Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:35, контрольная работа
Научный интерес к исследованию социальных феноменов уходит корнями в античное общество. Долгое время социальное знание целиком находилось в лоне философии (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Г. Гегель, Л. Фейербах и др). В XIX в. потребовалось новое научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со становлением индустриального общества в странах Западной Европы, поэтому появилась самостоятельная наука — социология.
1.Предмет социологического знания. Его основные понятия, категории и функции.
2.Эмпирическое и теоретическое исследование социального объекта.
Заключение
Список использованной литературы
План:
1.Предмет социологического знания. Его основные понятия, категории и функции.
2.Эмпирическое и теоретическое исследование социального объекта.
Заключение
Список использованной
литературы
1.Предмет социологического знания. Его основные понятия, категории и функции.
Научный интерес к исследованию социальных феноменов уходит корнями в античное общество. Долгое время социальное знание целиком находилось в лоне философии (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Г. Гегель, Л. Фейербах и др). В XIX в. потребовалось новое научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со становлением индустриального общества в странах Западной Европы, поэтому появилась самостоятельная наука — социология.
Основоположник
социологии — французский философ
- позитивист Огюст Конт (1798—1857). Для
обозначения новой науки об обществе
он впервые применил понятие «социология»,
обозначив также ее место и
роль в структуре научного знания.
В частности, заслугами Конта
являются: строгое отграничение предмета
социального исследования; разработка
методологии социального
Объект изучения социологии - общество, общественная жизнь во всем ее многообразии.
Однако общество является объектом исследования не только социологии. При возможной общности объекта исследования у разных наук всегда будет различным предмет. Социолога прежде всего интересуют социальные группы, деятельность организаций, социальных институтов и различных общностей; существует ряд подходов к исследованию общества, присущих именно социологии.
Американский социолог Нейл Смелзер выделяет пять основных подходов к социологическому исследованию общества:
1. демографический
(для него характерен широкий
анализ проблем, связанных с
воспроизводством
2. психологический
(раскрывает роль и значение субъективных
факторов в формировании и динамике социальных
установок, мотивов поведения социальных
субъектов и ценностных ориентаций личности);
3. общностный (человек
рассматривается как член какой-либо общности
или социального института — семьи, этнической
группы, политической партии и др.);
4. отношенческий
(общественная жизнь описывается через
специфику взаимоотношений социальных
субъектов, которая определена их статусом
и социальными ролями);
5. культурологический (анализируется поведение человека и выявляется культурная специфика индивидуумов и общественных групп, степень использования имеющихся и создаваемых культурных ценностей).
Лишь в совокупности обозначенных подходов обнаруживается специфика социологии как науки, что является реальной основой для ее взаимодействия с другими сферами научного знания.
В
настоящее время можно
Таким образом, предмет социологии — социальная жизнь во всем ее многообразии как система социальных связей и отношений, основными субъектами которых выступают индивиды, социальные общности, институты и общество в целом.
Для социологии основной является категория социального факта. Это конечный результат процесса взаимодействия социальных общностей. Он изучается с целью выявления закономерностей развития или причин того или иного события. Другая основная категория — социальный фактор.
Это явление, влияющее на общественный процесс.
Социология призвана
изучать не только отдельные факты,
но и причины их возникновения. Изучаются
все факторы, воздействующие на объект,
но основное внимание уделяется главным
— тем, которые определяют направление
развития явления. В зависимости
от воздействия они делятся на
конструктивные, деструктивные и
препятствия. После выявления факторов
начинается разработка мер по изменению
явления или объекта в
Не менее важна
категория социального
Изучение социальных явлений невозможно без учета социальных законов. Они представляют собой отношения между людьми, их группами. Эти отношения носят устойчивый характер. Социальные законы различаются по уровням: от взаимодействия между индивидами до всего общества.
Существует ряд
специфических признаков
Социальные законы
очень сложно выявить, так как
для этого необходимо абстрагироваться
от многих фактов: существуют условия
и явления, значительно усложняющие
их обнаружение, а в дальнейшем и
изучение самого закона. В то же время
законы — важная составляющая социологической
науки. Их выявляют при помощи тщательного
исследования закономерностей поведения
людей той или иной социальной
группы. Это помогает объяснить многие
социальные явления и найти выход из конфликтных
ситуаций в обществе.
2.Эмпирическое
и теоретическое
исследование социального
объекта.
В недалеком
прошлом считалось, что познание
имеет две ступени:
1. чувственное отражение действительности,
2. рациональное
(разумное) отражение действительности.
Затем, когда
все больше прояснялось, что у
человека чувственное в ряде моментов
пронизывается рациональным, стали
приходить к мнению, что уровнями
познания являются эмпирические и теоретические,
а чувственное и рациональное
- это способности, на базе которых
формируется эмпирическое и теоретическое
знание.
Эмпирическое
познание, или чувственное, или живое
созерцание - это сам процесс познания,
включающий в себя три взаимосвязанные
формы:
1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
2. восприятие - целостный
образ предмета, непосредственно
данный в живом созерцании
совокупности всех своих
3. представление
- обобщенный чувственно-
Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.
Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.
Как видим, познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.
Теоретическое
познание наиболее полно и адекватно
выражено в мышлении. Мышление - это
процесс обобщенного и
Различают два
уровня мышления:
1.рассудок - исходный
уровень мышления, на котором оперирование
абстракциями происходит в пределах неизменной
схемы, шаблона; это способность последовательно
и ясно рассуждать, правильно строить
свои мысли, четко классифицировать, строго
систематизировать факты.
2. Разум (диалектическое
мышление) - высший уровень теоретического
познания, творческое оперирование
абстракциями и сознательное
исследование их собственной
природы.
Рассудок - это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Но процесс
мышления не всегда осуществляется в
развернутом и логическом виде. Важное
место в познании занимает интуиция
(догадка). Интуицию издавна делят
на чувственную и
Познание связано
с практикой - материальным освоением
общественным человеком окружающего
мира, взаимодействием человека с
материальными системами. В практике
люди преобразуют и создают
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.
Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание - фиксация
средствами естественного или
Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Существует несколько
видов эксперимента:
1) лабораторный,
2) естественный, 3) исследовательский,
4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий,
7) количественный, 8) физический, 9) химический
и т.д.
Среди научных
методов теоретического исследования
выделяют формализацию, оксиомотический
метод и гипотетико-
Формализация -
это отображение
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - оксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция - выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.
Информация о работе Предмет социологического знания. Его основные понятия, категории и функции