Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 13:22, контрольная работа
«Модернизация, - по словам Президента России Д.А.Медведева, - это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодёжи».
Так, основным лейтмотивом нынешнего послания Президента Федеральному Собранию, прозвучавшего 30 ноября 2010 года, стала защита материнства и детства, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
Глава I. Система государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации
1.1 Общие вопросы защиты материнства и детства………………………5
1.2 Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства
в Российской Федерации……………………………………………………9
1.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка……………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26
Согласно ст. 56 СК РФ защита
прав и интересов ребенка
Родители осуществляют родительские права и защиту прав и интересов ребенка до достижения совершеннолетия. Они являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).
Если ребенок устроен
в детское воспитательное, лечебное
учреждение, учреждение соцзащиты, защита
его прав и законных интересов
возлагается на администрацию учреждения.
Даже временное пребывание ребенка
в подобного рода учреждениях
обязывает их администрацию выступать
в защиту его прав и интересов.
При невозможности вернуть
Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.
С 1 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в России Президент учредил должность уполномоченного по правам детей, основными задачами деятельности которого являются:
- обеспечение защиты прав
ребенка и содействие
- правовое просвещение в области защиты прав ребенка;
- запросы и получение
в установленном порядке
- беспрепятственное посещение
федеральных и региональных
- проведение самостоятельно
или совместно с
- направление в федеральные
органы исполнительной власти, органы
государственной власти
- привлечение в установленном
порядке для осуществления
Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.
Ребенок может и сам (без
ведома родителей или лиц их заменяющих)
обращаться в уполномоченные органы
о защите своих прав. Гарантия и
исполнение такого права необходимо
в целях защиты несовершеннолетнего
от всякого рода злоупотреблений
со стороны родителей, которые недобросовестно,
а порой во вред ребенку исполняют
свои обязанности по уходу и содержанию
его. Органы опеки и попечительства
обязаны выслушать
Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что они не знают куда и по какому вопросу могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы по ознакомлению детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в СМИ прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей.
В целях улучшения положения детей в России Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 №172 была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы (окончательные результаты по данной программе ещё не опубликованы). Данная программа являлась продолжением федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы, в результате выполнения которой было достигнуто снижение младенческой и материнской смертности (на 21,8 и 27 процентов соответственно).
Программа предусматривала
решение следующих задач: Интернет-проект
«Федеральные целевые программы
России» - официальный сайт Департамента
государственных целевых
- обеспечение безопасного
материнства и рождения
- профилактика и снижение
детской и подростковой
- создание государственной
системы выявления, развития и
адресной поддержки одаренных
детей, сохранение
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
- совершенствование системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений
- проведение эффективной
реабилитации и адаптации
- обеспечение полноценной
жизнедеятельности детей-
- профилактика социального
сиротства, переход к семейным
формам устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без
- обеспечение профессиональной
подготовки и социальной
Решение указанных задач осуществлялось в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».
Подобные программы продолжают действовать и сейчас на региональном и муниципальном уровнях.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 №404 был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность Фонда направлена на создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.
Таким образом, государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов матери и ребенка, с помощью создания механизмов реализации защиты прав и поддержки данных категорий населения стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводимый в 2008 году в стране Год семьи дал положительный толчок в рассмотрении проблем, связанных с семьей, с демографией. Важным событием Года семьи стало создание Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «Об опеке и попечительстве», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности и иными нормативными правовыми актами. Однако рост разводов, увеличение числа детей-сирот и рожденных вне брака, ухудшение экономического положения семей заставило государство задуматься о необходимости выверенной обоснованной государственной политики в области защиты семьи, материнства и детства.
Подтверждение государственной политики в данной области в Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке и обеспечению семейных прав граждан.
Семейная политика, социальная поддержка и защита материнства и детства является приоритетным направлением деятельности и на региональном уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.
2. Семейный кодекс РФ
от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание
законодательства Российской
3. Федеральный закон от
19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных
пособиях гражданам, имеющим
4. Федеральный закон от
29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных
мерах государственной
5. Федеральный закон от
24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и
6. Указ Президента РФ от 14.06.2007 №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» в 2008 году.
7. Указ Президента РФ от 26.03.2008 №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
8. Указ Президента РФ
от 1.09.2009 №986 «Об Уполномоченном
при Президенте Российской
9. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 №172 «Об утверждении федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы»
10. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права - №6 - 2001 г.
11. Семейная политика: опыт, проблемы и перспективы ее реализации. Материалы региональной научно-практической конференции. Январь - февраль 2008 года / Под ред. Корепанова Г.С., Неумоевой Е.В., Огородновой О.В. и др. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук». 2008
12. Интернет-портал Президента России. - http://news.kremlin.ru/
13. Интернет-проект «Федеральные
целевые программы России» - официальный
сайт Департамента государственных целевых
программ и капитальных вложений Минэкономразвития
России. Программа «Дети России» на 2007
- 2010 годы. - http://fcp.economy.gov.ru/cgi-
Информация о работе Политика в области семьи, материнства и детства в Российской Федерации