Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:48, контрольная работа
Целью данной работы является изучение методов анализа эмпирических данных и составление четкой картины, как с их помощью обрабатываются данные социологического исследования. Отсюда напрашивается формулирование следующих задач: изучение этапов подготовки эмпирических данных к обработке и анализу, инструментария, то есть системы методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенной в соответствующих операциях и процедурах и представленной в форме разнообразных документов.
Введение ______________________________________________________
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу__________
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных _______________________________________
3. Отчет о социологическом исследовании. Требования к его составлению____________________________________________________
Заключение ________________________________________________
Список литературы: _____________________
32
Содержание:
Введение ______________________________
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу__________
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных ______________________________
3. Отчет о социологическом исследовании. Требования к его составлению___________________
Заключение ______________________________
Список литературы: ______________________________
Приложения ______________________________
Эмпирические данные — сведения, полученные на основе опыта, практики. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.
«Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику — взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая в принципе поддастся рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Во-вторых, методология — это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. В последних двух случаях мы имеем дело с риторикой дисциплины. И, наконец, не менее важное значение имеет этика — нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания.
Многие считают, что дело социолога — тщательно фиксировать то, что происходит в действительности и обобщать полученные данные. Методология делает эту простую задачу практически неразрешимой. То, что происходит в действительности, нередко оказывается при внимательном рассмотрении весьма призрачным и зыбким. Нужна значительная методическая работа, чтобы быть уверенными: полученные факты есть то, что они есть». (Батыгин Г.С.) [2, с. 3]
Целью данной работы является изучение методов анализа эмпирических данных и составление четкой картины, как с их помощью обрабатываются данные социологического исследования. Отсюда напрашивается формулирование следующих задач: изучение этапов подготовки эмпирических данных к обработке и анализу, инструментария, то есть системы методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенной в соответствующих операциях и процедурах и представленной в форме разнообразных документов.
Каждое серьезное дело требует тщательной, глубоко продуманной подготовки. Это истина, сомнению не подлежащая. И социологические исследования не являются исключениями.
Подготовительный этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования. Полевой этап (или этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации «в поле», т.е. в зоне практических действий социолога. Он получает информацию от ее носителей – людей (в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и др.). Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии, и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.
Информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива, включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на компьютере. [1; 113с]
Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов:
1. Первичная обработка данных
Составление таблиц
Преобразование формы информации
Проверка данных.
В ходе этого этапа устанавливаются формы документов для сбора информации, методы ее кодирования для ручной и машинной обработки, методы контроля данных и устранения ошибок. Определяются порядок и методы обработки данных, алгоритм расчетов, разрабатываются система анализа полученных в ходе обработки данных, основные направления анализа.
2. Математико-статистическая обработка данных
Анализ первичных статистик
Оценка достоверности отличий
Нормирование данных
Корреляционный анализ
Факторный анализ [6]
В случае обработки данных компьютерными методами осуществляется разработка математического обеспечения, выясняется, какие необходимы программы для обработки материалов исследования, иногда разрабатывается новое программное обеспечение. Открытые вопросы анкет «закрывают» - классифицируют по определенным признакам, систематизируют и кодируют в соответствии с классификацией.
Осуществляют проверку анкет на качество заполнения. Эта проверка включает три момента:
на полноту заполнения (ответ может отсутствовать из-за нежелания респондента отвечать, непонимания им вопроса, небрежности в заполнении анкеты). При невозможности устранить ошибку отдельные вопросы или вся анкета изымается из обработки. Часто устанавливают «критерий полноты заполнения», например, процент незаполненных вопросов анкеты, при превышении которого она будет изъята из обработки. В случае большого изъятия, ставящего под сомнение репрезентативность выборки, возможно возникновение необходимости дополнительного сбора исходных данных;
на надежность (определяется отклонение от репрезентативной выборки, с помощью контрольных и фильтрующих вопросов проверяется качество информации, устраняются противоречивые ответы, умышленно недостоверные, отфильтровываются ответы или анкеты лиц, некомпетентных в исследуемых вопросах и т д.);
на технологичность (удобство обработки). Все ответы необходимо привести к виду, дающему возможность легко перенести информацию на машинный носитель для обработки. Из анкет убирают все пометки, которые можно неоднозначно трактовать, номера (шифры) выбранных ответов четко обводятся ручкой. [3; c. 324]
Процесс присвоения количественных значений имеющейся у нас информации называется кодированием. Кодирование для измерений значит то же, что алфавит для речи, а именно средство, с помощью которого информации придается форма связного и продолжительного сообщения. Так же как каждая буква или комбинация букв алфавита представляет определенный звук, каждая цифра или комбинация цифр кода представляет определенную характеристику или состояние исследуемого объекта. И так же, как буквы позволяют тем, кто знает алфавит, оперировать сложными мыслями, цифры позволяют тем, кто знает код, оперировать сложными понятиями в более сокращенной форме. [4, с. 356] Код определяется структурой (способом расположения в коде символов для обозначения признака) и длиной (количество пунктов или позиций в коде). В системе кодирования используется следующие методы:
1) методы классификационной системы кодирования;
2) методы регистрационной системы кодирования.
Первая группа методов проводит предварительную классификацию объектов. Вторая группа методов не приводит и не требует проведения предварительной классификации.
После осуществления классификаций объектов используется классификационное кодирование, разновидностями которого являются параллельное и последовательное кодирование. При параллельном кодировании для значения фасет, кодируемых независимо друг от друга, выделяют четко определенное количество разрядов кода. Последовательное кодирование применяется для ступенчатой структуры классификации. Этот метод используется так: коды группировок записываются «по старшинству», или по иерархии, сначала 1-й, потом 2-й и т.д. В итоге получаем кодовую комбинацию. Отдельный разряд кодовой комбинации информирует пользователя об отличительных чертах определенной группы на каждом отдельном уровне ступенчатой (или иерархической) структуры.
Чтобы осуществить регистрационное кодирование, предварительная классификация объектов не нужна. Регистрационное кодирование делится на два вида: серийно-порядковое и порядковое. Для проведения серийно-порядкового кодирования необходимо для начала выделить группы объектов, составляющих серию, затем пронумеровать по порядку объекты каждой серии. Эту систему применяют, когда имеется небольшое количество групп. При порядковом кодировании объекты последовательно нумеруют. Порядок нумерации можно определять как после упорядочения объектов, так и случайно. Этот метод также применяется при умеренном количестве объектов.
Цифровая кодировка дает возможность исследователю пойти еще дальше, поскольку кодированная информация, особенно кодированная в цифровой форме, позволяет применить математические методы, и тогда полученные данные могут выявить то, что без обращения к цифровой интерпретации могло остаться скрытым. Другими словами, кодирование открывает путь к более глубокому исследованию, чем это могло бы быть в любом другом случае. [4, c.356]
Закодированную информацию переносят на машинные носители, контролируют качество переноса и устраняют ошибки.
Затем информацию обрабатывают (расчет средних величин, установление корреляционных связей, составление группировок, таблиц, графиков и пр.) [7]
Эти этапы важны так, как от того, как социолог обработает собранные данные, зависит, будут ли достоверными цифры, а значит, и отчет о социологическом исследовании.
Затем на основании обработанных данных осуществляется заключительный этап. Методологический инструмент анализа – программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования.
Логическая структура применяемого методического инструментария выявляет на какие характеристики, свойства предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.
При раскрытии этого вопроса в основном используются термины из статистики, так как эта наука исследует много социальных и экономических процессов. Поэтому нужно пояснить такой термин как статистическая группировка - объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.
Объединение отдельных единиц статистической совокупности в группы осуществляется при помощи метода группировок. Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков можно выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.
С помощью метода группировок решают ряд задач, среди которых выделяются четыре:
разделение совокупности на качественно однородные группы (выделение социально-экономических типов) - типологические группировки;
изучение состава совокупности по тем или иным признакам - структурные группировки;
изучение взаимосвязанного изменения варьирующих признаков в пределах той или иной совокупности - аналитические группировки;
распределение единиц совокупности по двум взаимосвязанным признакам, взятым в комбинации - корреляционные группировки.
Если группировка получена по количественному признаку, она называется количественной, по качественному - атрибутивной или качественной. В зависимости от шкалы измерения, в соответствии с которой получены ответы на вопрос, группировка социологической информации может представлять собой:
зачисление респондентов в номинальные группы (группировка опрошенных по полу, национальности и т.п.);
Информация о работе Отчет о социологическом исследовании. Требования к его составлению