Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы это исследование теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработка путей преодоления конфликтных ситуаций.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3 3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ………..5 5
1.1 Понятие конфликта, его сущность ………………………………………….5 5
1.2 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки............8 6
1.3 Стратегии поведения при конфликте……………………………………….11 10
ГЛАВА 2 КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА
ПРАКТИКЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ……………………………….14
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО
ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ…………………………….16
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта……….17
3.2 Условия для успешного управления конфликтами………………………..19
3.3 Стратегии и методы разрешения конфликтов……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30
1. Управленческие факторы:
- несовершенство
организационной структуры
- нечеткое
распределение прав и
- несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;
- противоречия
между функциональными
2. Организационные факторы:
- неудовлетворительная организация труда;
- нарушение режима труда и отдыха;
- низкий
уровень трудовой и
- чрезмерная
загруженность работника,
- неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;
- отсутствие гласности.
3. Профессиональные факторы:
- низкий
профессиональный уровень
- несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
- неопределенность
перспектив профессионального
4. Санитарно-гигиенические факторы:
- неблагоприятные условия труда;
- нарушение режима работы.
5. Материально-технические факторы:
- дефицит
в обеспечении необходимыми
- старое
оборудование и техническое
6. Экономические факторы:
- несовершенство
системы оплаты труда и
- задержки в оплате труда.
Своевременное
устранение руководителем перечисленных
причин неразрывно связано с совершенствованием
системы управления организацией, своевременным
разрешением возникающих
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
1) нарушения служебной этики;
2) нарушения трудового законодательства;
3) несправедливая
оценка подчиненных и
К нарушениям служебной этики относятся:
- грубость,
высокомерие, неуважительное
- навязывание своего мнения;
- невыполнение обещаний, обязательств;
- нетерпимость
к критике, что может привести
к полному оттоку творческих,
активных работников и
- неумение
правильно критиковать
- наличие
теневой деятельности у
- замалчивание
информации, необходимой для выполнения
подчиненным его обязанностей.
1.3 Стратегии поведения при конфликте
Руководителю полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.
Исходя из исследований психологов, можно сказать, что к ним относятся:
- неадекватная
самооценка своих возможностей
и способностей, которая бывает
как завышенной, так и заниженной.
И в том, и в другом случае
она может противоречить
- стремление
доминировать во что бы то
ни стало там, где это
- консерватизм
мышления, взглядов, убеждений, нежелание
преодолеть устаревшие
- излишняя
принципиальность и
- определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
При
общении с конфликтными людьми формы
поведения могут быть самыми разнообразными.
Например, в разговоре с «неудобными»
оппонентами можно
«Вздорный человек»— часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.
Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.
«Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.
Форма поведения — потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.
«Болтун»
— часто и бестактно
Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.
«Неприступный собеседник» — замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, так как все недостойно его внимания
Форма
поведения — заинтересовать в
обмене опытом, признать его знания
и опыт, привести примеры из круга
его интересов.
ГЛАВА 2
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПРАКТИКЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Причины возникновения конфликтов:
1) Несоответствие
санитарно-гигиеническим
2) Дефицит
в обеспечении необходимыми
3) Низкая организация труда и трудового процесса в целом.
4) Нежелание руководства открыть глаза на существующие проблемы.
Присутствуют
материально-технические, организационные,
санитарно-гигиенические
Для того чтобы в компании были разрешены существующие конфликтные ситуации, необходимы следующие мероприятия:
1.
Налаживание контакта между
2. Руководство должно разработать усовершенствованную систему организации труда.
3. Для того чтобы, не было опозданий на работу и прочих нарушений трудовой дисциплины, есть смысл ввести положение о штрафах и наказаниях за нарушение трудовой дисциплины.
4. Должна
быть усовершенствована
5. Необходимо выделить средства и организовать рабочие места сотрудников, обеспечить их необходимой техникой. Если же компания не готова выделять средства для организации новых рабочих мест, то можно создать своего рода график работы за компьютерами. Например, расписать по дням недели часы пользования компьютерами среди сотрудников.
6. Должна
быть организована система
7. Несомненно, что должна быть пересмотрена существующая система оплата труда.
8. Повышать
уровень мотивации персонала,
путём разработки системы
9.
Обязательным мероприятием
Для этого необходимо устраивать совместные мероприятия:
- тренинги;
- семинары;
- обучение персонала;
- спортивные мероприятия;
- выезды
на природу и др.
ГЛАВА 3
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТЫХ СИТУАЦИЙ
Типов выхода из конфликтных ситуаций:
Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и открытости претензий.
Четвертый
вариант - неблагоприятный и
Пятый
вариант - самый неблагоприятный - принуждение.
Это тактика прямолинейного навязывания
того варианта исхода противоречия, который
устраивает его инициатора. Например,
начальник отдела, пользуясь своим
административным правом, запрещает
разговаривать по телефону по личным
вопросам. Этот исход конфликта в
некотором смысле действительно
быстро решает и решительно устраняет
причины недовольства инициатора. Но он
самый неблагоприятный для сохранения
отношений.
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- предположить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить
поведенческие особенности