Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:09, реферат
Дионис, или Вакх, был первоначально фракийским богом. Фракийцы были гораздо менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к фракийцам как к варварам. Как и у всех народов с примитивным земледелием, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию. Имя этого бога - Вакх. Когда фракийцы научились делать пиво, состояние опьянения они стали представлять как божественное и воздавать хвалу Вакху. Когда же позднее они познали вино и стали его употреблять, поклонение Вакху возросло еще более. Его функция способствовать плодородию вообще стала отчасти подчиненной его новой функции, связанной с виноградом и божественным безумием, порождаемым употреблением вина.
Сильной стороной
орфизма, привлекшей к нему широкие слои
населения греческих полисов, было учение
о равенстве всех людей, приобщенных к
растерзанному Дионису- Загрею и кровно
с ним связанных. Этот мотив равенства
предполагался самой идеей о переселении
душ. Идеи о переселении и перевоплощении
душ после смерти (как это было с Загреем)
нашли отражение в орфизме, который обещал
вечное существование души, воплощающейся
в разные тела в зависимости от постепенного
ее совершенствования и очищения. Таким
образом утверждалось равенство судеб
всех людей, готовых претерпеть общий
суд по их поступкам и делам.
Орфизм оказал огромное влияние на современных
ему философов. Само же учение постепенно
деградировало и влилось в систему неопифагорейской
и неоплатонической философии.
Корнфорд ("От религии к философии") говорит, что, по его мнению, "школа Пифагора представляет собой главное течение в той рационалистической традиции, которую мы противопоставляем научной тенденции". Он рассматривает Парменида, которого считает "открывателем логики", как "ответвление пифагореизма и самого Платона -- как человека, который нашел в итальянской философии главный источник своего вдохновения". Пифагореизм, говорит он, был движением реформы в орфизме, а орфизм был движением реформы в культе Диониса. Проходящая через всю историю противоположность между рациональным и мистическим впервые появляется у греков как противоположность между олимпийскими богами и теми другими, менее цивилизованными богами, которые имеют больше сходства с примитивными верованиями, представляющими собой предмет рассмотрения антропологов. При этом разделении Пифагор стоит на сторон мистицизма, хотя его мистицизм был специфически интеллектуального рода.
Вот некоторые предписания пифагорейского ордена:
Все эти правила, относятся к примитивным представлениям табу.
Начавшееся с Пифагора сочетание математики и теологии характерно для религиозной философии Греции, средневековья и Нового времени вплоть до Канта. До Пифагора орфизм был аналогичен азиатским мистическим религиям. Но для Платона, св. Августина, Фомы Аквинского, Декарта, Спинозы и Канта характерно тесное сочетание религии и рассуждения, морального вдохновения и логического восхищения тем, что является вневременным, - сочетание, которое начинается с Пифагора и которое отличает интеллектуализированную теологию Европы от более откровенного мистицизма Азии.