Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Теория структурно-функционального анализа.
2. Теория социального конфликта.
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.

Файлы: 1 файл

социология2.docx

— 55.52 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ

     Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

     Ярославский филиал 

     Кафедра философии и социологии 
 
 
 

     Контрольная работа по социологии

     Вариант 8

     Основные  направления объективного подхода к анализу  общества в современной  западной социологии

 
 
 
 

                                                   Выполнила студентка

                                                   3-го курса МО (город)

                                                   Сизякова Яна Ивановна  

                                                   Проверил: Лежников В.П 
 
 
 
 
 
 

     Ярославль. 2008

 

      Вариант 8

     Основные  направления объективного подхода к анализу  общества в современной  западной социологии 

     1. Теория структурно-функционального  анализа.

     2. Теория социального конфликта.

     3. Одним из направлений в современной  западной социологии является  направление «технологический детерминизм», представители которого считают,  что главным фактором общественной  жизни является уровень развития  техники и технологий. Назовите  время возникновения этого направления,  теории его представляющие и  авторов этих теорий.

 

      1. Теория структурно-функционального анализа. 

     Современная западная социология - чрезвычайно  сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных  школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической  направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. 1

     Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских  подходов к изучению социальных явлений. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную  с функциональным разделением труда  в организации, и проблему взаимосвязанности  функций отдельных системных  единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами  Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как  адаптивную систему, в которой все  части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая  ее существование во внешней среде.

     Понятие системы является центральным для  структурно-функциональной модели общества. Система – это ряд элементов  или компонентов, которые в течение  определенного периода времени  находятся в более или менее  стабильной взаимосвязи. Одной из отличительных  черт системы является ее стремление к равновесию. Даже несмотря на то что  противодействующие силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция  к достижению некоего типа баланса  между этими силами. Хотя в модель системы может быть введен фактор времени, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.

     Такие сторонники структурно-функционального  подхода, как Парсонс, включили в  свой арсенал понятие эволюции. Тем  самым они сделали попытку  расширить идею равновесия таким  образом, чтобы она включала в  себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим  организмом социальная группа описывается  как существующая в состоянии  динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают  в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к  таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему  и устанавливая новый уровень  равновесия. Поэтому, хотя общество и  изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

     Ведущий представитель структурно-функционального  подхода Толкотт Парсонс (1902—1979) является одним из самых значительных социологов второй половины XX века, наиболее полно сформулировавшим основы функционализма.2 Он разработал теорию “эволюционных изменений”. Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

     Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали  дифференциацию общества как важнейший  критерий его эволюции. По мнению Белла: «Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки...» Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть”.3 Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.

     Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные  общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские  общества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества. Вопрос о стадиях наиболее полно  разработан Белла применительно  к религиозной сфере. Он предложил  в качестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые  могут рассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того же уровня сложности по совокупности различных характеристик. Такими характеристиками являются: системы религиозных символов, религиозная деятельность, религиозные  институты и социальные функции.

     Парсонс различает три типа общества:

  • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
  • промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
  • современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.4

     Согласно  Парсонсу, в основе всех закономерностей  в жизни общества лежат те или  иные изменения в форме общественного  сознания, прежде всего психологических  и этических явлений — изменения  ценностей, норм, обычаев и т.д.

     «Ядром  общества как системы является структурированный  нормативный порядок, посредством  которого организуется коллективная жизнь  популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для  того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое  проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к  нему. » 5

     Главной побудительной причиной всех научных  усилий Парсонса была попытка найти  и сформулировать принципы такой  системы, которая была бы предельно  абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса - категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, т. е. по поддержанию равновесия.

     Ни  одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
  • поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

     обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца)

     На  уровне общества в целом функцию  адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания - политика, функцию интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации: семья, школа, церковь и т. д.6

     Основой стабильности социальной системы, по Т. Парсонсу, является взаимодействие систем и подсистем между собой и со средой их обитания.

     Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как  «естественную форму» общества. (Впервые  с этой идеей выступил Конт). Порядок  по Парсонсу — это доминирование  общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

     1. Социолизация — общественные  ценности передаются от поколения  к поколению, что является механизмом  передачей ценностей. При всем  различии форм статус взрослого  во всех обществах предполагает  определенную автономную ответственность.  Индивид производит какие-то услуги  в некотором контексте коллективной  организации. В результате долгого  эволюционного процесса в современных  обществах эти услуги институционализируются  в основном в виде профессиональной  роли в рамках специфически  функционирующего коллектива или  бюрократической организации. В  любом случае первичное функциональное  отношение между взрослыми индивидами  и обществами, в которых они  живут, связано с тем вкладом  в общество, который они вносят  посредством своих услуг, а  также с тем удовлетворением  и теми наградами, которые они  получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.

     2. Создания разнообразных механизмов  социального контроля, т.е. общественный  контроль над человеком и его  поведением. В силу указанной  территориальной взаимосвязи места  жительства, работы, религиозной деятельности, политической организации и других  различных факторов поддержание  нормативного порядка не может  быть отделено от территориального  контроля над поведением. Функция  управления должна включать в  себя ответственность за сохранение  территориального единства нормативного  порядка общества. Этот императив  имеет и внутренний, и внешний  аспекты.

     Первый  касается условий навязывания общих  норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями  общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства  не людей, не являющихся членами данного  общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте  проживания следует, что оба указанных  аспекта имеют нечто общее: последним  средством предотвращения разрушительного  действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения).

     Контроль  или нейтрализация организованного  использования силы являются одной  из функциональных потребностей при поддержании социального сообщества. В более высокодифференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

     Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:

     1) социальные системы ориентированы  на стабильность;

     2) социальные системы интегрированы;

     3) социальные системы основываются  на согласии;

     4) социальная жизнь включает необходимость  социального контроля и обязанностей  личности;

     5) основой социальной жизни являются  нормы и ценности;

     6) социальная жизнь зависит от  сотрудничества, взаимодействия, солидарности.

     Парсонс говорит, что общество связывают  не только экономические отношения, но и то, что делает возможным  эти отношения, а именно: «общность  ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.»  7

Информация о работе Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии