Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:38, реферат
Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Введение
1. Понятие социального контроля
2. Элементы социального контроля
3. Механизм действия социального контроля и методы контроля
4. Самоконтроль
5. Социальный контроль в современных условиях
* Разногласия
относительно правомерности
* Вынужденная
девиация. Сложившиеся в обществе
ограниченные социальные
* Девиация как
способ достижения своих
* Девиация как
способ изменения существующих
социальных норм. Так, например, революции
совершаются для того, чтобы коренным
образом изменить сложившиеся
социальные нормы и отношения.
Правящими элитами такое
3. Механизм действия социального контроля и методы контроля
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление -- тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом,
нормы и санкции соединены
в единое целое. Если у какой - то
нормы отсутствует
Применение социальных
санкций в одних случаях
Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, например, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.
Старейшим и наиболее простым способом социального контроля является физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.
Политический
контроль является прерогативой государственных
органов власти и общественно-политических
институтов гражданского общества. Но
и само общество, если оно обладает
достаточной гражданской
Не менее эффективными,
чем политические, являться экономические
методы социального контроля. Суть
их заключается в экономическом
давлении (экономической выгоде или
принуждении), оказываемом на индивида
или социальные группы. Например, лояльный
по отношению к своим нанимателям
работник может быть поощрен дополнительным
материальным вознаграждением, а работник,
не проявляющий должной
Существуют и другие методы социального контроля, например, идеологические, религиозные, социокультурные, морально-этические и др. Значительное место в социальном контроле занимает феномен самоконтроля
4. Самоконтроль
В зависимости от способа вынесения санкций -- коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть -- проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе, являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.
В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, неумеющем контролировать себя, говорят, что он “ впал в детство “. Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.
Примерно на
70 % социальный контроль осуществляется
за счет самоконтроля. Чем выше у
членов общества развит самоконтроль,
тем меньше этому обществу приходиться
прибегать к внешнему контролю. И
наоборот, чем меньше у людей развит
самоконтроль, тем чаше приходится
вступать в действие институтам социального
контроля, в частности, армии, судам,
государству. Чем слабее самоконтроль,
тем жестче должен быть внешний контроль.
Однако жесткий внешний контроль
мелочная опека граждан тормозит
развитие самосознания и волеизъявления,
приглушает внутренние волевые усилия.
Часто диктатура
5. Социальный контроль в современных условиях
В данный момент
очень актуальна проблема социального
контроля в информационном обществе.
Данный вопрос еще не совсем осознан
рядовыми членами современного российского
общества в силу малого количества
пользователей новых
В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля: внешний контроль; внутренний контроль; контроль через отождествление с референтной группой; контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").
Первая форма контроля наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается классическая "пирамида контролеров", характерная для тоталитарного государства.
Вторая форма контроля предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а "сидит у него в голове". Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей. Говоря о России, многие ученые, политики справедливо отмечают, что общество находится в состоянии аномии. Здесь можно добавить лишь то, что ситуация с потерей четких моральных и этических ориентиров характерна и для более благополучных стран и связана с падением значения национального государства. "Кризис моральных и этических форм современной жизни будет усиливаться прежде всего тем, что национальное государство как политическое единство теряет суверенитет и будет втянуто в мировую борьбу за получение экономических инвестиций, технических и научных инноваций".
Третья и четвертая
формы контроля менее известны и
требуют использования более
тонких социально-психологических
механизмов. Контроль через отождествление
с референтной группой
Европейское сообщество уже осознало, что нравится это кому-либо или нет, а жить придется в едином мировом информационном пространстве, поэтому, необходимо создать некий свод правил-принципов такого общежития. При этом мотивация следования этим правилам повторяет концепцию Т.Парсонса: каждый индивид согласен поступиться какими-либо своими интересами, предпочтениями ради сохранения стабильности целого - в данном случае мирового сообщества. В таком духе выдержаны требования, принятые в 1995 году на заседании стран "Большой семерки": требование об интеграции информационных систем, обеспечивающей их совместное использование; развитие рынков глобальных информационных сетей и услуг; соблюдение частных интересов и защита информации; защита авторских прав; сотрудничество в области исследований и развития информационных технологий; наблюдение за социальными проявлениями развития информационного общества и др. Следование данным требования предполагает преимущественное использование механизмов социального контроля второго, третьего и четвертого типа.
В России же ситуация
несколько иная. Здесь пошли по
пути использования новых
Литература
1. “Основа социологии“ С.С. Фролов. г. Москва, = Юрист = 1997г.
2. “ Введение
в социологию “ А.И. Кравченко,
3. “Теория социологии “ Г.П. Зинченко, г. Ростов-на-Дону,1993г.