Понятие групповой динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин “групповая динамика” был использован Куртом Левиным в 1939 г. в США. К.Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

Оглавление

Содержание
1. Основы групповой динамики …………..…………………………………… 3
1.1 Понятие «групповая динамика» и ее основные законы ………………….. 3
2. Основные элементы групповой динамики ………………………………….. 5
3. Структура группы и проблема лидерства ………………………………… 9
4. Типы поведения людей ………………………………………………………13
Литература ………………………

Файлы: 1 файл

Социология норм.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Р. Шиндлер (1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну менее часто встречающуюся роль:

1) a (альфа) – лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.

2) b (бета) – эксперт, который имеет специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение самокритично, рационально.

3) g (гамма) – пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с альфой.

4) w (омега) – самый крайний член, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого-то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется или объединяется с Р, чем провоцирует группу.

5) Р – противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.

В группах могут встречаться  и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным, например: монополист, пытающийся привлечь к себе внимание; мученик, взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист, который всегда прав; квазитерапевт, перехватывающий инициативу; любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите; агрессор; шут; провокатор; защитник; нытик; соблазнитель и т.д.

Задачей многих групп  является расширение репертуара ролей. Эффективная группа нуждается в  равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая, корригирующая функция группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только согласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективной будет группа в достижении своей конечной цели. Обычно одни члены группы принимают на себя роли, важные для выполнения задач, другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных межличностных взаимоотношений. Как правило, социально-эмоциональные лидеры предпочитаемы членами группы. В связи с эти К. Рудестам (1990) предлагает в виде таблицы следующее описание некоторых наблюдаемых в группе ролей.

Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки.

Роли, связанные с групповой  задачей

Роли, связанные с групповой  поддержкой

Инициирующий: предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы.

Поощряющий: поощряет и  поддерживает участие других. Демонстрирует  понимание чужих идей и мнений.

Разрабатывающий: разрабатывает  и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками.

Гармонизирующий: выступает  посредником между участниками  при расхождении мнений и наличии  у них разных точек зрения. Снижает  напряженность во время конфликтов.

Координирующий: объединяет идеи и предложения и пытается координировать действия членов группы.

Идущий на компромисс: поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии.

Ориентирующий: направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выявляя отклонения от повестки дня.

Охраняющий и выполняющий: поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход  общения.

Оценивающий - критикующий: критически оценивает предложения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задач.

Устанавливающий стандарты: применяет в группе стандарты  для оценки качества группового процесса.

Побуждающий к действию: подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений.

Пассивно - следующий: пассивно следует за группой. Выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений.

4. ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ

В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения  людей в малой группе.

Обособляющий  тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий  тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий  тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения  участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости  отдельных ее членов. Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

Рассматривая роли с  точки зрения группы в целом, можно  понять, что они не только удовлетворяют  личные потребности членов группы, но и способствуют решению их общих задач. Некоторые роли помогают объединить усилия членов группы для решения той или иной проблемы, другие — поддерживать групповые нормы и культуру. Для обозначения разных ролей используются те или иные специфические названия, отражающие связанные с ролями групповые функции. К. Р. Мак  - Кензи (1979) объединяет эти названия в четыре основные группы, соответствующие четырем ролям.

1. Структурная роль  связана с обозначением групповых  задач и обычно является ролью  лидера. Некоторые участвующие в групповой психотерапии лица с богатым опытом руководства могут успешно справляться с этой ролью, в то время, как другие могут быть недостаточно эффективны (например, проявлять тенденцию к гиперконтролю или доминированию). Многие члены группы могут постепенно адаптироваться к лидерской роли и успешно использовать полученный ими опыт за пределами группы.

2. Люди, выполняющие социабельную  роль, прежде всего, ориентированы на межличностные отношения членов группы и связанные с этими отношениями чувства. Эти лица регулируют аффективные проявления в группе и качество аффектов. Так, например, эмоции членов группы могут быть изменены или ослаблены с помощью юмора. Подобная функция может способствовать или, напротив, препятствовать эмоциональным проявлениям в группе. Бурно проявляемые эмоции порой приводят к разрушению группы или осложнению ее работы. Недостаток эмоций, наоборот, может привести к чрезмерной интеллектуализации. Члены группы, как правило, проявляют необходимый уровень эмпатии и способности к вербализации своих чувств. Кроме того, они нередко предлагают друг другу выражать свои чувства более непосредственно. Все это делает работу более эффективной. Тот член группы, которому свойственно скрывать свои чувства, может оказаться недостаточно успешным в этой роли. Тогда он вынужден взять на себя другую роль, например роль оппонента или “козла отпущения”.

3. Роль отклоняющегося  чаще всего ассоциируется с  “козлом отпущения”, что не может  не вызывать сожаления, поскольку  эта роль имеет большую ценность, обеспечивая возможность иного взгляда на ситуацию. Играющий эту роль человек выступает в качестве оппонента и возмутителя спокойствия и часто бросает вызов групповым нормам и ценностям. Очевидно, что это присуще каждому человеку в той или иной степени. Тем не менее, включаясь в группу и принимая ее нормы и ценности, люди сохраняют приверженность своим собственным ценностям. Данная роль связана с психотерапевтической функцией, способствуя выявлению иных точек зрения и несогласия с позицией большинства, а также выражению сложных чувств и мыслей. Группа вряд ли сможет чего-либо достичь, если все ее члены будут безропотно соглашаться друг с другом и мнением лидера. Однако эта роль таит в себе определенный риск для того, кто ее исполняет, поскольку этот человек может стать “козлом отпущения” и изгнан из группы. В результате этого группа лишится возможности работать со скрытыми или “неприемлемыми” чувствами и мыслями ее членов. В подобной ситуации лидеру может принадлежать важная роль в объяснении группе того, что “козел отпущения” выражает свойственные всем людям, но часто неприемлемые чувства. Кроме того, лидеру необходимо дать понять членам группы, что “козел отпущения” пытается по-своему защитить группу и помочь ей, хотя использует при этом не самые продуктивные способы.

4. Роль предупреждающего  свойственна молчаливым людям.  Все мы имеем определенные  секреты и чего-то боимся, пытаясь  скрыть от окружающих предмет  своих страхов. Это помогает  понять основную функцию данной  роли. Предупреждающий показывает возможность переживания чувств унижения и стыда, которые проявляются в межличностных отношениях. Хотя предупреждающий не столь часто, как отклоняющийся, становится “козлом отпущения” и изгоняется из группы, он тоже может оказаться в изоляции. Однако его присутствие в группе связано с важной функцией, поскольку помогает другим членам группы более свободно выражать переживаемые ими чувства вины и стыда, а также иные скрытые проявления своей личности.

Важно понять, что группы могут использовать в определенной роли какого-то одного члена либо отводить выполнение тех или иных функций сразу нескольким лицам. Так, например, в случае проявления в группе сильных чувств, ее участники могут регулировать интенсивность аффективных проявлений путем использования юмора и утешая того или иного человека либо направляя свои негативные переживания на “козла отпущения”. Более важно то, что группе удается выполнять определенную функцию, а не то, кто именно ее выполняет или как он это делает. В некоторых случаях, при высокой аффективной стимуляции, например, человек может неосознанно взять на себя обычно несвойственную ему роль. Этот феномен получил название “присваивание роли”.

Люди включаются в  группу с определенным репертуаром  ролей, используемых ими в повседневной жизни. Как сказал однажды Альберт Эйнштейн, “безумие — это когда человек вновь и вновь использует одни и те же приемы, искренне надеясь на то, что результат будет иным”. Лишь в редких случаях используемые членами группы роли являются результатом самого группового процесса. Одна из целей получения психотерапевтом сведений об истории жизни членов группы заключается в том, чтобы узнать о характерных для них паттернах поведения. Тем не менее, нередко члены группы используют такие роли, связь которых с их жизненным опытом непонятна ни им самим, ни психотерапевту. Когда это происходит, существует реальная возможность достижения значимых психотерапевтических результатов, поскольку это дает возможность увидеть проявляемые в поведении неосознаваемые конфликты.

Связь между групповым процессом и индивидуальными особенностями поведения членов группы, как правило, хорошо видна в начале психотерапии. Обычно находятся один или несколько “хозяев” или “хозяек”, которые проявляют инициативу и пытаются положить начало групповой работе. Однако большинство членов группы предпочитают занимать выжидательную позицию. Лидером может быть “назначен” человек, который попытается каким-либо образом регулировать эмоциональные проявления в группе, связанные с новизной ситуации, началом работы или нерешительностью большинства членов группы. Лидерская роль также может быть распределена между несколькими участниками. Те, кто охотно принимает роль хозяина или хозяйки положения, могут руководствоваться при этом разными мотивами. В одних случаях это вполне соответствует характерным для них поведенческим паттернам, связанным с семейными влияниями; в других случаях человек может испытывать экзистенциальную потребность в том, чтобы оказаться в центре внимания, несмотря на связанную с этим степень риска. Возможно, кто-то захочет почувствовать себя в качестве любимого ребенка в семье. Каковы бы ни были мотивы принятия участником лидерской роли, это способствует фасилитации группового процесса на начальных этапах работы.

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга.– Ярославль, 1992.– 68 с.
  2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.– Мн., 1997.– С. 332-338, 340-346.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.– М., 1990.– 368 с.
  4. Харин С.С. Искусство тренинга. Заверши свой гештальт.– Мн., 1998.– С. 11-26.
  5. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии.– СПб., 2000.– С. 534-559.



Информация о работе Понятие групповой динамики