Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:35, реферат
Математика  как наука начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с  философским подтекстом советах  по различным житейским вопросам.
Античная  мысль дала новый толчок исследованиям  социальной сферы, заложила еще ряд  элементов в фундамент основ  социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается  «Государство» Платона (428/427 – 348/347 до н.э.).
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет 
такие черты позитивного 
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.
1) На теологической, или 
2) На метафизической, или 
3) Основной 
признак позитивной, или 
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука
должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих
1.Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М. 2002, стр 54
сочинениях 
нередко высказывается о 
Позитивное 
мышление, которому свойственны отмеченные 
выше признаки, далеко и от эмпиризма, 
и от мистицизма. Согласно закону трех 
стадий, все науки и все общества 
неизбежно завершают свою эволюцию 
на позитивной стадии. Именно на третьей 
стадии формируется истинная, т. е. позитивная 
наука, цель которой - познание не фактов 
(они составляют для нее лишь необходимый 
сырой материал), а законов. Существование 
РазделIII
«Институализация социологии в России и странах Европы»
В годы столыпинской реакции социология была зачислена в разряд “нежелательных областей знания”. Ковалевский вспоминал, что всех, кто въезжал в поместье Романовых, на пограничных таможнях жандармы встречали вопросом: “Нет ли у Вас книг по социологии? Вы понимаете... в Россию — это невозможно”.
Несмотря на все препятствия со стороны правительства, русские буржуазные профессора, увлеченные социологической наукой, не хотели отставать от либеральной буржуазии Запада и развернули кампанию за преподавание социологии в русской высшей школе. Для того, чтобы успокоить правительство, они стали утверждать, что социология — это наука, которая выступает за “общественную солидарность”, “прочный общественный порядок”, “вызывает опасения самых левых течений общественной мысли”. Она не допускает “чистый эмпиризм в деле общественного и государственного строительства”, а также имеет огромное воспитательное значение “для подготовки будущих чиновников государственной службы”.
Но, несмотря на все старания буржуазных идеологов, русское самодержавие до самой революции так и не смогло понять научную, социальную и идеологическую функцию, которые были присущи буржуазной социологии.
В это время 
Международный институт социологии, 
созданный в 1894 г. Вормсом, был единственной 
социологической организацией, в 
которой русские социологи 
“По мере того, — отмечал Ковалевский, — как общественные и политические науки, отрешаясь от влияния метафизики, ставят себе задачей возможно близкое знакомство с действительностью, необходимость придать преподаванию этих наук международный характер становится все более и более ощутительной. Экономическое, общественное и политическое устройство той или другой страны, как и ее право, нравы и обычаи в виду тесной зависимости от окружающей среды более доступны изучению местных ученых и писателей, чем иностранных. Есть поэтому непосредственный расчет в том, чтобы предоставить каждой национальности возможность дать ответ на жгучие вопросы времени устами вышедших из ее же рядов специалистов”. В Америке эта истина к этому времени была уже давно осознана, и правительственный и частные университеты в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго, Балтиморе, располагая значительными средствами, приглашали к себе из-за границы разных философов, ученых, историков, литературных критиков для лучшего ознакомления американцев со всеми сторонами жизни наций, к которым принадлежали лекторы.
Международная школа при Парижской выставке сыграла особую роль в истории социологической мысли в России. Хотя школа просуществовала недолго, она имела большое значение для развития системы преподавания социологии.
Она была задумана как своего 
рода просветительное мероприятие. 
Основателями ее были крупнейшие ученые-социологи 
позитивистского направления. Пять 
страноведческих групп (французская, 
русская, немецкая, английская и американская) 
объединились в Международную школу 
при Парижской выставке. Одним 
из директоров Международной школы 
был М.М. Ковалевский, председателем 
русской секции был И.И. Мечников, 
вице-председателями — М.М. Ковалевский 
и Е.В. Де Роберти. М.М. Ковалевский 
считал, что цель всемирной школы 
заключалась в “объяснении 
После закрытия выставки осенью 1900 г. русская группа при помощи Русского студенческого общества в Париже, в течение целого учебного года 1900—1901, в виде опыта организовали целый ряд лекций и рефератов, которые проводились то во дворце учебных обществ, то в зале Французской высшей социологической школы. Лекторами были И.И. Мечников, М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти, Ю.С. Гамбаров и такие профессора, как гг. Исаев, Аничков, Лучицкий и др. Это способствовало тому, что предпринятая попытка окончилась с большим успехом.
В связи с этим неутомимые 
деятели русской группы провели 
несколько совещаний и 
Слушателями школы была в основном молодежь, не нашедшая себе места на родине, русские эмигранты. Приезжали также и учителя из России. Благодаря тому, что руководителями (директорами) школы были французы, школа была совершенно легальной, а это делало ее доступной для всех желающих. В школу принимали всех желающих, при этом не требовались документы об образовании. Многих привлекало также и то, что обучение было бесплатным.
Связь организаторов школы с ведущей профессурой России способствовала стабильности, систематичности и высокому уровню преподавания. Одни профессора были готовы работать длительное время, другие имели возможность приезжать только на короткий срок, прочитать несколько лекций. В школе преподавали Г. Тард, Р. Вормс, Е.В. Де Роберти, К.М. Тахтарев и др. Лекции читали Л.И. Мечников, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, П.Н. Милюков, Э. Дюркгейм, Г.В. Плеханов и др.
Школа была очень популярна 
в России. Со всей страны приходили 
запросы в Париж об условиях приема, 
программе и задачах школы.
Школа существовала 5 лет, за это время более двух тысяч человек прослушали в ней лекции. По мнению Николая II, деятельность школы была “вредной”. В 1905 г. школа под давлением царских властей, которые угрожали ее создателям лишением гражданства, была закрыта.
В начале XX века социология под своим именем еще не читалась в русских университетах, тем не менее шло ее интенсивное развитие как в университетах, так и вне государственной системы образования, под следующими названиями: “Философия истории”, “Введение в общую теорию права”, “Социальные основы экономики”, “Социальная психология” и т.д.
Вернувшись 
в 1905 г. из эмиграции, М.М. Ковалевский 
совместно с П.Ф. Лесгафтом создали 
в Петербурге Высшую вольную школу, 
она должна была продолжить традиции 
Парижской Высшей русской школы 
общественных наук. Демократически настроенные 
русские ученые возлагали на нее 
большие надежды. В этой школе 
впервые в России было введено 
преподавание социологии как обязательного 
предмета. Но это продолжалось недолго. 
Царское правительство, справившись 
с революцией, поспешило сразу 
закрыть это частное учебное 
заведение. И только в 1908 г. после 
длительной борьбы по личному разрешению 
Николая III был открыт частный Психоневрологический 
институт (по типу “Нового университета” 
в Брюсселе), который возглавил 
академик В.М. Бехтерев понимал, что 
подобное заведение удобнее 
В 1911 г. при Московском университете 
было основано “Научное общество им. В.И. 
Чупрова для разработки общих 
наук”. На заседания этого общества 
часто ставились и обсуждались 
социологические проблемы и теории, 
как отечественные, так и зарубежные 
(например, в 1915 г. была подвергнута 
содержательному анализу 
В последнее десятилетие 
перед революцией лекции по социологии, 
кроме Психоневрологического 
Вторая попытка 
была предпринята в марте 1916 г. Новое 
стремление создать русское 
Информация о работе Предпосылки возникновения социологического знания