Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:08, контрольная работа
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
1. Основные разновидности социологического опроса.
2. Анкета и требования к её составлению.
3. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.
4. Литература
– профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);
– вопросы и варианты ответов на них.
Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям .
Во-первых,
вопросы должны быть необходимыми и
достаточными для обеспечения эмпирической
проверки гипотез исследования, для
решения его познавательных задач.
Это требование обеспечивается на стадии
эмпирической интерпретации понятий
посредством выработки набора индикаторов
и соответствующего ему списка единиц
искомой информации. Каждый вопрос
рассматривается при этом как
специфический измерительный
Во-вторых,
необходимо учитывать социально-
Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.
Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.
Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.
Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.
Трудные
вопросы целесообразно
Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.
Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.
Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.
Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.
От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.
Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.
В
конце анкеты обычно помещают «паспортичку»,
с помощью которой собирают социально-демографическую
информацию о личности опрашиваемого.
В неё заносят те показатели, статистические
распределения которые в
Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.
Кроме
минимального инструктивного материала
в тексте вопросника необходим специальный
документ «Инструкция интервьюеру». Обычная
структура такой инструкции: объяснение
целей и задач исследования, создание
мотивации на добросовестную работу, объяснение
роли, задач, обязанностей, прав и ответственности
интервьюера, правила поиска респондента,
установление контакта с ним и получение
согласия на интервью; правила заполнения
отдельных видов вопросов; правила стимулирования
внимания респондентов; правила завершения
беседы.
3.
Вопросы анкеты, их разновидности
и назначение.
В анкете можно и нужно ставить:
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно
подчеркнуть необходимость
Постановка
в анкете контрольных вопросов (в
том числе "ловушек") не освобождает
ее составителя от логической выверенности
последовательности вопросов, обеспечивающей
их взаимоконтроль. Традиционная для
социологического анкетирования логика
построения вопросников строится на
принципе "от общего к частностям",
при которой последующие
ЛИТЕРАТУРА