Основные уровни социологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

В современной методологии - и в нашей стране, и за рубежом - научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. Верхний этаж - это научная картина мира (философские предпосылки), четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, третий - частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.

Оглавление

1. Основные уровни социологического знания…………………………3
2. Влияние изменений в социальной структуре на сферу экономики..5
3. Социальные конфликты в современной России……………………..8
Список литературы……………………………………………………….20
Тесты……………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

социология решение.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    во-первых,   степень   значимости   более   широкой   системы   связей,

преимущества  и  потери,  вытекающие  из  предшествующего  состояния  и  его дестабилизации, - все это может быть  обозначено  как оценка  до конфликтной ситуации;

    во-вторых, степень  осознания собственных интересов  и  готовность  пойти на риск ради их осуществления;

    в-третьих,  восприятие противостоящими сторонами  друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

    Обычное развитие  конфликта предполагает, что каждая  из сторон  способна учитывать интересы противостоящей стороны. Такой подход создает  возможность сравнительно  мирного  развертывания  конфликта  с   помощью   переговорного процесса  и  внесения  корректив  в  предшествующую  систему   отношений   в направлении и масштабах, приемлемых для каждой из сторон.

    Вместе с  тем, в нашей стране чаще  бывает так, что сторона, инициирующая конфликт, исходит из  негативной  оценки  предшествующего  положения  дел  и декларирует  лишь  свои  собственные  интересы,  не  принимая  во   внимание[3]

интересы противоположной  стороны. Противостоящая сторона  вынуждена  в  этом случае предпринимать особые меры для защиты своих  интересов.  В  результате обе стороны могут претерпеть определенный ущерб, который относится  на  счет противостоящей стороны в конфликте.

    Подобная ситуация  чревата применением насилия:  уже на начальной  стадии конфликта каждая из сторон  начинает  демонстрировать  силу  или  угрозу  ее применения. В этом случае конфликт углубляется, так как силовое  воздействие обязательно встречает противодействие,  связанное  с  мобилизацией  ресурсов сопротивления силе.

    При этом, чем   большее  стремление  к  применению  силы  наблюдается  в конфликте, тем  сложнее  его  разрешение,  т.е.  выход  на  новые  параметры социальных  отношений.  Насилие создает вторичные и   третичные   факторы углубления  конфликтной  ситуации,  которые  подчас  вытесняют  из  сознания сторон исходную причину конфликта.[5]

    Каждая  из  сторон  вырабатывает  на  этой  фазе   свою   интерпретацию конфликта,  непременными  элементами  которой   являются   представление   о правомерности и обоснованности собственных интересов  и  предпринятых  в  их защиту действий и обвинение противоположной стороны,  т.е.  создание  образа врага. Следовательно, на  этом  этапе  создается  идеологическое  оформление конфликта,  которое  для  каждого  из  его  участников  выступает   в   виде определенной суммы критериев.  Весь социальный мир  как  бы  разделяется  на своих и чужих. Силы нейтральные, настроенные  примиренчески,  воспринимаются при этом как союзники противоположной или враждебной стороны.

    В результате  возникает  новая  фаза  конфликта  -  тупиковая  ситуация.

Практически это приводит к параличу  действий,  неэффективности  принимаемых решений, так как каждая  из  сторон  воспринимает  предложения и действия, направленные  на  выход  из  кризиса,  в  качестве  одностороннего  выигрыша противоположной стороны.

    Возникающая  ситуация имеет тенденции к   саморазрушению.  Выход  из  нее может быть найден  только  на  путях  радикального  пересмотра  сложившегося положения. Как правило, такой пересмотр связан  со  сменой  лидеров  вначале одной,  а  затем  и  другой   конфликтующей   стороны.   Открываются   новые возможности для переговорного процесса, которые должны  опираться  на  новое осознание  собственных  интересов,   основанное   на   опыте   развертывания конфликтной ситуации и осмыслении  общих  потерь,  понесенных  сторонами  на стадии обострения конфликта, его идеологизации и тупика.

    На этническую напряженность и конфликтность будут в России  влияют  два принципиальных фактора. Прежде всего то, что у нас в обществе  не  завершено социальное структурирование: практически  нет  четкого  осознания  групповых интересов.  Вместе  с  тем,  в  нашей  стране   наблюдается   несоответствие либерально-демократических идеологий и реальных экономических  и  социально- политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум  в  познании определенности интересов. Этот вакуум может заполниться путем  решения  двух идеологических проблем.

     Одна из  них -  государственность.  Сейчас  надежду  на  нее  возлагает подавляющее  большинство  россиян.  А  вторая  -  этническая.  Ее  берут  на вооружение политические партии и объединения, которые  не  придают  значения слабо выраженному в действительности структурированию социальных  интересов.

Когда главный вектор  пост тоталитарного  социально-экономического  развития проходит  по  двум  детерминантам:  государственность  и  этничность,  можно прогнозировать углубление всех видов конфликтов.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 624 с. 
  2. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Акад. Проект; Фонд «Мир», 2005. – 512 с.
  3. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3–е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2004. – 448 с.
  4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Уч. пособие. – 2–е изд., доп. и перераб.  М.: Юрайт–Издат, 2003. – 527 с.

5. Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Новые направления, теории и методы анализа социальных систем. – М., 2005.

6. Валлерстайн Иммануэль. Конец знакомого мира: Социология XXI в. – М., 2004.

7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты:

1. Что изучает макросоциология?

а) механизмы  функционирования социальных систем;

б) наиболее существенные явления в человеческой жизни;

в) наиболее общие законы бытия.

 

2. Что образует совокупность незаполненных статусов?

а) социальную структуру;

б) социальную систему;

в) социальную общность.

 

3. Что такое социальная  структура?

а) организация отношений  между людьми;

б) образец поведения;

в) способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции.

 

4. В чем основная  специфика малых групп?

а) они малы по количеству людей;

б) их члены  находятся в межличностных отношениях;

в) между их членами  мало контактов.

 

5.Какие из перечисленных образований относятся к малой группе?

а) студенческая группа;

б) нация;

в) семья.

 

6. Отметьте самый распространенный  метод социологии:

а) анализ документов;

б) наблюдение;

в) опрос.

 

7. Какой из перечисленных  терминов наиболее тесно связан с процедурой логического анализа понятий?

а) операционализация;

б) типологизация;

в) верификация.

 

8. Что подразумевает  социологический термин «выборка»:

а) отбор объективной  информации;

б) выбор методов исследования;

в) отбор респондентов.

 

9. Самым углубленным видом социологического исследования является:

а) описательное;

б) разведывательное;

в) аналитическое.

 

10. Какие изобразительные  средства применяются  для  наглядного представления результатов  социологического исследования?

а) гистограмма;

б) пентаграмма;

в) голограмма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные уровни социологического знания