Опрос как социологическое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Оглавление

1. Основные разновидности социологического опроса.
2. Анкета и требования к её составлению.
3. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.
4. Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная1.docx

— 33.46 Кб (Скачать)

    – профессиональная деятельность опрашиваемого (направленность и специфика деятельности, место работы, должность, стаж работы в этом виде деятельности, выполняемые функции);      

    –  вопросы и варианты ответов на них.

    Содержание  вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре  вопросника должны отвечать двум  требованиям .

    Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и  достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для  решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий  посредством выработки набора индикаторов  и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как  специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

    Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические  особенности опрашиваемых, выступающих  источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать  информированность опрашиваемых о  предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о  престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность  и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с  интервьюером. В практической работе при 

    Проведение  анкетного опроса должно соответствовать  ряду специфических требований.

    Он  не должен длится более 30-40 минут, в  противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.

    Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать  за более простыми.

    Первый  вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего  если он будет нейтральным.

    Трудные вопросы целесообразно поместить  в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.

    Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными  опрашиваемым.

    Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом  уже о его оценке. Это важнейшее  требование социологического исследования.

    Постановке  вопросов предшествует обращение в  определённой форме к респонденту  с просьбой принять участие в  проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя  с респондентом как источником необходимой  информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а  определённым образом организованная исследовательская ситуация.

    Наиболее  популярная композиция вопросника связана  с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может  испытывать некоторый дискомфорт и  даже острую настороженность в связи  с непонятными целями опроса и  самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к  вопроснику. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные  по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает  респондента.

    От  начала к середине опроса вместе с  активизацией внимания и интереса респондента  могут увеличиваться сложность  и острота вопросов, которые запланированы  в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более  простым вопросам, использовать психологические  приёмы, активизирующие внимание респондента.

    Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному  принципам. При этом переход к  новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

    В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую  информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной  совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы - пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения  вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом  сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

    Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные  участки и т.п., выполняют инструктивные  указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные  непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и  однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.

    Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение. 

     В анкете можно и нужно ставить:

  1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
  2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
  3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
  4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
  5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиволречивость мнений респондентов;
  6. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
  7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
  8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
  9. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
  10. вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
  11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
  12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
  13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
  14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
  15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

     Разрабатывая  текст анкеты, следует избегать однообразия  используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет  свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о  последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все  нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет  формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные  для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

     Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это  нужно, чтобы использовать в научных  целях информацию не только по отдельным  вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как  взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих  элементов.

     Постановка  в анкете контрольных вопросов (в  том числе "ловушек") не освобождает  ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для  социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы  играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА 

  1. Добреньков, В. И. Методы социологических исследований : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2006.
  2. Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков , А. И. Кравченко. – М. : ИНФПА-М, 2009.
  3. Качалов, И. Л. Социология : учебно-метод. пособие для студ. неэкономич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.
  4. Социология : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  5. Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.
  6. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М. : Добросвет, 2003.

Информация о работе Опрос как социологическое исследование