Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа
Впервые термин “групповая динамика” был использован Куртом Левиным в 1939 г. в США. К.Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
Содержание
1. Основы групповой динамики …………..…………………………………… 3
1.1 Понятие «групповая динамика» и ее основные законы ………………….. 3
2. Основные элементы групповой динамики ………………………………….. 5
3. Структура группы и проблема лидерства ………………………………… 9
4. Типы поведения людей ………………………………………………………13
Литература ………………………
ГБОУ ВПО Челябинская
государственная медицинская
Факультет социальной работы, высшего сестринского образования и менеджмента
Кафедра социальной работы, психологии и педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема контрольной работы: Понятие групповой динамики.
По дисциплине: Социология
По специальности: ВСО и М
Работу выполнила: Величко Полина Николаевна
Домашний адрес: Челябинская обл. Сосновский район
п. Мирный ул. Ленина д. 3 кв.13
Контактный телефон: +7 919 314 17 18
Факультет: СР, ВСО и М форма обучения: Заочная
Курс: 4 номер группы: 466
Преподаватель: ______________________________
Оценка _____________________ дата ___________________
Челябинск, 2013
Содержание
1. Основы групповой динамики …………..…………………………………… 3
1.1 Понятие «групповая
динамика» и ее основные
2. Основные элементы
групповой динамики ……………………………
3. Структура группы и проблема лидерства ………………………………… 9
4. Типы поведения людей ………………………………………………………13
Литература …………………………………………………
Впервые термин “групповая динамика” был использован Куртом Левиным в 1939 г. в США. К.Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
Предпосылки возникновения и развития учения о групповой динамике появились в 30 - е годы в различных сферах практики. В групповой психотерапии появились такие тенденции развития и структурирования групп, которые не могла объяснить и использовать никакая медицинская или психоаналитическая теория. Психотерапевты–практики ждали объяснения от социальной психологии. Одновременно с этим в педагогике, в связи с распространением концепции Джона Дьюи “обучение через действие”, широко практиковалось формирование различных групповых объединений детей и подростков – всевозможных клубов, команд, групп студенческого самоуправления и т.п. Перед педагогами, включившимися в такую внеучебную работу, встал вопрос о том, как руководить такими группами и как реагировать на происходящие в группе процессы? Аналогичные вопросы были актуальны и для различных систем управления: как управлять группами людей в государственном аппарате, в бизнесе, в сфере медицинского обслуживания, образования?
В 1945 г. при Массачусетском технологическом институте был создан Центр по исследованию групповой динамики, основными задачами которого были не только изучение закономерностей групповой динамики и их теоретическое обобщение, но и развитие методов изменения жизни групп.
При описании и объяснении принципов групповой динамики К.Левин опирался на законы гештальт - психологии. Если рассматривать группу как нечто целостное, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К.Левиным можно объяснить действием двух основных законов гештальт - психологии:
1.Целое доминирует над частями.
1)Группа не является
просто суммой индивидов: она
модифицирует поведение
2)Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного ее члена (так в экспериментах на Харвудском заводе было установлено, что невозможно повлиять на производительность труда отдельного работника до тех пор, пока вся группа, к которой он принадлежит, не включена в эту перемену).
3)Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов.
2.Отдельные элементы объединяются в целое.
1)Не сходство, а взаимозависимость членов является основой для формирования группы. (Группа может быть гештальтом, состоящим из несхожих частей: муж, жена, ребенок).
2)Человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не группы, от которой он более всего зависит.
3)Человек остается
среди тех, к кому он
В современном понимании
групповая динамика – это развитие
или движение группы во времени, обусловленное
взаимодействием и
Г. Кельман (1963) рассматривает групповую психотерапию как “ситуацию социального влияния”, а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость; идентификацию; присвоение.
По Г. Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Г. Кельман считает, что для достижения терапевтического эффекта мало одной “податливости” нормам и правилам группы — необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования и действия (податливость), отреагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвоение). На этих последних стадиях психотерапевт служит ролевой моделью, устанавливает нормы и руководит, а члены группы поддерживают процесс и образуют репрезентативный микрокосм общества.
В понятие групповой динамики входят 5 основных и несколько дополнительных элементов.
Основные элементы:
1)Цели группы.
2)Нормы группы.
3)Структура группы и проблема лидерства.
4)Сплоченность группы.
5)Фазы развития группы.
Дополнительные элементы:
1)Создание подгрупп (развитие п.3).
2)Отношения индивидуума с группой (развитие п.3).
Цели группы.
Цели группы – психотерапевтической, психокоррекционной, профилактической, тренинговой и т.п., – определяются тем, в какую более общую систему работы с людьми включена группа. Планируемый результат группы зависит также от того, на какую психотерапевтическую методологию опирается ведущий группу специалист. Цель психодраматической группы – достижение катарсиса через повторное проживание ситуации в ролевой игре и, благодаря этому, – новой ступени интеграции личности; цель групп встреч – достижение более полного личностного потенциала, личностный рост; цель гештальт - терапии – просветление, расширение зоны психологического видения; цель групп психосинтеза – разъединение неправильно объединившихся элементов психической жизни, отказ личности идентифицироваться лишь с некоторыми элементами и достижение синтеза более высокого уровня; цель групп социально-психологического тренинга – совершенствование коммуникативных навыков личности и т.д.
Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными скрываемыми или неосознаваемыми целями. Попытки манипулировать группой или использовать ее в целях самоутверждения будут мало способствовать оказанию реальной помощи людям или принесут им вред. При несовпадении декларируемой и истинной целей нарушается принцип подлинности психотерапии, и может быть нарушена подлинность всего группового процесса.
Проблема состоит еще и в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это дает своеобразный толчок групповой динамике, результаты которого не всегда прогнозируемы.
Нормы группы.
Нормы — это принятые
правила поведения, руководящие
действиями участников и определяющие
санкции наказания при их нарушении.
Типичными нормами
Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, а нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа. Примером могут служить неформальные авторитарные группы асоциальных подростков.
Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и открытость.
По мнению Б. Д. Карвасарского, каждый член психокоррекционной группы обязан:
Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы.
Выполнение норм поведения во многом зависит от информированности и сплоченности группы.
Выше перечисленные нормы
Между тем они могут быть антитерапевтическими: утаивание истинных чувств или наоборот – преувеличение чувств и эмоций; запрет на некоторые темы, например, сексуальные; создание подгрупп и эротических пар.
В группах социально-
Для нормального хода группы должно быть достигнуто хотя бы частичное совпадение задаваемых и вырабатываемых норм. Иногда группа приносит свои нормы с собой. Это происходит в тех случаях, когда все члены группы являются представителями одного круга или большой категории людей. Промышленные руководители, например, приносят с собой резкость в обращении друг к другу, школьные учителя – слепое подчинение авторитетам
Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенных.
3. Структура группы и проблема лидерства
Процессы, имеющие место в социальной группе или в семье, в искусственно созданной группе происходят в концентрированной форме. Участники попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой руководитель может оказывать или не оказывать им помощь. Опираясь на собственное понимание или прошлый опыт, они приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. К.Рудестам определяет роль как круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Например, менеджер, высоко оценивающий свое умение управлять и отдавать приказы, может быть смущен открытием, что его умение руководить оказывается непригодным в групповой ситуации. Каждый член малой группы, будь то производственный коллектив или семья, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой конкретной группы (заведующий отделением, отец семейства и т. д.).
Опираясь на собственный опыт, каждый человек приходит в психокоррекционную группу уже с определенным настроем на ту роль, которую он в ней будет играть. Роль клиента в психотерапевтической группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы клиент — ответственный работник, руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от клиента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии — гибкости в ролевой тактике.
М. Богданов и П. Элбом ( 1978 ) считают, что потребность той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обязательно появляются такие персонажи, как Вожак, Нытик, Скептик и т. д.
Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, как бы противопоставлены друг другу.
На этом основании Т. Лири все групповые роли расположил на двух осях: гнев — любовь, сила — слабость. Г. Келлерман (1979) выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей: Романтик — Проверяющий, Невиновный — Козел отпущения. Философ — Ребенок, Пуританин — Объединяющий.
Принятая каждым участником группы “новая” роль помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи.