Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 9
3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Реферат по курсу «Социальная психология»
на тему «Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы»
Выполнил:
Проверил:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 9
3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
В дошкольном
возрасте в жизнь ребенка прочно
и уже навсегда входят другие дети
– сверстники. Между дошкольниками
разворачивается сложная и
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
Малая группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Малые группы складываются во всех сферах деятельности человека и оказывают важное влияние на развитие личности. Различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий).
Специфику малой группы детского сада.
Группа
детского сада, с одной стороны, явление
социально-педагогическое, развивающееся
под воздействием воспитателей, которые
ставят перед этой группой социально-значимые
задачи. С другой стороны, благодаря
существующим внутригрупповым процессам
в ней имеются зачатки
Применительно к детской группе доктор психологических наук Т.А. Репина выделяет следующие структурные единицы:
Автор замечает, что межличностные отношения непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции.
В группе детского сада существуют относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Отношения детей, которые больше взаимодействуют, друг с другом являются значимыми, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качество и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.
Видно, что
успешность деятельности положительно
влияет на положение ребенка в
группе. Однако, при оценке успешности
в какой-либо деятельности важен
ни сколько ее результат, сколько
признание этой деятельности со стороны
окружающих. Если успехи ребенка признаются
окружающими, что находится в
связи с ценностными
Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.
Существует
и другое направление работ, в
которых анализируется феномен
детской популярности с точки
зрения потребности детей в общении
и степени удовлетворения этой потребности.
Эти работы базируются на положении
М.И. Лисиной о том, что в основе
формирования межличностных отношений
и привязанности лежит
Итак, анализ
психологических исследований показывает,
что в основе избирательных привязанностей
детей могут быть самые разные
качества: инициативность, успешность
в деятельности (включая игровую),
потребность в общении и
Существуют
группы более благополучные, чем
остальные, с высоким уровнем
взаимных симпатий и удовлетворенностью
отношений, где почти не наблюдается
"изолированных" детей. В этих
группах обнаруживается высокий
уровень общения и почти
Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. А.АП. Рояк выделяет следующие характерные трудности:
Все эти
трудности автор объясняет
Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.
Общение
со сверстниками имеет ряд существенных
особенностей, качественно отличающих
его от общения с взрослым. Первое
яркое отличие общения
Другая
важная особенность контактов детей
заключается в их нестандартности
и нерегламентированности. Если в
общении с взрослым даже самые
маленькие дети придерживаются определенных
форм поведения, то при взаимодействии
со сверстниками дошкольники используют
самые неожиданные и
Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде.
Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими.
Через эту
общность, узнавая и умножая себя
в ровеснике, дети пробуют и утверждают
себя. Если взрослый несет для ребенка
культурно-нормированные
Еще одна
отличительная особенность
Информация о работе Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы