1)
Точечное (разовое) – дает информацию
о состоянии или характеристиках социального
явления на момент изучения.
2)
Повторные исследования – это совокупность
нескольких исследований, проведенных
по единой программе и инструментарию
последовательно через определенные промежутки
времени и призванных получить результаты,
характеризующие динамику изменения объекта.
Они представляют собой средство сравнительного
анализа. К ним относят следующие виды
исследований:
- лонгитюдные
– длительное изучение одной совокупности
лиц;
- когортные
– изучение лиц одного возраста (поколение)
на протяжении длительного времени (цель:
анализ изменений в образе жизни, ориентация
людей одного поколения; объекты исследования
меняются, но люди сохраняются);
- трендовые
– на одной и той же генеральной совокупности
с интервалом во времени и с соблюдением
относительно одинаковой методики (цель
– установление тенденций (трендов) социальных
изменений; пример – переписи населения);
- панельные
– исследования по единой программе и
методике на одной и той же выборке через
определенный интервал времени (цель –
анализ динамики событий; люди могут меняться,
но объекты исследования – цех, предприятие
– сохраняются).
3.
По масштабу исследования:
1)
Локальные (определенный объект,
район)
2)
Региональные (область, несколько
областей)
3)
Отраслевые (преобладали в советской
социологии)
4)
Общегосударственные (общенациональные)
5)
Международные
4.
В зависимости
от применяемого
метода сбора данных (опрос,
наблюдение, анализ
документов).
их типологических
характеристик и свойственной им
специфики деятельности
2.3.
Функции социологического
исследования
В
соответствии со своим назначением
программа социологического исследования
выполняет три функции: методологическую,
методическую и организационную.
Методологическая функция программы
социологического исследования состоит
в том, что программа позволяет: определить
научную проблему, для решения которой
проводится исследование; сформулировать
цели и задачи исследования; зафиксировать
исходное представление об изучаемом
объекте; установить отношение данного
исследования к ранее выполненным или
параллельно выполняемым исследованиям
по аналогичным проблемам. Методическая
функция программы состоит в том, что
программа позволяет разработать общий
логический план исследования, на основе
которого осуществляется цикл исследования:
теория - факты - теория. Кроме того, методическая
функция показывает, как использовать
методы сбора и анализа информации, позволяет
разработать процедуру исследования,
проводить сравнительный анализ полученных
результатов аналогичных исследований.
Организационная функция обеспечивает
разработку четкой системы разделения
труда между членами исследовательского
коллектива, облегчает контроль за ходом
исследования.
- Познавательная
- получение новых знаний об изучаемых
объектах. Она выражается в том, что наряду
с общей социологией помогает обществу
глубже понять сущность социальных процессов
и явлений, раскрыть динамику, тенденции
и перспективы их развития.
- Практическая
– выработка практических рекомендаций
с целью совершенствования изучаемых
явлений и процессов.
- Нормативно-ценностная
– выражение целей, норм, ценностей, соответствующих
потребностям общества на данном этапе
его развития.
- Гносеологическая
– конкретизация основных вопросов теории
познания, применительно к данному познавательному
процессу. Выражающаяся в том, что она
позволяет установить и изучить признаки,
характеризующие состояние изучаемых
социальных объектов, в том числе признаки
социальной напряженности, экстремальных
ситуаций, конфликтов, а это содействует
своевременному принятию необходимых
управленческих решений, способствующих
поддержанию социальной системы в динамичном
и устойчивом состоянии.
- Информационная
– сбор и обработка информации, ознакомление
общественности с результатами исследования,
заключается в том, что она на основе познания
социальных процессов и явлений предоставляет
в распоряжение общества, его обучающих
и управляющих структур, предпринимательских,
коммерческих и иных организаций информацию
об интересующих их социальных объектах,
особенностях их изменения и развития
в современном обществе. Эта функция позволяет
прикладной социологии стать важным фактором
информатизации социологического пространства,
в рамках которого происходят все явления
и процессы общественной жизни.
- Логическая
– последовательное выполнение основных
этапов и отдельных исследовательских
процедур. Заключается в том, что она способна
выполнять технологизацию социального
пространства, т.е. разрабатывать и
применять в практике управления социальные
технологии, методы выявления и использования
скрытых резервов и потенциалов социальной
системы, помогать управляющим структурам
получать оптимальные социальные результаты
при наименьших материальных и организационных
издержках.
- Организационная
– регулирование деятельности исследовательского
коллектива, созидательно преобразующую,
инновационную,
воплощающуюся в активном воздействии
на социальные процессы и явления, их прогнозировании
и проектировании в целях создания более
благополучных условий для развития социальных
объектов и систем.
3. Характеристика
основных этапов социологического
исследования
Этап
исследования |
Содержание |
Результат |
Программирующий |
Разработка
вопросов методологии, методики и техники
социологического исследования |
Программа социологического
исследования |
Информационный |
Применение
методов и техники для получения
массива достоверной и репрезентативной
социологической информации |
Эмпирическая
социологическая информация |
Аналитический |
Анализ социологической
информации, ее обобщение, теоретизация,
описание и объяснение фактов, обоснование
тенденций и закономерностей, выделение
корреляционных и причинно-следственных
связей |
Описание и
объяснение изучаемого социального объекта
(явления или процесса) |
Практический |
Разработка
практических рекомендаций и социальных
технологий |
Модель практического
преобразования изученного социального
объекта (явления или процесса) |
Конкретные
социологические исследования в
своей сущности представляют собой
целостную систему теоретических
и эмпирических процедур, способствующих
получению нового знания об исследуемом
объекте для решения конкретных
теоретических и практических социальных
проблем. Прикладное социологическое
исследование имеет ряд этапов:
1.
Подготовительный этап. Качество
подготовки обеспечивает ценность
информации, которая будет получена
в результате проведенного исследования.
На этом этапе уточняется тема,
разрабатывается теоретическая
концепция, программа исследования,
устанавливается выборка, разрабатываются
и тиражируются методические
документы для сбора информации,
определяется инструментарий исследования,
формируются исследовательские
группы, составляются графики работ,
проводятся организационные мероприятия,
решаются вопросы, связанные с
материально-техническим обеспечением
исследования.
2.
Полевой этап или этап сбора
первичной социологической информации.
Связан со сбором информации
в зоне практических действий
социолога – получение информации от
ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах,
в классах, домах, на производстве и т.д.
Информация собирается различными способами
и инструментарием, которые присущи социологии
и определены программой исследования:
при помощи различных видов опроса, наблюдения,
анализа документов, эксперимента.
3.
Этап подготовки и обработки
информации. Та информация, которая
получена на полевом этапе,
нуждается в проверке и упорядочении.
Весь собранный массив изучается
с точки зрения отклонения
выборки от расчетных параметров.
Процедура проверки собранного
массива включает просмотр методических
документов на предмет точности,
полноты и качества заполнения
и выбраковку тех из них,
которые не соответствуют предъявляемым
требованиям.
4.
Анализ информации и подготовка
итоговых документов или заключительный
этап. В ходе анализа делаются
выводы о подтверждении или
опровержении гипотез, выявляются
социальные связи, тенденции,
противоречия, парадоксы, новые социальные
проблемы. На этом же этапе
оформляются результаты исследования.
Итоговый документ зависит от
вида исследования и определяется
пожеланиями заказчика.
Заключение
Проделав
данную контрольно-курсовую работу, я
разобралась, что такое прикладная социология.
Прикладную социологию следовало бы назвать
«младшей сестрой» эмпирической социологии.
Таковой она является по нескольким причинам.
Во-первых, в историческом плане прикладная
социология возникла и сформировалась
на определенном этапе развития эмпирических
социологических исследований. Во-вторых,
она составляет часть эмпирической социологии.
В-третьих, она использует всю методику,
процедуру и технику эмпирических социологических
исследований, весь арсенал методических
средств, накопленных эмпирической социологией.
В-четвертых, прикладная социология возникает
на основе методик и процедур, ставших
прочным достоянием эмпирических исследований.
Здесь, правда, следует отметить, что в
отношении используемых методов прикладная
социология переходит границы социологических
традиций, часто обращаясь к междисциплинарным
методам.
Я думаю,
что изложенный выше материал, несмотря
на небольшой свой объём, позволил узнать,
что такое прикладная социология,
для чего она необходима, ознакомиться
с её основами.
Список
используемой литературы
- Горшков М.К.,
Шеренги Ф.Э., Прикладная социология: методология
и методы: учебное пособие / 2011
- Добреньков
В.И., Кравченко А.И. Методы социологического
исследования, 2009.
- Зборовский
Г.Е. Прикладная социология: Учебное пособие,
2004.
- Лавриненко
В.Н. Социология: учебник для вузов, 2004.
- Ядов В.А.
Стратегия социологического исследования.
Описание, объяснение, понимание социальной
реальности: учебное пособие, 2007
- bibliofond.ru библиотека
научной и студенческой информации.
- fictionbook.ru Основы
методики социологического исследования:
учебное пособие.