Понятие общества как системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:27, реферат

Краткое описание

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек- это "общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия".

Файлы: 1 файл

мой социолог.docx

— 59.10 Кб (Скачать)

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый  статус (положение, которое человек  достигает благодаря своим собственным  усилиям).

Таким образом, социальная стратификация - это расположение людей в статусной  иерархии сверху вниз. Термин “стратификация”  позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация - определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.

В социологической науке  можно встретить различные концепции (теории) социальной стратификации. Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он в свою очередь делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую - низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б. Барбер провёл стратификацию по шести показателям:

1) престиж, профессия,  власть и могущество;

2) уровень дохода;

3) уровень образования; 

4) степень религиозности; 

5) положение родственников; 

6) этническая принадлежность.

Французский социолог Ален Турен (р. 1925) считает, что все эти  критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации.

Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые  имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Кроме названных концепций  выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации. Например, К. Дэвис и У. Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, и исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения.

С точки зрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделение труда и специализация  деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же - менее важные и поэтому более массовые, легко  заменяемые.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. Статусную  иерархию сверху вниз он располагает  по четырём критериям неравенства:

1) неодинаковые доходы,

2) уровень образования, 

3) доступ к власти,

4) престиж профессии. 

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный  доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и  досуга, имеют низкий уровень образования  и не занимают властных позиций в  обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего  прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности.

Указанные критерии принимаются  за основу типологизации социальной стратификации. Выделяют стратификации:

экономическую (доходы),

политическую (власть),

образовательную (уровень образования),

профессиональную.

Каждую из них можно  представить в виде вертикально  расположенной шкалы (линейки) с  нанесёнными делениями.

В экономической стратификации  делениями измерительной шкалы  выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или  за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое  место на шкале экономической  стратификации он и занимает.

Политическую стратификацию  трудно строить по единому критерию - такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной  иерархии от президента и ниже, посты  в компаниях, организациях, посты  в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе  и вузе - это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система  образования, с формальной сертификацией  его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета - в середине, а получивший степень доктора  или профессора - наверху.

Престиж профессий можно  определить только путём социологического опроса. Чтобы получить сведения в  масштабах всего общества, опрос  следует проводить на общенациональной выборке. Например, в США престиж  профессий регулярно изучается  с 1949 г. На общенациональной выборке  определяется престиж 90 профессий и  видов занятий от министра до сантехника. Поскольку спрашивают рядовых граждан, то получают срез общественного мнения, а не оценку экспертов. К наиболее престижным профессиям в США относятся: профессор университета, врач, юрист, учёный; к средним - менеджер, мелкий собственник, инженер; к низшим - водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий.

Исходя из стратификационных теорий, в социологии принято различать четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Самый жёсткий тип - рабство. Раб - человек, являющийся собственностью другого человека. Такая форма  собственности существовала один раз  в истории.

Более мягкий тип - касты. Принадлежность к касте была пожизненной, закреплялась религиозно, но не экономически или  политически. Собственность на человека отсутствовала. Касты основывались на пожизненном прикреплении к одной  профессии.

Сословия - юридическое закрепление  положения человека в социальной иерархии. Переход из низшего сословия в высшее возможен ещё при жизни, но при исключительных обстоятельствах. Так, в России за особые заслуги перед отечеством человеку мог быть пожалован дворянский титул.

Классы, появившиеся позже  всех, знаменуют переход к открытому  обществу. Принадлежность к классу никак не оформляется. Существует свободный  переход из одного класса в другой. Доход становится главным определителем  социально-экономического положения  в обществе. Описанная выше четырёхмерная  модель социальной стратификации характеризует  именно современное общество.

В целом концепции стратификации  рассматривают неравенство как  естественное состояние общества, поэтому  страты не только различаются по своим  критериям, но и размещаются в  жесткой системе подчинения одних  слоёв другими, привилегированного положения высших и подчинённого положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых  социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности.

Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений  людей в обществе, т.е. изменений  своего статуса. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение  индивида из одной страты (сословия, класса) в другую и в зависимости  от направления бывает восходящей и  нисходящей. Если индивид переходит  из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне, то это - горизонтальная мобильность.[1]

Важное место в системе  социальной стратификации современного общества занимает так называемый средний  класс. Это - социальный класс, состоящий  из людей, обладающих средним для  данного общества стандартом жизни. Классической моделью общества среднего класса считаются США. Сегодня здесь  выделяют 4 основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Каждый из них (за исключением рабочего класса) разбивается на 2-3 слоя. Средний класс в США составляет более 60%. Во всех экономически развитых странах, несмотря на культурные и географические различия, доля среднего класса достигает 55-60%. В странах же экономически слаборазвитых можно говорить лишь о процессе формирования среднего класса. Так, в современной России средний класс составляет по разным оценкам от 12 до 25% населения. Схожие цифры называют и белорусские социологи, оценивая долю среднего класса в Республике Беларусь в 18-20%.

Глава 6.Общество как особая система.

Общество неотделимо от природы.Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть.Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество.Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия  состоит прежде всего в том, что  историю общества делают люди.В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение,реализуется через деятельность.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные  границы и подчиняется в своем  движении.наряду с общими, особенным и специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или  их состояний построение идеальной  модели общества с использованием целой  системы философских категорий. К ним относятся категории  деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки,общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, поскольку  она вскрывает и представляет сущность реального общества,индивидуальное оставлено в стороне, связи и зависимости представлены в чистом,свободном от деталей и случайных наслоений виде и т.д. Основания выработки подобной модели в различных философских учениях неодинаковы. В основном можно говорить о трех главных позициях. Натурализм в своих построениях отождествляет общество с организмом и пытается объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение - торговля, головной мозг -правительство). Идеализм в своих моделях общества исходит из духовного,идеального начала. Так, Н.А.Бердяев утверждает, что историческая действительность есть "...особая и высшая духовная действительность" (Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990. С.14). Наконец, материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи. Но возникает законный вопрос: зачем нужна подобная логизированная модель общества?

Прежде всего она задает исходные принципы подхода к изучению реальной истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить, позволяющую сознательно продвигаться в лабиринте фактов,событий и т.д.

Логическая схема, естественно,беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале,помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

Взять хотя бы соотношение  материальной основы общества и сознания. Различное решение вопроса об этом соотношении - необходимый компонент  построения идеальной модели общества. Если за исходное берется сознание и в нем видится конечная причина  всего происходящего в истории, то это один исходный пункт в анализе  определенной ситуации, а значит, и  в решении той или иной возникшей  проблемы.

Напротив, если за основу общества берутся его материальные устои, то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же проблемы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеальной модели общества в задачу первостепенной важности. Понятно,что речь идет не об использовании теоретической модели общества как мертвой схемы, под которую остается лишь подгонять живые факты, а тем более не о ее применении для оправдания сомнительных установок тех или иных деятелей,случайно оказавшихся у кормила правления.

Речь идет о том, чтобы  философско-социологическая теория общества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного  анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в сложных лабиринтах общественной жизни.

Ясно прежде всего, что общество- это определенная целостность, особая подсистема объективной реальности. Но если это система, то ее основу как всякой системы составляют элементы,требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы. Что же это за элементы?

Ключевым, решающим элементом  является, очевидно, человек как  субъект истории, выполняющий эту  роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек-это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в  форме активного отношения к  миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных  формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все

Информация о работе Понятие общества как системы