Политический конфликт: Конституционный кризис 1993 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Обосновать и анализировать действия двух противоборствующих сторон – президента Б.Н. Ельцина с одной стороны; с другой – верховного совета.
Задачи:
Проанализировать конституционный кризис 1993 года как политический конфликт.
Разобрать причины кризиса, в ходе которых возник данный конфликт.
Провести анализ социально-общественного положения в России во время кризиса.

Файлы: 1 файл

курса конфликт.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

   Проанализировав данную тему можно выделить ряд причин смены Конституции РСФСР 1978 г.: Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 году СССР распался; Конституция РСФСР принималась на период так называемого «развитого социализма», а в конце 80-х - начале 90-х г. г. произошел отход от социалистического строя; Конституция РСФСР 1978 года установила систему власти Советов, в то время как в 1990-ые годы данная система работала менее эффективно; в 1991 году прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 года; в 1992 году в России началась радикальная экономическая реформа, признана частная собственность; в 1991 г. был введен пост Президента, что значительно повлияло на ситуацию в стране; произошло разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную; была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 года).

 

 

3. Анализ социально-общественного  положения в России во время  кризиса 90-х годов.

Период восьмилетнего пребывания у власти первого российского  Президента Б.Н.Ельцина и связанная с ним деятельность шести правительств были богаты самыми драматическими событиями и серьезными просчетами в реформировании российской экономики. Главные оценки всех этих событий принадлежат, прежде всего, населению.

В 1992 г. Правительство Гайдара проводит свою знаменитую «шоковую терапию» - отпускает  цены и начинает всеобщую ваучерную приватизацию. Катастрофическая ситуация в стране, связанная с глубоким кризисом экономики, оказавшейся на грани гиперинфляции (происходил стремительный бесконтрольный рост розничных цен в потребительском секторе, особенно наиболее дешевых товаров массового спроса) и начавшийся рост безработицы (явление в принципе отсутствующее в стране ранее) тяжелым бременем легли на население, в особенности на его низкодоходные группы. Инфляционный рост цен, опережающий рост денежных доходов россиян, резко сужал платежеспособный спрос. Происходило стремительное ухудшение материального положения большей части населения. Кроме того, добиваясь финансовой стабилизации, государство фактически начало уход из социальной сферы (сокращались расходы на социальные программы, социальная политика вместо целенаправленности и адресности все больше приобретала стихийный характер).

Однако в конце 1992 - начале 1993 гг. сложившиеся неблагоприятные  тенденции в экономике и социальной сфере на фоне крайне неэффективной  и непоследовательной социальной политики не вызывали серьезных волнений со стороны россиян. Несмотря на то, что подавляющее большинство работающего населения (93,3%) оценивали политическую обстановку в России как напряженную, критическую и взрывоопасную, а экономическое положение очень плохим или плохим (78,5%), по мнению почти половины населения (47,5% опрошенных), массовые выступления россиян против роста цен и падения уровня жизни были маловероятны4. Возникающие локальные акции протеста носили чисто экономический характер, а тактика уступок и обещаний правительства позволяла выигрывать время и не допускать мощного социального взрыва. Пожалуй, именно сдержанность населения была самым серьезным социально-политическим феноменом начала радикальных реформ. И это было связано скорее не с тем, что тогда (так считали официальные власти) население проявляло социальную терпимость и выражало доверие и поддержку избранному Президенту, демократии и экономической реформе, а с тем, что, как показывали социологические опросы, около 20% взрослого населения были практически индеферентны к происходящим в стране экономическим и политическим процессам. И хотя на протяжении всего 1992 г. Ельцин сохранял положение наиболее популярного лидера, число недовольных его политикой уже тогда стало расти. В марте 1992 г. доля россиян, высказывающих ему недоверие, достигла 23% (при 40% неполностью доверяющих) против лишь 9% противников в сентябре 1991 г. Заметим, политический вес Б.Ельцина на протяжении всего периода его руководства страной претерпевал значительные изменения: от всплесков популярности до катастрофического падения рейтинга. За истекшие восемь лет уровень поддержки и доверия президента совершил головокружительное падение. Всплески или снижение уровня поддержки и доверия тесным образом были связаны либо с периодами обострения политической конфронтации (апрельский референдум и октябрьские события 1993 г.), либо со степенью активности действий президента и его «действующих» правительств («гайдаровские реформы» начала 1992 г., июльская денежная реформа 1993 г.)5.

Восьмилетний период радикальных  преобразований в России, к сожалению, так и не вывел страну из тяжелого кризисного состояния. Непрекращающееся пребывание населения в условиях глубокой экономической нестабильности, сопровождающейся постоянно возникающими политическими кризисами, а в  последние годы и военными конфликтами, безусловно повлияло на субъективное восприятие россиянами общего климата в стране.

Социальные настроения

Прошедший период обозначил  удивительный парадокс – на фоне значительных трудностей в стране, как это уже  отмечалось, 42-56% населения оценивали  материальное положение своей семьи  не ниже, чем среднее и хорошее. С марта 1993 г. и по сентябрь 1999 г. самооценка населением своего жизненного уровня имела тенденцию к ухудшению: постоянно росла доля россиян, живущих  плохо и очень плохо.6

1992-1993 гг. Наблюдалась устойчивая  тенденция обнищания населения  и усиления социального расслоения  в обществе, острота этих процессов непосредственно для населения была значительно выше, чем их отражение в официальной статистике. Данные опросов населения свидетельствовали о нарастании чувства дискомфорта из-за систематического снижения уровня благосостояния у большей части россиян, в связи с неуклонным и неуправляемым ростом цен. В конце 1992 г. 66% опрошенного населения отмечали ухудшение своего материального положения, а от 20 до 30% жителей различных регионов России считали, что уже живут бедно. Заметим, что для большей части населения снижение уровня жизни в начальный период радикальных реформ не было неожиданным, 64% россиян были уверены в том, что обеспечить безболезненный для населения выход России из экономического кризиса не удастся, однако 30% - думали иначе.

Неконтролируемый процесс люмпенизации общества стал изменять состав россиян, находящихся за порогом нищеты, традиционно входящие в эту группу многодетные семьи, одинокие матери, семьи пенсионеров пополнялись безработными, беженцами, людьми без определенных занятий и места жительства. Отношение населения к усилившемуся расслоению общества было явно негативное, мнения почти 2/3 опрошенных россиян сводилось к тому, что это плохо и недопустимо. Ожидания населения относительно ближайшего будущего были не оптимистичные: в эти два года 44-58% населения в перспективе ждали дальнейшего ухудшение материального положения, а 24-34% респондентов надеялись, что оно хотя бы не изменится. Надежды на улучшение не теряли лишь 5% россиян. По свидетельству Института сравнительных социальных обследований, тогда в случае понижения уровня жизни 41% населения отдавал предпочтение поискам дополнительной работы (в основном связанной с предпринимательской деятельностью в сфере бизнеса и торговли), до 27% опрошенных были в растерянности и не знали, что делать, 20% россиян заявляли, что ничего не будут делать для изменения ситуации (некоторые надеялись на возможный рост пенсий, пособий, стипендий), примерно столько же отвечали, что предпочтут другие действия, в том числе и противоправные. По данным специального обследования, проведенного в октябре 1992 г. в шести крупных городах России, о готовности добывать деньги любым способом заявляли от 11 до 20% опрошенного населения.

К концу 1992 г. лишь 3% россиян заявляли, что не имеют особых забот и  довольны жизнью, 47% начали беспокоиться по поводу растущих материальных трудностей, а у 40% уже появилась тревога за будущее детей и внуков. Одними из основных трудностей, мешающими жить (с начала реформ и до конца 1993 г.) были нехватка денег, низкие доходы и преступность. На эти проблемы указывали около 64% опрошенного населения, а среди низкодоходных групп населения - примерно 77%. Самыми актуальными проблемами, в наибольшей степени тревожащими население, выступали, пожалуй, две. Во-первых, рост цен. Максимальную тревогу и беспокойство в течение первого года активного реформирования это вызывало у 70-77%, а к концу 1992 г. примерно у 85% россиян. На протяжении 1993 г. рост цен серьезно тревожил уже 81-84% населения. Во-вторых, рост российской преступности, который заместил по уровню тревожности (по мере наполнения потребительского рынка) проблему дефицита продуктов питания. Если в 1992 г. рост насилия вызывал обеспокоенность у 41-46% респондентов, то в 1993 г. эта огромная проблема стала волновать 62-67% населения страны.

В итоге «навязанного перехода»  в августе 1991 г. был сделан выбор  между «реформированием социализма»  и «капитализмом» в пользу последнего. С началом проведения рыночных реформ  основная линия социально-политического противоборства стала проходить между сторонниками умеренно-реформистского и радикально-либерального вариантов перехода к политической демократии и рыночной экономике.

Основными субъектами конфликта  стали фракции элиты с различными корпоративными и политическими  интересами, выступавшие за различные  модели реформирования общества. Институционализация  различных фракций элиты пошла  по линии разделения ветвей власти. И парламент, и структуры исполнительной власти стали центрами консолидации широкого конгломерата социально-политических сил, заинтересованных в реализации различных вариантов преобразования российского общества.

 

Вывод: События сентября–октября 1993 г. следует идентифицировать как политический кризис, характеризовавшийся делегитимизацией институтов государственной власти и снижением управляемости всеми сферами общества, обострением противоречий между основными субъектами политического процесса, ростом массового социального недовольства.  

Политический кризис имел своей основой внутриэлитный конфликт, обусловленный различием корпоративных и политических интересов различных сегментов элиты, выступавших вследствие этого за умеренно-реформистский или за радикально-либеральный варианты перехода к рыночной экономике и политической демократии. 

По мере роста недовольства среди значительных слоев населения  радикально-либеральным курсом президента и правительства конфликт приобрел социально-политический характер и  вышел за рамки внутриэлитного противоборства как по целям, так и по составу участников и  перерос в острейший политический кризис, который был преодолен через политическое уничтожение одной из противоборствующих сторон.

 

 

 

 

 

                         Заключение.

   Ельцин добился своего - ‘'поэтапная конституционная реформа'' завершилась всенародным голосованием по принятию новой Конституции . Тогда же  были проведены выборы депутатов в Государственную думу и Совет Федерации — палаты нового парламента, который должен был возникнуть в случае одновременного принятия конституции, в заключительных положениях которой и оговаривались сами эти выборы. Согласно новой конституции в России устанавливалась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту Президента России Б. Н. Ельцина.

   Во время штурма в здании Дома Советов России погибло 148 человек, вокруг здания — 101.Однако в достоверности этой информации приходится сомневаться, дело в том, что в правительственном списке почти нет людей, погибших внутри здания Верховного Совета и рядом со зданием, а если учесть, что обстрел начался достаточно неожиданно и огонь был дан на поражение, то не удивительно, что по неофициальным данным, многие источники исчисляют жертв тысячами.

   Проанализировав все факты становится совершенно ясно что согласно новой конституции в России устанавливалась смешанная республика с двухпалатным парламентом. Борис Ельцин праздновал свою победу, вплоть до вступления в должность президента на второй срок 9 августа 1996 года по результатам выборов, и осуществлял полномочия президента России.

 

 

                                          Список литературы.

  1. Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия. — М., 1994.
  2. «Куда идет Россия?… Альтернативы общественного развития», АСПЕКТ ПРЕСС, Москва, 1995.
  3. Власть, №11, 1997.
  4. Серебрянников В.В. Социология войны. – М., 1997.
  5. А.А. Миголатьев. Политологический словарь. – Ч.2. – М., 1994.

1 http://www.lib.ru/TXT/korg.txt

2 http://nnm.ru/blogs/Qwertin/yurij petuhov chernyj dom pravda o vosstanii  1993

3 Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия. — М., 1994.

4 «Куда идет Россия?… Альтернативы общественного развития», АСПЕКТ ПРЕСС, Москва, 1995, с.205

5 Власть, №11, 1997, с.16

              6 «Куда идет Россия?… Альтернативы общественного развития», АСПЕКТ ПРЕСС, Москва, 1995, с.215


Информация о работе Политический конфликт: Конституционный кризис 1993 года