Особенности социальной институциализации в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 15:00, реферат

Краткое описание

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект – как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй – как иерархия социальных позиций (статусов), которое занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которое они выполняют на основе данных социальных позиций; третий – как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы

Оглавление

Введение стр.3
Понятие социального института. Типы и функции социальных институтов. стр.4
Социальный институт как нормативная система. стр.6
Социальный институт как организация. стр.8
Особенности социальной институциализации в современной
России стр.10
Заключение. стр.14
Вопросы и логические задания. стр.15
Список литературы.

Файлы: 1 файл

социология 1.1.docx

— 32.70 Кб (Скачать)

                                  СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение                                                                                          стр.3
  2. Понятие социального института. Типы и функции социальных институтов.                                                                                     стр.4
  3. Социальный институт как нормативная система.                      стр.6
  4. Социальный институт как организация.                                      стр.8
  5. Особенности социальной институциализации в современной

России                                                                                             стр.10

  1. Заключение.                                                                                   стр.14
  2. Вопросы и логические задания.                                                   стр.15
  3. Список литературы.                                                                      стр.17         

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ВВЕДЕНИЕ.

      В изучении  социальных явлений и процессов  социология основывается на принципах  историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы  рассматриваются как системы, обладающие  определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их  функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения  и закономерности перехода их  из одного качественного состояния  в другое. Наиболее общей и  сложной социальной системой является общество, а ее элементами – люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

      Социальная  система может быть представлена  в трех аспектах. Первый аспект  – как множество индивидов, в  основе взаимодействия которых  лежат те или иные общие  обстоятельства (город, деревня, трудовой  коллектив и т. д.); второй – как иерархия социальных позиций (статусов), которое занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которое они выполняют на основе данных социальных позиций; третий – как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй – с понятием социальной организации и третий – с понятием культуры. Социальная система, т. о., выступает как органическое единство трех сторон – социальной общности, социальной организации и культуры.

 

                                                   3

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. ТИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

      «Термин "институт" имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.» [2, стр. 171]

      Социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

      Все многообразие  социальных институтов можно  разделить на два типа:

институты - субъекты - это организации разного типа и маштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы, церковь, и др.)

институты - механизмы - это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, религия).

Большинство социологов согласны с Миллсоном в том, что главных (фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.                                                               

- потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака);

- потребность в безопасности  и социальном порядке (политические  институты, государство);

- потребность в средствах  существования (экономические институты,

                                                4

производство);

- потребность в получении  знаний, в социализации подрастающего  поколения, подготовке кадров (институты  образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

- потребность решения  духовных проблем, смысла жизни (институт  религии).

      Функция (от  лат. functio - исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. присущих всем социальным институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Функция превращается таким образом в дисфункцию.

      Функции  и дисфункции бывают явными, т. е. официально заявленными, всеми  осознаваемыми и очевидными для  всех, и латентными, т. е. скрытыми, не  заявленными. Латентные функции  тем отличаются от дисфункций, что 

                                                         5

они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую, нежели об этом официально заявляется.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАК НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА.

      «Социологи нередко называют институты "узлами" в ценностно-нормативной структкре общества, подчеркивая тем самым их особую роль в нормативном функционировании общества и организации общественной жизни в целом. Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества.» [3, стр. 533]

      Нормативная  система является подвижной целостностью, все части которой связаны  друг с другом и выполняют  определенные функции, позволяющие  менять элементы в зависимости  от изменившейся ситуации, перестраивать  содержание оставшихся и вносить  другие изменения, позволяющие сохранять  устойчивость на протяжении столетий  и тысячелетий.

      Нормативные  системы существуют в обществе  и культуре. В нормативной системе  все элементы должны быть согласованы, составляя логически связанное, целостное образование.

      Многие  современные социологи трактуют  социальный институт как сложную  конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и  законов, которые имеют определенную  цель и выполняют определенные  функции.            

      Обычаи  представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении  веков и указывающие, как следует  вести себя в повседневной 

                                                      6

жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают.

      Нравы - это  строго соблюдаемые и ненарушаемые  обычаи. Нравы воспринимаются окружающими  очень серьезно. Они сопровождаются  оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуется  аморальным, безнравственным и осуждается  обществом. Некоторые нравы формулируются  в запретительной форме (табу). Они  играют важную роль в обществе.

      Условности (конвенции). Этот термин употребляется  в двух значениях. Условности  касаются манеры выражения, форм  одежды, обстановки, украшений. Второе  значение условностей связано  с попранием нравов.

      Этикет - формализованный  и детализированный кодекс вежливого  поведения, который часто путают  с манерами. Манеры выражают отношение  или установку по отношению  к другим людям. Можно хорошо  знать книжный этикет и в  тоже время иметь дурные манеры. Воспитанный человек стремится  реализовать в манерах знание  этикета, почеркнутое из книг.

      Традиции  можно уподобить тенденциозно  изложенной истории. Писаные традиции  передают истинную историю в  легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и пр. Когда  говорят о каких-то национальных  традициях, то подразумевают целый  ряд исторических явлений, представляющих  типичными и осознаваемых как  общественная ценность. В отличии  от обычая традиция охватывает  широкие явления, абстрагируясь  от единичных явлений, в том  числе от поведения отдельного  человека.

      «Предписанные нормы (Enacted norms) вводятся специальными постановлениями и закрепляются законодательством, т. е. институциализируются королями, тиранами, советами старейшин, парламентами или представителями народа. В учреждении или на

                                                         7

предприятии вместо старых норм вводятся новые, которые часто проходят стадию предварительного обсуждения и согласования. Предписанных норм довольно много в институте семьи и брака, в экономике и политической сфере, и их меньше в культуре и религии.» [3, стр. 536]                       

 

     СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ.

      Социология  рассматривает институты не только  как взаимосвязанную систему  ролей, но также в контекстах  формальной и неформальной организации. В зарубежной и отечественной  литературе установилась прочная  традиция понимать социальный  институт, помимо всего прочего, еще и как социальную организацию. Социальная организация - это такой  способ совместной деятельности  людей, при котором она принимает  форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного  на достижение конкретных целей  взаимодействия. Слово "организация" пришло в Россию из французского  языка, куда, в свою очередь, попало  из латинского: organizo - значит "придаю стройный вид, устраиваю". Социальная организация - это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, недостижимых для отдельного индивида. Социальная организация - структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели.

      Разумеется, каждый элемент, входящий в один  институт и представленный учреждением, можно, в свою очередь, также считать  институтом. Так, к институтам относят  рынок, биржу, школу, церковь и т. д. В этом случае они получают  двойное наименование, т. е. могут  называться социальными институтами  и социальными организациями.

                                                 8

      Под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она предстает четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. У организации имеется свое название, устав, цели, определенная сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно организациями считаются учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины. Примерами социальной организации могут служить, например, семья, политическая партия, преступная группа, правительство, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, совет учредителей.

      Организацию иногда уподобляют работающему механизму, который действует в однажды заданном ритме и где все шестеренки точно пригнаны друг к дружке. Такая модель организации получила название механической системы.

      «Организации присущиа также иерархия - вертикальное расположение людей по рангам и управление - механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленые цели и задачи, которые призваны выполнять. Такая система называется административной, или целевой.

      Целевая  структура - система официальных  отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, штатным  расписанием.» [3, стр. 538]

      Иерархия - и в обществе, и в организации - представляет собой вертикальную  систему расположенных сверху  вниз позиций, при этом нижние  контролируются и подчиняются  верхним. В социологии институт  понимают как формальную организацию, т. е. структурированную систему  ролей, которая руководствуется  в своей деятельности уставом, сводом правил и приказов, издаваемых  высшими органами власти (правительством,

                                                         9

директором, ректором). Формальная организация - это выстроенная от низших к высшим иерархия статусов.

      Таким образом, социальная организация представляет  собой совокупность иерархически  расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и  связей работников. В социальной  организации основной единицей  выступает не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную  организацию можно определить  как совокупность ролей, объединенных  в систему благодаря каналам  коммуникации. Кроме того, социальная  организация - это и целевая группа, т. е. объединение людей, стремящихся  к реализации определенных целей  упорядоченным образом.

      Дж. Бизанц  и М. Бизанц считают, что структура  института как социальной организации  включает следующие части:

Информация о работе Особенности социальной институциализации в современной России