Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:51, реферат
М.М. Ковалевский (1851-1916) - крупнейший русский социолог конца XIX - начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.
О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.
Введение . . . . . 3
Биография . . . . . 4
Теория и методология М.М. Ковалевского . . . 6
Теория факторов и прогресса (принцип «плюрализма факторов») . . 10
Предмет и метод социологии . . . . 17
Позитивная социология М. М. Ковалевского . . . . 20
Заключение . . . . . 21
Список литературы
Государство, по Ковалевскому, исторически возникло под воздействием психологической склонности людей признавать над собой власть тех, кто наделен магической силой, кто мог заклинаниями управлять природой. Позднее верховной власти стали приписывать божественный характер. Особое значение в становлении государственности Ковалевский придает «сильной личности», которая благодаря «гипнотическому влиянию» на народ, оказывается творцом государства. Это далеко не беспочвенный подход к пониманию механизма политической власти, и образования государства в частности. В исследованиях Ковалевского, касающихся проблем государства, можно провести параллели с теорией господства М. Вебера, особенно с тем, что относится к харизматическому типу господства.
Генезис государства и генезис классов, составляющих социальную базу государственности, Ковалевский разводит в разные стороны. Вернее, он рассматривает их в различных плоскостях, которые у него оказываются фактически не соприкасающимися друг с другом. Социальная дифференциация, по Ковалевскому, зависит от общественного разделения труда, которое, согласно его теории, по большей части вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причины образования сословий и классов лежат в сфере экономики и биологии, в то время как главная причина возникновения государства - в сфере человеческой психологии.
Социальный аспект теории Ковалевского наиболее отчетливо выражался в понимании им социального прогресса. О том, какое большое значение придавал Ковалевский теории социального прогресса в общей системе социологического знания, говорит не раз повторяющееся утверждение, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Прогресс он рассматривал как основной закон социальной жизни, а содержание прогресса - как расширение сферы солидарности, понимая солидарность не просто как психологический феномен, а как социальное единство людей. Взгляды Ковалевского на прогресс и связанную с ним солидарность формировались не только под влиянием идей О. Конта, но и под влиянием социальной обстановки, которая складывалась в России после реформ 60-70-х годов.
Безгранично веря в процесс «замирения» в обществе, «рост человеческой солидарности», Ковалевский знал и о существующих в действительности противоречиях - экономических, политических, духовных и др. Он считал солидарность нормой, а борьбу в человеческом обществе и ее крайнее проявление - борьбу классовую - отклонением от нормы.
Во взглядах М. Ковалевского, составивших
целую научную эпоху в истории русской
социологии, важным аспектом является
его понимание социального прогресса.
Свои представления о социальном прогрессе
он связывал с существованием исторической
закономерности. Социальный прогресс,
у Ковалевского - это выражение господствующей
в истории закономерности, проходящей
через всю жизнь общества, а не результат
случайного волеизъявления. В первом томе
«Социологии» он пишет, что «общественные
феномены» не являются результатами свободного
выбора, а «управляются известными законами».
Исследования Ковалевского пронизаны
мыслью, что все народы «проходят одинаковые
стадии развития». Прогресс представлялся
ему в виде последовательной смены определенных
общественных и политических состояний.
В начале существовал родовой быт, который
в дальнейшем заменялся феодальным и затем
капиталистическим бытом «гражданского
равенства». Причины того, что, несмотря
на существующие пространственно-временные
различия, повторяются практически однохарактерные
общественные явления, он видел в тождестве
физической и психической природы людей,
в их возможностях развития под влиянием
приспособления и воспитания Ковалевский
М.М. Очерки развития социологии в конце
XIX и начале XX века. С. 38..
Предмет и метод социологии
Будучи сторонником и последователем Конта и Спенсера, Ковалевский принимает общую позитивистскую трактовку предмета и задач социологии как науки. Он считает, что даже спустя три четверти века после того как Конт впервые дал понятие социологии, его позиция не устарела. Главным в ней является признание порядка и прогресса человеческого общества как предмета этой науки. Сам Ковалевский в своей двухтомной "Социологии" так определяет ее предмет: "Социология, в отличие от истории, необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь обитую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи — раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой" [Ковалевский. 1997. Вып. 2. С. 20]. Вместе с тем, он вводит некоторые уточнения в контовское понимание предмета социологии (на основании работ других авторов), полагая, что вместо порядка лучше говорить об организации, а вместо прогресса точнее использовать термин "развитие".
Большое внимание Ковалевский уделяет рассмотрению вопроса о соотношении социологии с другими науками, в первую очередь с историей, затем — с философией, этикой, психологией, биологией, этнографией, статистикой, политэкономией, государствоведением. Смысл подхода российского ученого к этому соотношению базируется на соблюдении правил "обмена услуг": "...конкретные науки об обществе, поставляя социологии материал для ее умозаключений, в то же время должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы существования и развития, какие призвана установлять социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ..." [1997. Вып. 2. С. 39].
С самых первых шагов своего научного творчества Ковалевский проявлял громадный интерес к сравнительному анализу изучаемого материала и, вместе с тем, к историческим явлениям и процессам. В итоге это привело его к использованию в качестве одного из основных методов научного исследования сравнительно-исторического. Суть его в параллельном изучении общественной эволюции различных народов, как древних, так и современных, на основе которого возможно дать общую формулу поступательного движения общественной жизни.
При этом Ковалевский говорит о необходимости эмпирической проверки любых выводов, полученных в ходе использования сравнительно-исторического метода. Поскольку оно возможно лишь на основе обнаружения определенного сходства в общественной жизни народов, его волновали источники этого сходства. Он отмечал наличие четырех таких источников: а) чистую случайность, б) единство происхождения, в) заимствование и подражание, г) общность культурных условий и стадий развития. Сходство четвертого типа представляет для социолога, по мнению Ковалевского, особый интерес.
Помимо сравнительно-исторического метода, российский ученый говорил об использовании и других, тесно связанных с ним, способов и приемов анализа. Он писал о "методе пережитков", который базируется на наличии в поздних социально-культурных формах следов предшествующих форм и порядков. Изучая эти остаточные формы ("пережитки"), социолог может делать выводы о предшествующих стадиях развития. Еще один "близкий" к этому метод — этнографический, связанный с изучением жизни и быта народов. Но, ни один из названных методов, включая и статистический, полагал Ковалевский, не способен решить проблем социологического анализа сам по себе, без взаимосвязи с другими.
Чтобы сравнительно-исторический метод
был эффективно использован, необходимо
соответствие его ряду требований: 1) основа
для сравнения и сопоставления социальных
фактов должна быть максимально широкая,
включая не только европейские страны,
но и США, страны Азии и Африки; 2) сравнение
должно базироваться на представлении
о системном характере общественной жизни,
предполагающем взаимосвязь всех ее сторон;
3) необходимо использовать материалы,
предоставляемые всеми науками в отношении
анализа интересующей проблемы, при этом
они должны быть сопоставлены с целью
обнаружения в них повторяемости; 4) наконец,
на основании применения сравнительно-исторического
метода следует стремиться к выявлению
общих закономерностей развития и получению
практических рекомендаций, направленных
на улучшение управления процессом укрепления
человеческой солидарности.
Позитивная социология М. М. Ковалевского
Будучи приверженцем классического позитивизма, Ковалевский критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К.Маркса (с которым поддерживал дружеские отношения) в социологию, характеризовал последнего как «великого апостола новейшей социологии». Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли.
Ковалевский был инициатором издания
5-томной антологии Родоначальники позитивизма
(1910–1913).
Заключение
Социологическая теория Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.
Ковалевский синтезировал историко-социологическую
мысль своего времени на принципах эволюционистской
теории. Анализируя социологические идеи
различных школ и направлений, он старался
показать, что-то или иное направление
вносит нового в понимание природы общества
и его отдельных проявлений, а также указать
те границы, за пределами которых выводы
оказываются несостоятельными. В своей
научной деятельности он остался верен
идее объективной закономерности исторического
прогресса как необходимого условия научной
социологии, а также объективного и беспристрастного
подхода к исследованию различных проявлений
общественной жизни. По своим философско-методологическим
принципам он во многом остался в лоне
позитивизма, и новые социологические
веяния (неокантианство) не коснулись
его. А вся его общественная и политическая
деятельность была связана с поиском лучшего
будущего для русского народа и стремлением
вывести его на магистральную дорогу человеческой
цивилизации.
Список литературы:
1. Воронцов А.В. / История социологии XIX – нач. XX века. М., 2001, - 316 с.
2. Русская
социология: учебное пособие для
студентов вузов /А.В.
3. Ковалевский М.М. / Социология. В 2-х т., СПб, 1984, - 364 с.
4. Русская социология XI-XX веков: Учебник: - СПб.: Издательство «Лань»., 2002. - 416 с. - (Мир культуры, истории и философии).
5. Р.
Азон «Этапы развития
6. Сафронов Б.Г. М.М. / Ковалевский как социолог. М.: Изд.-во Московского университета, 1960, - 257 с.
7. Ковалевский М.М. / Социология на Западе и в России. Новые идеи в социологии.- Спб., 1913.-- сб. 1.
8. Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. Т.I: Социология. - СПб.: Алетейя, 1997. - 287 с. - (Рос. социология).
9. Сорокин П. А. / О русской общественной мысли. Издательство: АЛЕТЕЙА, 2000, - 358 с.
10. Хвостов В.М. / Социология. М., 1917, т.1, - 256 с.
11. Медушевский А.Н. / История русской социологии. - С.-Пб., 1991.- 348 с.