Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:16, контрольная работа
В современной методологии - и в нашей стране, и за рубежом - научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. Верхний этаж - это научная картина мира (философские предпосылки), четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, третий - частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.
1. Основные уровни социологического знания…………………………3
2. Влияние изменений в социальной структуре на сферу экономики..5
3. Социальные конфликты в современной России……………………..8
Список литературы……………………………………………………….20
Тесты……………………………………………………………………….21
во-первых, степень значимости более широкой системы связей,
преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации, - все это может быть обозначено как оценка до конфликтной ситуации;
во-вторых, степень
осознания собственных
в-третьих,
восприятие противостоящими
Обычное развитие конфликта предполагает, что каждая из сторон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Такой подход создает возможность сравнительно мирного развертывания конфликта с помощью переговорного процесса и внесения корректив в предшествующую систему отношений в направлении и масштабах, приемлемых для каждой из сторон.
Вместе с
тем, в нашей стране чаще
бывает так, что сторона,
интересы противоположной стороны. Противостоящая сторона вынуждена в этом случае предпринимать особые меры для защиты своих интересов. В результате обе стороны могут претерпеть определенный ущерб, который относится на счет противостоящей стороны в конфликте.
Подобная ситуация чревата применением насилия: уже на начальной стадии конфликта каждая из сторон начинает демонстрировать силу или угрозу ее применения. В этом случае конфликт углубляется, так как силовое воздействие обязательно встречает противодействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротивления силе.
При этом, чем большее стремление к применению силы наблюдается в конфликте, тем сложнее его разрешение, т.е. выход на новые параметры социальных отношений. Насилие создает вторичные и третичные факторы углубления конфликтной ситуации, которые подчас вытесняют из сознания сторон исходную причину конфликта.[5]
Каждая из сторон вырабатывает на этой фазе свою интерпретацию конфликта, непременными элементами которой являются представление о правомерности и обоснованности собственных интересов и предпринятых в их защиту действий и обвинение противоположной стороны, т.е. создание образа врага. Следовательно, на этом этапе создается идеологическое оформление конфликта, которое для каждого из его участников выступает в виде определенной суммы критериев. Весь социальный мир как бы разделяется на своих и чужих. Силы нейтральные, настроенные примиренчески, воспринимаются при этом как союзники противоположной или враждебной стороны.
В результате возникает новая фаза конфликта - тупиковая ситуация.
Практически это приводит к параличу действий, неэффективности принимаемых решений, так как каждая из сторон воспринимает предложения и действия, направленные на выход из кризиса, в качестве одностороннего выигрыша противоположной стороны.
Возникающая ситуация имеет тенденции к саморазрушению. Выход из нее может быть найден только на путях радикального пересмотра сложившегося положения. Как правило, такой пересмотр связан со сменой лидеров вначале одной, а затем и другой конфликтующей стороны. Открываются новые возможности для переговорного процесса, которые должны опираться на новое осознание собственных интересов, основанное на опыте развертывания конфликтной ситуации и осмыслении общих потерь, понесенных сторонами на стадии обострения конфликта, его идеологизации и тупика.
На этническую напряженность и конфликтность будут в России влияют два принципиальных фактора. Прежде всего то, что у нас в обществе не завершено социальное структурирование: практически нет четкого осознания групповых интересов. Вместе с тем, в нашей стране наблюдается несоответствие либерально-демократических идеологий и реальных экономических и социально- политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов. Этот вакуум может заполниться путем решения двух идеологических проблем.
Одна из них - государственность. Сейчас надежду на нее возлагает подавляющее большинство россиян. А вторая - этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения, которые не придают значения слабо выраженному в действительности структурированию социальных интересов.
Когда главный вектор пост тоталитарного социально-экономического развития проходит по двум детерминантам: государственность и этничность, можно прогнозировать углубление всех видов конфликтов.[7]
Список литературы
5. Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Новые направления, теории и методы анализа социальных систем. – М., 2005.
6. Валлерстайн Иммануэль. Конец знакомого мира: Социология XXI в. – М., 2004.
7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М., 2003.
Тесты:
1. Что изучает макросоциология?
а) механизмы функционирования социальных систем;
б) наиболее существенные явления в человеческой жизни;
в) наиболее общие законы бытия.
2. Что образует совокупность незаполненных статусов?
а) социальную структуру;
б) социальную систему;
в) социальную общность.
3. Что такое социальная структура?
а) организация отношений между людьми;
б) образец поведения;
в) способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции.
4. В чем основная специфика малых групп?
а) они малы по количеству людей;
б) их члены
находятся в межличностных
в) между их членами мало контактов.
5.Какие из перечисленных образований относятся к малой группе?
а) студенческая группа;
б) нация;
в) семья.
6. Отметьте самый
а) анализ документов;
б) наблюдение;
в) опрос.
7. Какой из перечисленных терминов наиболее тесно связан с процедурой логического анализа понятий?
а) операционализация;
б) типологизация;
в) верификация.
8. Что подразумевает
социологический термин «
а) отбор объективной информации;
б) выбор методов исследования;
в) отбор респондентов.
9. Самым углубленным видом социологического исследования является:
а) описательное;
б) разведывательное;
в) аналитическое.
10. Какие изобразительные
средства применяются для
наглядного представления
а) гистограмма;
б) пентаграмма;
в) голограмма.