Орфей и орфики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:09, реферат

Краткое описание

Дионис, или Вакх, был первоначально фракийским богом. Фракийцы были гораздо менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к фракийцам как к варварам. Как и у всех народов с примитивным земледелием, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию. Имя этого бога - Вакх. Когда фракийцы научились делать пиво, состояние опьянения они стали представлять как божественное и воздавать хвалу Вакху. Когда же позднее они познали вино и стали его употреблять, поклонение Вакху возросло еще более. Его функция способствовать плодородию вообще стала отчасти подчиненной его новой функции, связанной с виноградом и божественным безумием, порождаемым употреблением вина.

Файлы: 1 файл

Dionis.docx

— 29.74 Кб (Скачать)

Сильной стороной орфизма, привлекшей к нему широкие слои населения греческих полисов, было учение о равенстве всех людей, приобщенных к растерзанному Дионису- Загрею и кровно с ним связанных. Этот мотив равенства предполагался самой идеей о переселении душ. Идеи о переселении и перевоплощении душ после смерти (как это было с Загреем) нашли отражение в орфизме, который обещал вечное существование души, воплощающейся в разные тела в зависимости от постепенного ее совершенствования и очищения. Таким образом утверждалось равенство судеб всех людей, готовых претерпеть общий суд по их поступкам и делам. 
 
Орфизм оказал огромное влияние на современных ему философов. Само же учение постепенно деградировало и влилось в систему неопифагорейской и неоплатонической философии.

 

Корнфорд ("От религии к философии") говорит, что, по его мнению, "школа Пифагора представляет собой главное течение в той рационалистической традиции, которую мы противопоставляем научной тенденции". Он рассматривает Парменида, которого считает "открывателем логики", как "ответвление пифагореизма и самого Платона -- как человека, который нашел в итальянской философии главный источник своего вдохновения". Пифагореизм, говорит он, был движением реформы в орфизме, а орфизм был движением реформы в культе Диониса. Проходящая через всю историю противоположность между рациональным и мистическим впервые появляется у греков как противоположность между олимпийскими богами и теми другими, менее цивилизованными богами, которые имеют больше сходства с примитивными верованиями, представляющими собой предмет рассмотрения антропологов. При этом разделении Пифагор стоит на сторон мистицизма, хотя его мистицизм был специфически интеллектуального рода.

Вот некоторые предписания пифагорейского ордена:

    1. Воздерживайся от употребления в пищу бобов.
    2. Не поднимай то, что упало.
    3. Не прикасайся к белому петуху.
    4. Не ломай хлеба.
    5. Не шагай через перекладину.
    6. Не размешивай огонь железом.
    7. Не откусывай от целой булки.
    8. Не ощипывай венок.
    9. Не сиди на мерке в одну кварту.
    10. Сердца не ешь.
    11. Не ходи по большой дороге.
    12. Не дозволяй ласточкам жить под крышей.
    13. Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
    14. Не смотрись в зеркало около огня.
    15. Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на нем следы твоего тела.

Все эти правила, относятся к примитивным представлениям табу.

Начавшееся с Пифагора сочетание математики и теологии характерно для религиозной философии Греции, средневековья и Нового времени вплоть до Канта. До Пифагора орфизм был аналогичен азиатским мистическим религиям. Но для Платона, св. Августина, Фомы Аквинского, Декарта, Спинозы и Канта характерно тесное сочетание религии и рассуждения, морального вдохновения и логического восхищения тем, что является вневременным, - сочетание, которое начинается с Пифагора и которое отличает интеллектуализированную теологию Европы от более откровенного мистицизма Азии.

 

 


Информация о работе Орфей и орфики