Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 9
3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Перечисленные
выше особенности общения
В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и оттого, что делает другой ребенок и что у него в руках.
Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.
В то же
время его присутствие повышает
общую эмоциональность и
Такие чувства
общности, связи с другими очень
важны для нормального развития
общения и самосознания ребенка.
Они ложатся в фундамент
В середине
дошкольного возраста происходит решительный
перелом в отношении к
Наряду
с потребностью в совместной игре
у ребенка 4-5 лет обычно появляется
потребность в признании и
уважении сверстника. Эта естественная
потребность создает массу
В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого – кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает – также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи – нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов.
Таким образом, необходимо отметить, что в середине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Каждому важно показать, что он хоть в чем-то лучше других – лучше прыгает, рисует, решает задачи, обладает лучшими вещами и т. п. Такое сравнение отражает, прежде всего, изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим для 4-5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность.
Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве.
К 6-7 годам
у детей дошкольного возраста
значительно возрастает доброжелательность
к сверстникам и способность
к взаимопомощи. Конечно, конкурентное,
соревновательное начало сохраняется
уже на всю жизнь. Однако наряду с
этим в общении старших дошкольников
постепенно обнаруживается и умение
видеть в партнере не только его
ситуативные проявления: что у
него есть и что он делает, но и
некоторые психологические
К 6 годам
у многих детей возникает
Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.
В старшем
дошкольном возрасте отношение к
сверстникам становится более устойчивым,
не зависящим от конкретных обстоятельств
взаимодействия. К концу дошкольного
возраста возникают прочные
Подводя
итог всему вышесказанному, важно
подчеркнуть, что представленная выше
последовательность развития общения
и отношения к сверстнику в
дошкольном возрасте далеко не всегда
реализуется в развитии конкретных
детей. Широко известно, что существуют
значительные индивидуальные различия
в отношении ребенка к
Именно
в дошкольном возрасте впервые внимание
детей начинает переключаться с
взрослого на сверстника, интерес
к общению с которым постепенно
увеличивается. В течение дошкольного
детства избирательность в
Развивается и групповая дифференциация, в группе появляются лидеры, которые умеют организовать деятельность детей и привлекают их симпатии. Выделение «звезд», предпочитаемых и отверженных, так же как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Ижевск, 2012г.
Информация о работе Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы