Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 13:22, контрольная работа
«Модернизация, - по словам Президента России Д.А.Медведева, - это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодёжи».
Так, основным лейтмотивом нынешнего послания Президента Федеральному Собранию, прозвучавшего 30 ноября 2010 года, стала защита материнства и детства, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
Глава I. Система государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации
1.1 Общие вопросы защиты материнства и детства………………………5
1.2 Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства
в Российской Федерации……………………………………………………9
1.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка……………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26
Нормы о защите материнства
и детства содержатся во многих международных
актах (конвенциях, рекомендациях международных
организаций, двухсторонних
Так, например, можно выделить:
- Конвенцию ООН «О правах
ребенка» с факультативным
- Конвенцию МОТ №103 «Об охране материнства» (пересмотренная в 1952 г.) (Женева, 28 июня 1952 г.);
- Конвенцию МОТ №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (Женева, 3 июня 1981 г.);
- Конвенцию МОТ №182 «О
запрещении и немедленных
- Рекомендацию МОТ от 15 июня 2000г. №191 «О пересмотре рекомендации 1952 г. об охране материнства»;
Национальное законодательство Российской Федерации, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах, подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, ст.II Федеративного договора РФ координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ;
- Основы законодательства
Российской Федерации об
- Федеральный закон от
10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах
- Федеральный закон от
24 августа 1998 г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в
- Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
- Федеральный закон от
19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных
пособиях гражданам, имеющим
- Федеральный закон от
29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных
мерах государственной
- Федеральный закон от
24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и
В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, государственными органами принимаются различные меры по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций, конвенций.
Так, например, можно выделить:
- Указ Президента Российской
Федерации от 14.05.1996 №712 «Об основных
направлениях государственной
- Министром Минобрнауки
России 08.05.2007 №АФ-163/06 утверждена концепция
государственной политики в
- Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2007 №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» в 2008 году;
- Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2008 №775 «Об учреждении ордена «Родительская слава»;
- Указ Президента Российской
Федерации от 26.03.2008 №404 «О создании
Фонда поддержки детей,
- Указ Президента Российской
Федерации от 1.09.2009 №986 «Об Уполномоченном
при Президенте Российской
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 21.03.2007 №172
«Об утверждении федеральной
целевой программы «Дети
- Совместным приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от 28.06.2006 № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам детей и иные нормативные правовые акты и программы.
Благодаря проведению Года семьи в 2008 году в обществе и государстве усилилось внимание к вопросам положения семьи, материнства, отцовства и детства в России.
Лучшая защита для ребенка
- это хорошая семья. Но понятие
«семья» не рассматривается в
российском законодательстве как социальная
единица, а права семьи заменяются
индивидуальными правами
По мнению директора Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Сергея Дармодехина, государственная семейная политика в России не носит системного характера.
В связи с этим в последнее
время в органах
1.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка
Декларация прав ребенка в шестом принципе гласит, что «ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей».
В пп.18-19 Плана действия по
осуществлению Всемирной
Так в общем можно охарактеризовать идеальную картину реализация интересов ребенка в семье. Рассмотрим, как дело обстоит в действительности.
Ребенок и мать - это уже
семья. Защита их интересов в семье
осуществляется путем многих механизмов.
Часто интересы матери и ребенка
совпадают, и рассматривать их раздельно
не всегда оправданно, т.к. в период
беременности и в первые годы жизни
основным «интересом» ребенка
Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье - естественной для него среде.
Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В 2006 году был принят Федеральный
закон №256-ФЗ «О дополнительных мерах
государственной поддержки
Кроме федеральных принимаются и региональные акты, которые также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.
После рождения ребенка устанавливается
его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ
устанавливает происхождение
Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности, как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.
Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) также представлена в СК РФ (ст.ст.62-64, 66, 68, 80, 86).
В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде. Ст. 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).
Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Можно выделить пять основных личных прав ребенка: право ребенка жить и воспитываться в семье; право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; право ребенка на защиту своих прав и законных интересов; право ребенка выражать свое мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Большинство из них не только провозглашены в законе, но и снабжены санкциями. Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав -- задача конституционного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.
В международном праве
предусматривается
Под защитой прав ребенка понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Здесь «права» не подразумевают только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами» и «интересами» быть не должно.
В теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). Неюрисдикционная форма защиты - действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Информация о работе Политика в области семьи, материнства и детства в Российской Федерации