Политико-правовая традиция античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:07, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности развития и становления политической науки в период античности.
Цель работы позволяет выделить такие задачи:
рассмотреть развитие политической мысли в Древней Греции;
изучить основные идеи развития политических идей Древнего Рима;
проанализировать особенности политико-провой традииции античности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Возникновение и развитие древнегреческой политико-правовой мысли………………………………………………………………………………5
§ 1 Древнегреческие ученые раннего периода (IX-VI вв. до н.э.)..…………5
§ 2 Ученые периода расцвета Древней Греции (V – IV вв. до н.э.)...………..7
§ 3 Древнегреческие ученые период эллинизма (IV – II вв. до н.э.)..………11
Глава 2. Политико-правовая мысль Древнего Рима…………………………..13
§ 1 Марк Туллий Цицерон…………………………………………………….13
§ 2 Представители римского стоицизма……………………………………...14
§ 3 Римские юристы……………………………………………………………16
Глава 3. Особенности политических учений Древней Греции и Древнего Рима………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиография…………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Алексея Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых».

 

 

 

Кафедра социологии

 

 

Реферат:

на тему:

«Политико-правовая традиция античности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принял:

доц. Ефимова С.А.

Выполнил:

ст. гр.

 

 

 

Владимир, 2013г.

 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Возникновение и развитие древнегреческой политико-правовой                                    мысли………………………………………………………………………………5

§ 1 Древнегреческие ученые раннего периода   (IX-VI вв. до н.э.)..…………5

§ 2 Ученые периода расцвета Древней Греции (V – IV вв. до н.э.)...………..7

§ 3 Древнегреческие ученые период эллинизма (IV – II вв. до н.э.)..………11

Глава 2. Политико-правовая мысль Древнего Рима…………………………..13

§ 1 Марк Туллий Цицерон…………………………………………………….13

§ 2 Представители римского стоицизма……………………………………...14

§ 3 Римские юристы……………………………………………………………16

Глава 3. Особенности политических учений Древней Греции и Древнего Рима………………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….22

Библиография…………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическая наука уделяет большое внимание не только проблемам, раскрывающим различные аспекты современного политического развития, но и политическим явлениям в их историческом движении. В свою очередь, отражением названной тенденции выступает формирование взглядов на государство, политическую власть и политику. В историческом прошлом эти идеи рассматривались в начале в рамках религиозных, этических, философских построений; впоследствии достаточно четко обозначилось направление, связанное с оформлением их в самостоятельную доктрину: политические идеи становятся систематизированными взглядами, совокупностью достаточно автономных, конкретных знаний и положений о политике - политическими учениями. Общепринятым считается мнение, что в историю политических учений входят вопросы происхождения государства, его связи с обществом, личностью, отношениями собственности и форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, прав личности. Актуализация названного круга проблем показывает, что в системе политических знаний особое значение принадлежит концептуально оформленным положениям о политике и политической власти.

Изучение истории политической и правовой мысли актуально уже по той причине, что очень много вопросов и проблем, которые относятся к государству и политике, неоднократно обсуждались в предшествующих эпохах. Первые попытки представления о государстве и власти возникли во времена Древнего Востока. Однако вершиной политической мысли можно смело считать учения философов античности, таких как: Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон и др.

В своем реферате я расскажу о политико-правовых мыслях Древней Греции и Древнего Рима.

Цель работы: изучить особенности развития и становления политической науки в период античности.

Цель работы позволяет выделить такие задачи:

-    рассмотреть развитие  политической мысли в Древней  Греции;

  • изучить основные идеи развития политических идей Древнего Рима;
  • проанализировать особенности политико-провой традииции античности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение и развитие древнегреческой политико-правовой мысли

 

§ 1 Древнегреческие ученые раннего периода  (IX-VI вв. до н.э.)

 

Ранний период связан со становлением государственности в Древней Греции. Основные письменные памятники этого периода – творчество Гомера, Гесиода, труды Пифагора, Гераклита, а также знаменитых «семи мудрецов» (Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобус и Хилон).

Древние мифы в поэмах Гомера и Гесиода начинают теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов сопровождалась сменой принципов их правления и властвования. Причем это  проявлялось не только во взаимоотношениях между самими богами, но и в их отношениях к людям, во

всем порядке, формах и правилах земной общественной жизни.

Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают  большое значение в поэмах Гесиода «Теогония» и «Труды и дни». Боги в его толковании выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил.

Мудрецы настойчиво подчеркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Некоторые из них, будучи правителями или законодателями, приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, согласно Бианту, Хилону, Питтаку, Солону и другим древнегреческим мудрецам, существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.

«Повинуйся законам» — говорил Хилон, который является автором знаменитого положения «Познай самого себя».

Солон (ок. 638—559до н. э.) — знаменитый афинский реформатор, государственный деятель и законодатель. В обстановке острой политической борьбы между афинским демосом и знатью, между богатыми и бедными, должниками и кредиторами Солон оказался той компромиссной фигурой, которой одинаково доверяли борющиеся стороны. Взяв государственные дела в свои руки, Солон издал новые законы (в 594 г. до н. э.) и довольно существенно реформировал социально-политический строй афинского полиса. Введенная Солоном умеренная цензовая демократия была пронизана идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. В своих элегиях Солон открыто признавал нежелание потворствовать чрезмерным притязаниям одной из сторон в ущерб другой.

Солон считает, что государство нуждается,  в законном порядке: беззаконие и междоусобица — наибольшее зло, порядок и закон — самое большое добро для полиса. Он характеризует закон как сочетания права и силы, причем речь идет именно об официальной силе полиса, а не о фактической силе борющихся сторон или частных лиц.

Суть его реформирования состояла в том, что политическая власть конкретного лица должна быть пропорциональна его личному вкладу на пользу общества. С помощью реформ в Афинах Солон смог предотвратить социальный взрыв, примирить между собой аристократию и демос, продемонстрировать преимущества политического компромисса.

Древнегреческий философ Пифагор и его последователи первыми начали теоретическое обоснование понятия «равенство», которое рассматривали как равную меру нормирования неравных отношений между неравными от рождения людьми.

Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. Пифагор учил , что после божества более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Законопослушание пифагорейцы считали высокой добродетелью, а сами законы — большой ценностью. Причем они, критикуя склонность к законодательным нововведениям, расценивали как «хорошее дело» пребывание «в отцовских обычаях и законах, даже если бы они были немного хуже других».

 

§ 2 Ученые периода расцвета Древней Греции (V – IV вв. до н.э.)

 

V – IV вв. до н.э. –  расцвет греческого государства, период наивысшего развития философской мысли, науки в целом, литературы, изобразительного искусства Греции.

Одним из удивительнейших мыслителей этого периода был Сократ (469–399 гг. до н.э.), который за всю свою жизнь не написал ни единой строчки, но остался в истории как величайший философ. О его мыслях сегодня мы можем судить только на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Сократ считает, что править должны знающие: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править».

Платон (427–347 гг. до н. э.) - ученик Сократа и создатель системы объективного идеализма, разработал рациональную модель идеального государства. Его наиболее известные работы «Государство», «Политик», «Законы».

 Полагая, что в мире идей существует совершенное по своей природе и неизменное государство, Платон пытается его обосновать теоретически и воплотить в реальности. Базовым тезисом Платона было то, что идеальное государство должно соответствовать природе человека, которую он попытался выразить через структуру человеческой души. Душа по Платону состоит из трех частей: разумной (мудрость), яростной (мужество) и вожделеющей (умеренность). Каждой из этих частей человеческой души соответствует определенное сословие: разумная – сословие правителей (состоящее из философов, ученых: «Цари должны философствовать, а философы – править»); яростная – сословие воинов, вожделеющая – сословие крестьян и ремесленников. Каждое из этих сословий должно выполнять функции, соответствующие их природе – правители должны управлять обществом, воины – защищать его, а крестьяне и ремесленники - производить материальные блага.

Для сохранения гармонии в государстве и закрепления такого деления на сословия нужно убедить всех его членов в том, что именно такое устройство является наилучшим. Возникает необходимость в идеологии, которая в трудах Платона названа мифами. Именно мифы призваны объяснить людям, что все они братья, но боги, производя их на свет из глины, одним подмешали золото, и они стали правителями, другим – серебро, и из них получились воины, а третьим – железо, и так появились торговцы, крестьяне и ремесленники. Платон подробно описывает жизнь правителей и воинов, от которых в принципе и зависит судьба государства. Для того, чтобы правящее сословие было сплоченным, Платон предлагает для него особый образ жизни. Представителей правящего сословия (философов и воинов) он предложил освободить от собственности и семьи. В идеальном государстве Платона предполагалась строгая цензура над мыслями людей. Свою философию он провозглашал единственно верной, спасительной. Все остальные варианты поиска правды, истины и справедливости обрекались на запрет.

Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Живущие сегодня обладают достаточным историческим опытом, чтобы понимать, что построение «рая земного» всегда связано с подавлением человеческой воли, с насилием над личностью, и в конце концов приводит совершенно не к тем результатам, которые предполагались изначально. Известно, что Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Сицилии. Однако все эти попытки не увенчались успехом.

Платон говорил о пяти видов государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Идеальным государственным устройством он считал аристократию. Платон создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух — тимократия. Такое государство будет вечно воевать. Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит — в результате скопления значительного богатства у частных лиц — к олигархии. У власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Затем демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания.

Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Первым критиком концепции идеального государства Платона стал его ученик Аристотель (384–322 гг. до н.э.). В отличие от Платона, он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком устройстве, которое было бы приемлемым для большинства граждан. Главное, в чем он упрекает Платона – стремление устранить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступал убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

Главное политическое произведение Аристотеля – «Политика», в котором происхождение и существование государства объясняется естественной потребностью людей общаться, взаимодействовать, помогать друг другу. Государства не имеют только боги (из–за их величия), варвары (из–за их отсталости) и животные (из–за отсутствия у них разума). Основой государства должна быть разумная природа человека, а главную роль должна играть власть, которая сплачивает общество и не дает ему распасться на отдельные группы или семьи.

Государства, по мнению Аристотеля, отличаются между собой формой организации власти. Проделав огромнейшую работу – проанализировав и обобщив знания о 158 городах–государствах – Аристотель выделил шесть основных форм управления. В основу его типологии были положены три критерия: количественный (государства различаются в зависимости от количества властвующих лиц: один человек, небольшое количество или много людей); качественный (т.е. в чьих интересах осуществляется власть – в общих или частных); имущественный (т.е. правят богатые или бедные).

Информация о работе Политико-правовая традиция античности