Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 9
3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы.docx

— 39.70 Кб (Скачать)

 

3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

 

Перечисленные выше особенности общения дошкольников отражают специфику детских контактов  на протяжении всего дошкольного  возраста. Однако содержание общения  детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.

В младшем  дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих  забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы  сверстник присоединялся к его  шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и  усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком  зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и оттого, что делает другой ребенок  и что у него в руках.

Для большинства  младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны  к успехам сверстника и к его  оценке со стороны взрослого. Им гораздо  важнее поддержка и признание  взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и  даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и  носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал  то же самое. Таким образом, сверстник  еще не играет существенной роли в  жизни младших дошкольников.

В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Это выражается, прежде всего, в радости и даже восторге, с  которыми малыш подражает движениям  и звукам сверстников, в его стремлении быть рядом с ними. Та легкость, с  которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, свидетельствует  об особой общности, которая возникает между маленькими детьми. Они чувствуют свою схожесть, свою принадлежность к общему роду.

Такие чувства  общности, связи с другими очень  важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений  ребенка к другим людям, создают  ощущение причастности к другим, что  в дальнейшем избавляет от мучительных  переживаний одиночества. Кроме  того, такое общение с другими  помогает маленькому человеку лучше  выделить и осознать самого себя.

В середине дошкольного возраста происходит решительный  перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно  меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место  в жизни ребенка. Дошкольники  уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и  другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые.

Наряду  с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и  уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем  в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок  всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в  их взглядах и мимике признаки отношения  к себе, демонстрирует обиду в  ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или  высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в  невозможности продолжить и развить  диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Каждый говорит о своем, показывает свои достижения и совершенно не реагирует  на высказывания партнера. Дошкольники  видят в других, прежде всего, самого себя: отношение к себе и предмет  для сравнения с собой. А сам  сверстник, его желания, интересы, действия, качества совершенно не важны: они просто не замечаются и не воспринимаются. Вернее, воспринимаются только тогда, когда другой начинает мешать, ведет себя не так, как хотелось бы.

В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у  взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют  свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи  других приобретают для ребенка  особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают  за действиями сверстников, оценивают  их и сравнивают со своими. Реакции  детей на оценку взрослого – кого он похвалит, а кого, может быть, и  поругает – также становятся более  острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут  вызывать огорчения, а вот его  неудачи – нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие  тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения  детей и становятся поводом для  многочисленных детских конфликтов.

Таким образом, необходимо отметить, что в середине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройка отношения  ребенка к сверстнику. Другой ребенок  становится предметом постоянного  сравнения с собой. Это сравнение  направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Каждому важно  показать, что он хоть в чем-то лучше  других – лучше прыгает, рисует, решает задачи, обладает лучшими вещами и т. п. Такое сравнение отражает, прежде всего, изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником  он оценивает и утверждает себя как  обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а  «в глазах другого». Этим другим для 4-5-летнего  ребенка становится сверстник. Все  это порождает многочисленные конфликты  детей и такие явления, как  хвастовство, демонстративность, конкурентность.

Данный  возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное  содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается  теперь в общем деле или деловом  сотрудничестве.

К 6-7 годам  у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность  к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется  уже на всю жизнь. Однако наряду с  этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его  ситуативные проявления: что у  него есть и что он делает, но и  некоторые психологические аспекты  существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники  теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к  сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что  видел и т. п. Пробуждается интерес  к личности сверстника, не связанный  с его конкретными действиями.

К 6 годам  у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Также  возрастает в этот период эмоциональная  вовлеченность в деятельность и  переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие  книжки смотрит), не для того, чтобы  показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся  помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем  в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его.

Многие  дети уже способны сопереживать как  успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда  воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

В старшем  дошкольном возрасте отношение к  сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств  взаимодействия. К концу дошкольного  возраста возникают прочные избирательные  привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники  собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное  предпочтение своим друзьям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог всему вышесказанному, важно  подчеркнуть, что представленная выше последовательность развития общения  и отношения к сверстнику в  дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его  самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности  становления личности.

Именно  в дошкольном возрасте впервые внимание детей начинает переключаться с  взрослого на сверстника, интерес  к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного  детства избирательность в общении  со сверстниками возрастает – если дети в 3-4 года достаточно легко меняют партнеров, то с 6-7 лет они стараются  общаться с конкретными детьми, которых  трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Развивается и групповая дифференциация, в  группе появляются лидеры, которые  умеют организовать деятельность детей  и привлекают их симпатии. Выделение  «звезд», предпочитаемых и отверженных, так же как постоянство статуса  ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при  диагностике.

В процессе общения со сверстниками развивается  самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая  себя с окружающими детьми, ребенок  точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым  его оценивают окружающие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
  2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
  3. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.
  4. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
  5. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.
  6. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
  7. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.
  8. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.
  9. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
  10. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.
  11. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А.В.Петровского. – М., «Просвещение», – 1973. – 288 с.
  12. Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т.Д. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова, – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
  13. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

Ижевск, 2012г.

 


Информация о работе Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы