Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:37, курсовая работа
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Отделения надомного социального обслуживания осуществляют постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, которые нуждаются в посторонней помощи, вследствие частичной утраты ими способности к самообслуживанию и (или) передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.
Глава 1. Надомное обслуживание как направление деятельности в системе социальной работы с пожилыми людьми
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Отделения надомного социального обслуживания осуществляют постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, которые нуждаются в посторонней помощи, вследствие частичной утраты ими способности к самообслуживанию и (или) передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.
Надомное обслуживание способствует гражданам пожилого возраста находиться в домашней обстановке, сохранять и поддерживать взаимоотношения со своим социальным кругом общения, не требует адаптации к новому образу жизни и месту жительства. Но, несмотря на столь положительные, на первый взгляд, возможности, на жизненном пути пожилых людей встречаются некоторые проблемы.
У пожилых людей в связи с возрастом начинают складываться специфичные для них проблемы. Устойчивая тенденция роста доли пожилых людей в общей численности населения диктует необходимость коренного изменения государственной социальной политики по отношению к ним, ибо социальные проблемы, связанные со старостью все более возрастают.1 Можно назвать некоторые из этих проблем: прекращение активной трудовой деятельности и снижение доходов ухудшают уровень материального положения абсолютного большинства пожилых людей; усугубляются проблемы жилищно-бытового устройства; происходит трансформация ценностных ориентиров, меняется образ, режим жизни, ухудшаются условия для реализации интеллектуальных, культурных потребностей; нарушения функций организма пожилого человека на фоне прогрессирующих заболеваний нервной, сердечно - сосудистой, костно-мышечной, эндокринной и других систем увеличивают потребности в квалифицированной медико-социальной помощи; появляются трудности психологической адаптации к новым условиям жизни, одиночество, дефицит общения, постепенно теряются основные социальные связи с окружающей средой.2
Пожилые люди подвержены одновременному действию целого ряда неблагоприятных факторов, и их физическое, психическое, социальное, экономическое благополучие и здоровье очень тесно взаимосвязаны, поэтому их оптимизация требует комплексного подхода.
Пожилые люди характеризуют и
оценивают свои проблемы, возникшие
в связи со старением
В комплексе социальных проблем пожилых, связанных со здоровьем, большое место занимают трудности адаптации к новому образу жизни, ограничение деятельности вследствие снижения или утраты трудоспособности, синдром одиночества, социальная изоляция. Развивается нарастающая и личностная зависимость от лица, обеспечивающего уход.
Высокая социальная зависимость особенно выражена у лиц, перенесших травмы, нарушения мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, как правило, прикованных к постели, инвалидной коляске. Возникает необходимость в адекватной терапии, реабилитации.
Важной социальной проблемой является отсутствие семьи, которая могла бы позаботиться о пожилом человеке. Психологическая неудовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физической дряхлости. Пожилому человеку бывает трудно справиться со своим недомоганием и одиночеством, поэтому заботу о нем берут на себя государственные или местные органы, учреждения социальной защиты.3 Недостаточность семейной поддержки, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, конфликты, отсутствие условий для расслабления и отдыха усугубляют психоэмоциональные проблемы пожилых, ведут к длительным стрессовым состояниям.4
Нужно отметить, что проблемы личностного и микросоциального, семейного уровня сопровождаются снижением социального статуса пожилых людей, обусловлены особенностями отношения общества к ним и требуют осуществления мер по улучшению качества жизни пожилых.
Многообразие
и сложность социальных проблем,
вызываемых старением населения, носит,
как правило, долгосрочный характер.
Социально-экономические
Нарушение
привычных жизненных
Многообразие и сложность социальных проблем, связанных со старением населения России, прогнозные предположения о сохранении сложившихся тенденций требуют проведения адекватных мероприятий, принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп по упрочению их социальной защищенности, созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.
Как уже отмечалось, негативные последствия осуществляемых в стране реформ ухудшили социальный статус граждан пожилого возраста, поставили их в крайне маргинальное положение в обществе. Также необходимо помнить, что пожилые люди являются наиболее социально уязвимой частью населения. Их доход, как правило, намного ниже средних показателей по стране, а потребности значительно выше. С учетом того, что многие из них живут отдельно от семей, основная ответственность за предоставление пожилым самых необходимых услуг ложится на государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения.
Итак,
лица пожилого возраста относятся к социально
незащищенной категории населения, которой
присуща своеобразная триада проблем:
неудовлетворительное состояние здоровья
и связанное с ним ограничение жизнедеятельности;
материальные трудности, проблема
одиночества и дефицита общения.
Отсюда вытекают соответствующие потребности
пожилых людей в сохранении и улучшении
здоровья (физического и психического),
улучшении материального положения,
общении и налаживании социальных контактов,
психологической поддержке и социальном
обслуживании. И таким образом, улучшению
жизненного уровня граждан пожилого возраста
должны способствовать органы социальной
защиты населения, в том числе отделения
социального обслуживания на дому.
1.2. Цели, задачи и нормативно-правовая база надомного обслуживания граждан пожилого возраста
Надомное
социальное обслуживание – самая
приемлемая в адаптационном аспекте
форма оказания социальной помощи пожилым
людям. В организационном и
Надомное обслуживание граждан пожилого возраста является весьма актуальной формой социального обслуживания в нынешнее время. Целью надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше жить самостоятельно и независимо в привычном социальном окружении. В основании такого определения явно просматриваются принципы самопомощи и взаимопомощи. За рубежом давно установилось мнение, что всякая изоляция и создание «специальных» мест проживания, даже с самыми комфортными условиями и благими намерениями, ведут к ограничению прав и свобод человека, а также закрывают возможности для развития и жизни в «обычном» обществе.6Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами. Отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначаются для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания социально-бытовой помощи в надомных условиях гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастам, болезнью, инвалидностью.
Надомное обслуживание граждан пожилого возраста должно решать различные задачи. Главной задачей является предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании социальные услуги и определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера.7 Также отделения надомного обслуживания должны способствовать тому, чтобы жизненный уровень пожилого человека, находящегося на надомном социальном обслуживании укреплялся и рос, чтобы ему оказывались наиболее качественные услуги, чтобы пожилой человек чувствовал себя довольным и защищенным, социальным работником должны выполняться различные просьбы пожилых людей. Деятельность социального работника должна быть направлена на поддержание жизненного уровня пожилого человека.
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых граждан, выглядит достаточно ёмко. Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющие систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года8. По Конституции пожилым гражданам гарантируется равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей. Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законодательством.
Конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке пожилого возраста.
Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в России, по существу, с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые законодательные акты по данной проблематике: Федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» устанавливают определенный объем гарантий.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»9 в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"10 регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Этот закон является базовым для института социального обслуживания. В соответствии со статьей 1 закона социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах: уходе, организации питания, содействии в получении медицинской, правовой, социально-правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в трудоустройстве, организации досуга, содействии в организации ритуальных услуг и др. Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины – старше 55, мужчины – старше 60) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены основные формы социального обслуживания пожилых людей: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь. Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены основные права граждан пожилого возраста. Также в статье 17 настоящего закона говорится, что социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся: организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные социальные услуги. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Порядок и условия зачисления на социальное обслуживание на дому определяются федеральным органом исполнительной власти по социальной защите населения.
Информация о работе Практика надомного обслуживания лиц пожилого возраста