Особенности социальной институциализации в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 15:00, реферат

Краткое описание

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект – как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй – как иерархия социальных позиций (статусов), которое занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которое они выполняют на основе данных социальных позиций; третий – как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы

Оглавление

Введение стр.3
Понятие социального института. Типы и функции социальных институтов. стр.4
Социальный институт как нормативная система. стр.6
Социальный институт как организация. стр.8
Особенности социальной институциализации в современной
России стр.10
Заключение. стр.14
Вопросы и логические задания. стр.15
Список литературы.

Файлы: 1 файл

социология 1.1.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

- персонал

- инструменты, или оборудование

- нормы и инструкции, описывающие  то, как ими пользоваться. 

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

      Термин "институционализация", обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институционализация означает развитие и исторические изменения социальных институтов. Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в

                                                  10

направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

      Так, институционализация  какой-либо науки, скажем социологии, предполагает принятие государственных  решений и постановлений, создание  исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие  при университетах, колледжах и  школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовки  профессиональных специалистов, издание  журналов, учебников, монографий и  т. д.

      Без институционализации  современное общество существовать  не может. Благодаря ей спонтанные  состязания в силе (драки) превращаются  в высокоформализованные спортивные  соревнования, беспорядочная половая  жизнь - в институт семьи и брака, стихийные движения протеста - в  политические партии. Институты  выступают опорными точками общественного  порядка, теми китами, на которых  держится социальный мир. Институционализация - восхождение, укрепление социальной  практики до уровня института, законадательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой  и материальными ресурсами.

      Институциональный  кризис - обратный процесс, характеризующий  падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия  к нему. Причиной кризиса служит  неспособность данного института  эффективно исполнять свои главные  функции, например образования - учить  детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака, воспитывать  детей.

      «Американские социологи различают два процесса - институцию норм (instituting a set of norms) и их институциализацию (institutionalizing). Нормы

                                                      11

не считаются институциализированными до тех пор, пока они не признаны большинством населения, пока они не являются общепринятыми, само собой разумеющимися. Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законадательным органом новых норм, независимо от того, как к ним относится население. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. К примеру, Дж. Бернард и Л. Томсон выделяют такие элименты социального института, как:

- цели и задачи, которые  относятся к явным функциям  института;

- образцы, или правила, поведения;

- символические черты;

- утилитарные черты;

- устные и письменные  традиции.

      По мнению  С. С. Фролова, правильнее говорить  не об элементах, входящих в  структуру института, а об институциональных  признаках, т. е. общих для всех  институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1) установки и образцы  поведения (привязанность, послушание);

2) символические культурные  признаки (флаг, герб, крест, иконы и  др.);

3) утилитарные культурные  черты ( дом для семьи, храмы для  религии);

4) устный и письменный  кодексы (запреты, законы, правила);

5) идеалогия (романтическая  любовь в семье, свобода торговли  в экономике).» [3, стр. 517, 518]

      К приведенному  списку можно добавить еще  несколько, которые характеризуют  не внутреннее содержание института, а его внешнюю форму,

                                                     12

то как его воспринимает человек. Первое свойство - объективность. Второе свойство - обязательность, принудительность. Третье свойство - моральный авторитет и легитимность.

      Наконец, свойство  института быть историчным предполагает, что за любым фундаментальным  институтом скрывается многовековая  история, в течение которой они  зарождались, укреплялись, трансформировались. Ведь каждый человек застает  их готовыми, созданными когда-то  давно и существовавшими до  него; знания, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого  времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда  уже не будут извлечены из  прошлого.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         13

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Высокая  степень единства людей в социальных  общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно  способствует снижению числа  правонарушений. Когда степень единства  социальной общности достаточно  высока, то падает количество  отклонений в поведении членов  этой общности. Наоборот, рост числа  отклонений в поведении - показатель  распада ее интегрированности. В  некоторых случаях неэффективность  влияния, например, на подростка  со стороны ближайший социальной  общности (семьи), недостаточность его  социализации могут привести  к усилению влияния на него  стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды  и представления и действуют  антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые  группы подростков с антисоциальным  поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков  и т. д. Влияние таких социальных  общностей часто бывает прямо  связано с низким социально-воспитательным  эффектом семьи, школьного или  производственного коллектива, звеньев  политической системы общества. Еще один момент, на который  следует обратить внимание, также  связанный с ослаблением социальных  связей между людьми - это негативные  последствия научно-технической  революции: урбанизация, возникновение  больших городов и т. д. Хотя  она исторически прогрессивна, но  может вызвать и некоторый  рост аморальных явлений, сыязанных  с перемещением людей, миграцией  населения.

 

 

 

 

 

 

                                        14

      ВОПРОСЫ И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Какое понятие подходит под определение: «Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой жизни и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему общества»:

а) социальная общность;

б) социальная организация;

в) социальный институт. 

      Ответ в) социальный институт.

2. Рассмотрите один из социальных институтов современного общества. Опишите историю его возникновения, его функции и связанные с ним роли и статусы.

      На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет (беспорядочные половые отношения). Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешение (половых отношений между кровными родственниками). Так появился первый в истории вид социальных норм. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного поведения стали коллективной привычкой, обычаем, традицией. Злоумышленников (дивиантов) ждало суровое наказание (санкции). Так возник институт семьи.

Функции семьи:

Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения.

Воспитательная – социализация молодого поколения.

Экономическая – экономическая поддержка несовершеннолетних и

                                                   15    

нетрудоспособных членов общества.

Эмоциональная – психологическая защита, эмоциональная поддержка.

Статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи.

3. Существует ли взаимосвязь между разнородными социальными институтами одного и того же общества, например, экономическими и политическими?

      Возможно ли, в частности, сочетание в рамках одного и того же общества рыночной экономики и тоталитарного типа правления? Плановой экономики и демократии? Нуклеарной семьи и архаического типа хозяйства? Аргументируйте свой ответ.

        Разнородные социальные институты (экономические и политические) тесно взаимосвызаны.

       Нет, т. к. это взаимоисключающие понятия, либо рыночная экономика и демократия, либо тоталитарный режим и плановая экономика.

      Нет. Архаический тип осуществлял производительную функцию как основную единицу сельскохозяйственного производства. С развитием промышленности и городоы семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.                                                                      

 

 

 

                                                   16

                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Бергер П. Социальное  конструирование реальности. Трактат  по социологии знания. - М.: Изд-во "Медиум". - 1995.

2) Кравченко А. И. Социология: учебник для вузов. М., 2003.

3) Добреньков В. И. Социология: учебник. - М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            17


Информация о работе Особенности социальной институциализации в современной России