Понятие и виды социальных общностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

Главным законом развития общества О.Конт считал закон о трех стадиях исторического развития. По К.Марксу общество развивается строго по своим объективным законам: ни одна новая формация не наступает, пока не созреют для этого экономические и социальные условия. Глава итальянской социологии В.Парето считал важнейшей закономерностью развития общества «круговорот элит».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3

Специфика социологических законов……………………….4

Общесоциологические законы……………………………….6

Частносоциологические законы……………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по общей социологии.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     О.Шпенглер рассматривает культуры, строящие мировую историю, как организмы с ограниченной, определенной для них длиной жизни приблизительно в тысячу лет. Культура толкуется им как «организм», который, во-первых, обладает твердо обозначенным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Это значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглер насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодности, от становления к окостенению, от героических «действий» к «механической» работе. Для греко-римской культуры это имело место в эпоху эллинизма, а для западного мира – в XIX столетии, с которого начинается его закат.

     Примерно такое же содержание теории цивилизационного развития Арнольда Тойнби, который в 12-ти томной книге «Исследование истории» (1934-1961гг.) очень подробно описывает закономерное движение общества от одной цивилизации к другой, каких он вначале насчитывал 21, а затем

_______________

¹ Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С.96.    

сократил до 13. Каждая цивилизация проходит 4 стадии: зарождение, рост, движение и гибель. Движущей силой развития цивилизации является «творческое меньшинство», носитель «жизненного порыва», который, отвечая «зову истории», тянет за собой «инертное большинство». Когда оно не может отвечать на «вызов истории», то для удержания власти использует насилие. «Инертное большинство» вступает в борьбу, которая с течением времени ведет к гибели цивилизации. Потом наступает новый цикл. Так история закономерно повторяется.

     Сегодня известно много общесоциологических законов. В марксистской социологии – это закон классовой борьбы, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон революционного развития. В противоположность этому детерминистскому подходу в западной социологии исходя из того, что в обществе имеет место не только причинное, но и стихийное развитие, а закономерный процесс не имеет рокового, прямого глобального движения. Формулировки законов там не имеют категорического характера. Многие из них опираются прежде всего на стихийность, считая, что нет закономерности без стихийности, оперируют законами эволюционного развития общества, самосохранения человека, демократического развития, законами естественного права человека на жизнь, единства человека и окружающей его непосредственной социальной среды, возрастающей роли науки в развитии общества, зависимости социального развития общества от экологического окружения Земли.

 

 

Частносоциологические законы.

     Частносоциологические  законы отражают существенные  связи компонентов общества, их  внутреннее развитие и функционирование, а также их (компонентов) связи с обществом как целостным социальным организмом. В сложной социальной системе особое место среди компонентов занимают социальные общности. В них действует, прежде всего, закон постоянного увеличения доли самодеятельного населения, закон постоянного роста городского населения, закон постоянного роста рабочего класса, закон борьбы крестьянства за сохранение своего специфического уклада жизни, закон возрастающих типов роста интеллигенции и её влияние на развитие общества, закон борьбы наций за свое место на земле и др. Остановлюсь лишь на тех из них, которые сегодня, на мой взгляд, наиболее значимы в социологии.

     Так, закон борьбы наций за свое место на земле имеет такой же смысл, как и закон в природе о месте проживания животных. Все животные одного вида живут в природе на определенной территории, не допуская туда животных другого вида, которые могли бы отнять у них природный корм. Так и люди. Развиваясь постепенно от рода, племени, народности до нации, они закрепляются за это время на какой-то определенной территории, живут на ней, придают ей цивилизованный характер и считают её своей собственностью. Поэтому в определение понятия «нация» входят территория, язык, культура, духовный склад этого народа, выросшего в нацию. Закрепившись на определенной территории, тем более проживая на ней тысячелетия, нация считает эту территорию своей собственностью и обороняет её от захватчиков. Таким образом, борьба наций за свое место на Земле – это исторически неотъемлемый от народа процесс, это закон развития наций. Понятно, почему этот закон отвергают социологи-ортодоксы, представители больших наций, включая Россию, управлявших когда-то целыми империями. «Высший закон истории – сильнейший побеждает слабого, равносильные соединяются, чтобы в союзе оказаться сильнее третьего, равносильного им по отдельности».¹

     Не менее актуален сегодня закон развития интеллигенции. После многолетнего третирования интеллигенции коммунистическими теоретиками, именования ее «социальным слоем», «социальной прослойкой», «служанкой класса-гегемона», сегодня в бывших советских республиках следует сказать громко о великой роли интеллигенции в обществе, сказать о том законе развития интеллигенции, о котором западноевропейские социологи писали еще в XIX веке. Речь идет о законе повышения темпов роста интеллигенции и её решающем влиянии на развитие общества.

     Появившись в обществе, как самостоятельная социальная группа во время промышленной революции, интеллигенция стала расти все более высокими темпами по мере потребности общества в знаниях, науках, новых технологиях. Еще в XIX веке грамоте учили своих детей только господствующие классы, сегодня – каждая семья; почти все государства мира приняли закон об обязательном среднем образовании. Во всех странах мира за послевоенные годы количество людей с высшим и средним профессиональным образованием увеличилось в несколько раз. Например, в Беларуси за последние 50 лет это количество выросло в 13 раз. В классовой структуре общества республики доля интеллигенции возросла с 0,04 до 32%.²

     Количественный рост интеллигенции в развитии общества воздействует на темпы технического прогресса, на прогрессивное изменение социальных отношений, на социальную ситуацию в обществе. Меняется роль интеллигенции в жизни общества, особенно в странах, где интеллекту нации придается должное значение. В цивилизованных странах, особенно в Европе, интеллектуалы творят не только технологическую, экономическую политику, но и государственное управление. Любой министр – высокий профессионал. Это только в так называемых социалистических странах министрами назначали деятелей компартии, строителей «социализма – коммунизма», но не профессионалов. Эти «выдающиеся строители социализма – коммунизма»

________________

¹ Гумплович Л. Социология и политика. С.81.

² цит. по Давидюк. Социологические законы. С.101.

привели хозяйство этих стран к краху: технология здесь  осталась на уровне 50-60 годов, а в  некоторых отраслях – на довоенном  уровне развития. В результате налицо социальная нищета народа, деградация нации, её постепенное вымирание (нет прироста населения), духовный припадок, рост преступности невиданными темпами.

     Только  там, где сделан упор на молодые  профессиональные кадры, стал  возможен прорыв. Примером этому  является Эстония, которая сейчас  занимает первое место по экономическому, социальному и культурному развитию среди бывших республик СССР. Здесь руководящие политические, хозяйственные и культурные профессионал, молодые люди, специалисты в своей отрасли, не принявшие марксистскую теорию развития общества, знаниями, новой технологией, новыми формами организации хозяйства, общества, инициативой делают «эстонское чудо», как немецкая интеллигенция в 50-60 годы сделала «немецкое экономическое чудо». «Профессиональный парламент», «профессиональный совет концерна, синдиката», «профессиональное правительство» - вот магистраль нашего времени, которая отражает объективное положение интеллигенции в современном мире. Эта её роль не уменьшится и в будущем, а, наоборот, увеличится, ибо роль знаний, науки, творцом и носителем которых является интеллигенция, будет возрастать.

     Закон борьбы крестьянства за сохранение своего специфического уклада жизни хорошо проявляется в западных странах мира, что и отражается в работах западных социологов, исследующих проблемы села. В советской социологии борьба крестьянства за сохранение своего специфического уклада при так называемом социализме не находила отражения в литературе. На эту проблему было наложено табу. Но в истории развития крестьянства этот закон всегда проявлялся. Сколько существует крестьянство на земле, столько оно борется за сохранение своего уклада жизни. Каждый раз крестьяне обороняли свое право на землю, на свой уклад жизни, данные им Богом. Буржуазная революция принесла им такое юридическое право, закрепленное в Конституциях западных стран. Там крестьянин имеет юридическую основу защиты своего специфического уклада жизни. В бывших так называемых социалистических странах крестьяне ведут борьбу за свое раскрепощение, возвращение им земли. Хотя и очень медленно, идет этот процесс и в Беларуси. Десятки тысяч белорусских крестьян подали заявления в местные органы власти о наделении их землей, чтобы основать фермерские хозяйства. Тысячи белорусских крестьян получили землю и ведут фермерские хозяйства. Эти хозяйства по всем показателям дают больше продукции с гектара, чем колхозы. Белорусским крестьянам помогает восстановить уклад жизни опыт соседей – поляков, литовцев. Важным компонентом общества являются социальные институты. Социальных институтов в обществе очень много. Это семья, школа, библиотека, суд, адвокатура, прокуратура, министерство, президентство и т.д. Все они функционируют и развиваются в обществе по своим законам, специфику которых определяет социальная природа, тип общества. Один из старейших социальных институтов является семья – основная ячейка общества. Наиболее актуален закон возрастания роли семьи в обществе. Сегодня встал вопрос о качестве физических единиц общества, о воспитании их в начальной стадии, до полного вызревания, о выработке в семье направления духовного развития личности.

     За время своего существования семья меняла свои формы, функции, но всегда связывала общество с человеком, активно участвовала в формировании новых социальных отношений, нового уклада жизни. Общество, государство своей экономической, социальной политикой сдерживали или содействовали развитию семьи. От этого зависело и зависит сегодня, какое потомство дает семья: долгожителей или маложителей, физически или духовно здоровых или больных людей. Семья дает обществу его главную силу – человека. Она борется за то, чтобы новый гражданин был лучше, чем его предки. Эта её деятельность имеет исключительное значение сегодня, ибо только семья может уберечь подрастающее поколение от пагубного воздействия людьми созданной среды, например, как телевизор или компьютер, который отбивает у молодого поколения интерес к учебе (особенно у младших школьников), чтению художественной литературы, посещению театров, концертов. Прежде всего, семья может спасти подрастающее поколение от духовной деградации, морального разложения и помочь обществу преодолеть духовный кризис.

     Стремление  семьи воспитать молодое поколение  более культурным, образованным, чем  его предки, есть та тенденция,  которая отражает закономерный  процесс развития общества –  новое поколение всегда превосходит старое поколение в своем интеллектуальном развитии, понимании задач, которые постоянно возникают на пути развития общества. Ныне – при высоких потребностях научно-технического и социального прогресса – обществу нужны все более образованные, талантливые работники. Объективный процесс развития общества заставляет семью выполнять более качественно работу по воспитанию и обучению роли семьи в развитии общества. Если этого не будет, прогрессивное развитие общества может остановиться.

     Непростительно обойти законы развития и функционирования такого важного компонента общества, как социальный процесс. Социальный процесс – это серия явлений взаимодействия людей, или серия явлений, протекающих в организации и структуре групп, меняющих отношения между людьми, или отношения между составными элементами общности. Социальный процесс – это социализация личности, образование, воспитание, мобильность людей, соперничество, конфликт, социальная революция, эволюция и т.д.

     Социальным процессам свойственны собственный рост, развитие, мобильность, динамизм, изменение, прогресс, регресс. Они имеют и такое качество, как массовый характер, самодеятельность участников, социальное содержание, устойчивость. Социальные процессы развиваются по таким законам, как постоянный рост, развитие, неизбежное изменение, динамизм, ведущий к прогрессу или регрессу. Остановлюсь на более общем из них – законе постоянного развития социальных процессов.

        Всякое развитие предусматривает появление нового качества. В развитии социального процесса имеет место необратимая направленность и закономерное изменение. Развитие социального процесса происходит в обозначенное время, в соответствующем пространстве. Это показатели, которые подчеркивают объективности социального процесса. Действуют здесь реальные социальные субъекты, действующие сознательно. В качестве примера возьму социальную мобильность. Её формы: движение народов, наций, эмиграция, миграция, горизонтальная и вертикальная мобильность – имеют все признаки развития: необратимость, направленность закономерность. Раз начавшись, они двигаются необратимо, в определенном направлении, повторяясь, меняя существенные взаимодействия в обществе. Никто не может остановить переход людей из одной социальной группы в другую (вертикальная мобильность), ибо это вызывается потребностями общества.

     Повторяемость, необратимость развития социальных процессов говорит об одном – это проявление закона постоянного развития социального процесса. Как только создаются необходимые условия, социальный закон начинает себя проявлять и действовать. Волевые действия его не оставят, пока не изменятся социальные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

     Социологические законы отражают законы развития и функционирования социальной действительности. Последние порождаются этой действительностью и ею же уничтожаются. Новая социальная действительность вызывает к жизни свои законы. Они действуют, пока есть эти социальные условия. Для каждого социального закона нужна определенная среда. Она его порождает, он в ней действует.

     Социология становится наукой о развитии общества, когда предметом её исследования являются законы развития общества на всех уровнях. Иные концепции предмета социологии уводят её из лона науки. Все естественные науки изучают законы развития. Это им придало научный характер. Чем больше открывает наука законов развития изучаемого объекта, тем больше растут и её потенциал, авторитет. Будущее социологии зависит не от того, что расширится поле её исследований, вектор охватываемых проблем, а от того, какие новые законы развития и функционирования современного общества она откроет. Социология, не имеющая раздела о законах, не имеет право называться наукой, у нее должны быть эти атрибуты, в том числе учение о социологических законах.

 

 

 

 

 

СПОСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975.

Информация о работе Понятие и виды социальных общностей