Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 9
3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы.docx

— 39.70 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт  педагогики, психологии и социальных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Социальная психология»

на  тему «Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 9

3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками  разворачивается сложная и порой  драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти  отношения остро переживаются и  несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и  конфликтность в сфере детских  отношений значительно выше, чем  в сфере общения с взрослым. Родители иногда не подозревают о  той широкой гамме чувств и  отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого  значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем  опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором  строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У  многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое  может иметь весьма печальные  отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка  к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

Малая группа определяется как простейший вид  социальной группы с непосредственными  личными контактами и определенными  эмоциональными отношениями между  всеми ее членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий  и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами  поведения. Малые группы складываются во всех сферах деятельности человека и оказывают важное влияние на развитие личности. Различают формальные (отношения регулируются формальными  фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий).

Специфику малой группы детского сада.

Группа  детского сада, с одной стороны, явление  социально-педагогическое, развивающееся  под воздействием воспитателей, которые  ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря  существующим внутригрупповым процессам  в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой  генетически наиболее раннюю ступень  социальной организации, где у ребенка  развивается общение и разнообразные  виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь  важные для становления его личности.

Применительно к детской группе доктор психологических  наук Т.А. Репина выделяет следующие  структурные единицы:

  • поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому»
  • эмоциональная (межличностные отношения), к ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений.
  • когнитивная (гностическая), к ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки (Хотя здесь присутствует и эмоциональная окраска, которая выражается в виде пристрастности образа сверстника у дошкольника через ценностные ориентации группы и специфику личности воспринимающего.)

Автор замечает, что межличностные отношения  непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции.

В группе детского сада существуют относительно длительные привязанности между  детьми. Прослеживается существование  относительно устойчивого положения  дошкольника в группе. Проявляется  определенная степень ситуативности  в отношениях дошкольников. Избирательность  дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также  положительными качествами сверстников. Отношения детей, которые больше взаимодействуют, друг с другом являются значимыми, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качество и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.

Видно, что  успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в  группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен  ни сколько ее результат, сколько  признание этой деятельности со стороны  окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в  связи с ценностными установками  группы, то улучшается отношение к  нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более  активным, повышается самооценка и  уровень притязаний.

Итак, в  основе популярности дошкольников лежит  их деятельность – либо способность  к организации совместной игровой  деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

Существует  и другое направление работ, в  которых анализируется феномен  детской популярности с точки  зрения потребности детей в общении  и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении  М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений  и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует  уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности. Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание к партнеру – доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника. А исследование О.О. Папир (под руководством Т.А. Репиной) обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.

Итак, анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании  сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные  потребности ровесников. Очевидно, что столь широкий перечень качеств  не позволяет выявить главного условия  детской популярности. Изучение генезиса групповой структуры показало некоторые  тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных процессов. От младших к подготовительным группам  обнаружена стойкая, но не во всех случаях  ярко выраженная возрастная тенденция  увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности  ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз  чаще, чем дети подготовительных групп  называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению  к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось  отношение ко всем членам группы, кроме  того, если дети первой половины дошкольного  возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста –  дружескими отношениями.

Существуют  группы более благополучные, чем  остальные, с высоким уровнем  взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий  уровень общения и почти отсутствуют  дети, которых сверстники не хотят  принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как  правило направлены на нравственные качества.

Затронем  вопрос о детях с трудностями  в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях  не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. А.АП. Рояк выделяет следующие характерные трудности:

  • ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;
  • ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
  • ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
  • ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Все эти  трудности автор объясняет нарушением одного или всех следующих условий "полноценного общения":

  • наличие взаимных симпатий;
  • наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
  • наличие сопереживания;
  • наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;
  • наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Таким образом, группа детского сада – целостное  образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

 

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Первое яркое отличие общения сверстников  заключается в его чрезвычайно  яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность  контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В  среднем в общении сверстников  наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника  и гораздо чаще вступают с ним  в конфликтные отношения, чем  при взаимодействии с взрослым. Столь  сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана  с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более  предпочитаемым и привлекательным  партнером по общению. Значимость общения  выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Другая  важная особенность контактов детей  заключается в их нестандартности  и нерегламентированности. Если в  общении с взрослым даже самые  маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям  свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают  причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова  и небылицы и т. д. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно  нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия  для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Подобная  свобода, нерегламентированность общения  дошкольников позволяет ребенку  проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием  подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном  виде.

Одинаковые  и необычные действия приносят малышам  уверенность в себе и яркие, радостные  эмоции. В таких контактах маленькие  дети переживают ни с чем не сравнимое  ощущение своего сходства с другими.

Через эту  общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка  культурно-нормированные образцы  поведения, то сверстник создает  условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений.

Еще одна отличительная особенность общения  сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности  продолжить и развить диалог, который  распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка  значительно важнее его собственное  действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев  им не поддерживается. Инициативу взрослого  дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно  меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность  коммуникативных действий детей  часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Информация о работе Особенности взаимодействия дошкольников как участников малой группы