое учебно-методическое руководство. В 1938 году при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура.

     В годы войны количество вузов республики увеличилось. В 1943 году был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1943 году - Чимкентский технологический институт строительных материалов, в 1944 году - Консерватория  и Женский педагогический институт в Алма-Ате. В послевоенное время  появились Карагандинский медицинский (1950), Семипалатинский зооветеринарный (1951), Карагандинский горный институт (1953). Научно-педагогические кадры этих вузов  комплектовались как за счет эвакуированных, так и репрессированных ученых и  педагогов.

     Хрущевские  идеи приближения умственного и  физического труда и укрепления связи между школой и производством  привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной  реформы образования. В 1958 году был  принят союзный закон, продублированный в 1959 году республиканским Законом "Об укреплении связи школы с  жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего  и десятилетнего образования  вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершении которого выпускники обязаны были три года проработать  на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой, или учиться  в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление  в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой  абитуриентов. В Казахстане переход  к новой системе был завершен в 1962-1963 гг.

     Эта реформа вызвала неоднозначные  последствия. Усилилась текучесть  кадров на производстве, где увеличилось  число рабочих - "транзитников" на пути в вузы. Падал престиж  высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.

     В 1964 году некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось  обязательное среднее десятилетнее обучение, начали разрабатываться новые  учебные программы и планы, в 1970 году утверждается Устав средней  общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в  десятилетней школе или профтехучилищах  и средних специальных учебных  заведениях, после чего имели право  поступить в вуз.

     В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа  учащихся. Так, в 1966 году в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 году в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 году в 8 910 школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция  уменьшения количества учащихся, что  было вызвано демографическими причинами.

     Продолжала  развиваться система высшего  образования. В 1959 году, в целях централизации  управления вузами республики, был  образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана. Увеличивалось  количество вузов. Если в 50-х годах  в республике было 26 высших учебных  заведений, то к 1980 году их численность  увеличилось до 55, в которых обучалось  свыше 250 тыс. человек. 

2.Этапы  образовательных реформ в РК

     С момента обретения суверенитета Казахстана в 1991 году высшая школа претерпела много изменений, как в институциальном, законодательном, так и в финансово-хозяйственном аспектах.

     Разрыв  многочисленных связей с ведущими бывшими  советскими вузами повлек за собой  необратимые процессы в изменении  всей инфраструктуры высшей школы Казахстана. Огромное негативное влияние оказало  тяжелое, на тот момент, социально-экономическое  положение республики. ''Утечка мозгов'', потеря ценной научно-учебной базы вузов угрожало ввести высшую школу  Казахстана в состояние полного  коллапса. Оказываемая государственная  поддержка не была достаточной для  существования и наметила опасную  для вузов тенденцию к сокращению уровня дотаций. Естественно, что в  таких условиях перед вузами встал  острый вопрос выживания.

Информация о работе Представить и оценить результаты и перспективы образовательной реформы в РК