Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, контрольная работа
Формирование этой системы невозможно без прочной экономической основы, в создании которой должно участвовать не только государство, но и общество в целом. Вместе с тем возрастает роль квалифицированных кадров и развития творческого потенциала личности работников социальной сферы.
В контрольной работе рассматриваются теоретико-методологические и практические вопросы формирования и реализации кадрового обеспечения социальной работы в Российской Федерации, описана система формирования заработной платы работников социальной сферы, гарантии и льготы работникам социальных служб.
1. Введение.
2. Глава 1.
Кадровое обеспечение социальной работы в Российской Федерации.
Система оплаты труда работников социальных служб. Гарантии и льготы.
2. Глава 2.
Оплата труда социальных работников в Курганской области.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
Содержание
1. Введение.
2. Глава 1.
Кадровое обеспечение социальной работы в Российской Федерации.
Система
оплаты труда работников
2. Глава 2.
Оплата труда социальных работников в Курганской области.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
|
Введение.
22 ноября 1991 г. Верховный Совет
РСФСР принял «Декларацию прав
и свобод человека и
Обособление сферы социальной защиты
населения в самостоятельный институт
поставило перед государством острую
проблему насыщения новой отрасли квалифицированными
кадрами.
Формирование этой системы невозможно без прочной экономической основы, в создании которой должно участвовать не только государство, но и общество в целом. Вместе с тем возрастает роль квалифицированных кадров и развития творческого потенциала личности работников социальной сферы.
В контрольной работе рассматриваются теоретико-методологические и практические вопросы формирования и реализации кадрового обеспечения социальной работы в Российской Федерации, описана система формирования заработной платы работников социальной сферы, гарантии и льготы работникам социальных служб.
Глава 1.
Кадровое обеспечение социальной работы в Российской Федерации.
В апреле 1991 г. впервые в России в
официальный справочник была включена
профессия «социальный
В настоящее время профессиональная подготовка
осуществляется в различных формах: очная,
вечерняя, очно-заочная, заочная, экстернат.
Утвердился многоступенчатый уровень
образования: допрофессиональное, профессиональное,
послевузовское, повышение квалификации,
переподготовка кадров.
Желающие стать профессионалами в области
социальной работы имеют возможность
получать различную профессионально-уровневую
квалификацию и специализацию в средних
специальных учебных заведениях (училищах,
техникумах, лицеях, колледжах), в вузах,
аспирантуре.
Введена двухуровневая система профессиональной
подготовки: бакалавриат и магистратура.
Отрабатывается система подготовки кадров
различных специальностей: для работы
в территориальных социальных службах
для решения социальных проблем семьи
и различных возрастных категорий населения,
групп с различными медицинскими, социальными
и другими отклонениями.
Кадры социальной
работы - это люди, работающие в системе
социальной защиты, выполняющие должностные
задачи и наделенные для этого определенными
обязанностями, правами и ответственностью.
В системе социальной защиты населения
различают «социальных работников» и
«специалистов по социальной работе».
В соответствии с должностными обязанностями специалист по социальной
работе:
- выявляет на предприятии (в объединении,
организации, учреждении), в курируемом
микрорайоне (округе, муниципалитете)
семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской,
психолого-педагогической, социально-экономической,
социально-бытовой и иной помощи, в охране
нравственного, физического и психического
здоровья, и осуществляет их патронаж;
— устанавливает причины возникших трудностей,
конфликтных или кризисных ситуаций (по
месту жительства, работы, учебы и т.д.),
оказывает содействие в их разрешении
и социальную защиту;
— содействует интеграции деятельности
различных государственных и общественных
организаций и учреждений по оказанию
необходимой социально-экономической
помощи населению;
— проводит среди населения работу по
пропаганде здорового образа жизни, планированию
семьи, соблюдению общественных норм жизни
в социуме, предупреждению правонарушений
и т.д.;
— оказывает консультативную помощь семьям,
помогает в трудоустройстве несовершеннолетних,
инвалидов, пенсионеров;
— проводит индивидуальную работу с детьми,
подростками, лицами асоциального поведения,
а также с теми, кто испытывает негативное
воздействие социального окружения;
— выявляет и оказывает содействие лицам,
нуждающимся в опеке и попечительстве,
получении материальной, социально-бытовой
и иной помощи;
—участвует в работе по созданию центров
социального обслуживания и социальной
помощи семье, социальной реабилитации,
приютов, подростковых и семейных центров,
ассоциаций;
—организует и координирует работу по
социальной адаптации и реабилитации
выпускников детских домов и лиц, вернувшихся
из специализированных учебно-воспитательных
учреждений и мест лишения свободы.
Кадры социальных работников
можно квалифицировать по признакам трудовой
занятости в определенной структуре и
занимаемым должностям.
Социальная работа - сложная многофункциональная
деятельность, в которой группа социально-экономических
методов по существу объединяет все те
способы, с помощью которых специалисты
оказывают воздействие на интересы и потребности
клиентов.
Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности
личности и социальных групп, испытывающих
в этом потребность, имеет первоочередное
значение в системе социальной работы.
Как известно, сфера социального обслуживания
занимается распределением, обменом, обслуживанием
потребления материальных благ и нематериальных
услуг. Всякий процесс труда в свое производство
включает три основных элемента: предмет
труда, средство труда и сам труд.
В социальных отраслях процесс труда существенно
модифицируется. Объектом воздействия
(как бы «предметом труда») является человек,
его физическое и психическое здоровье,
умственные и эстетические потенции.
Средства труда тоже, строго говоря, таковыми
не являются, так как основные фонды учреждений
медицины, здравоохранения, народного
образования, социального обслуживания
и пр. не выполняют функцию средств труда,
а являются средством (предметами) потребления.
Причем это предметы совместного потребления.
Перенесения их стоимости на продукт труда
здесь не происходит.
Своеобразно и содержание самого труда
как целесообразной деятельности человека.
Труд социальных работников -это, как правило,
сложный психологический, умственный
и физический труд, не ограниченный рамками
законодательно установленного времени
и связанный с высоким нервно-эмоциональным
напряжением.
В сфере социального обслуживания значительно
уже возможности механизации и автоматизации
труда, хотя и здесь используются компьютеры,
создаются автоматические базы данных
и т.д. Чрезвычайно велика роль субъективного
фактора, в совокупных затратах труда
преобладает живой, а не овеществленный
труд. Отсюда трудности в нормировании
труда и оценке его результатов.
Вопросы оплаты труда занимают особое
место в трудовых отношениях. Оплата труда
- основной инструмент возбуждения и непрерывного
поддержания интереса работника к высокопроизводительной
отдаче своих трудовых усилий.
Наиболее предпочтительна используемая
в системе социальной работы повременная
система оплаты труда, основанная на использовании
сетки тарифных ставок и должностных окладов,
применительно к определенному уровню
квалификации работника.
Эффективность деятельности социальных
служб обеспечивают специалисты, имеющие
профессиональное образование, соответствующее
требованиям и характеру выполняемой
работы, практический опыт и склонные
по своим личным качествам к оказанию
социальных услуг.
Право на профессиональную деятельность
в сфере социального обслуживания имеют
граждане, получившие высшее или среднее
профессиональное образование или профессиональную
подготовку в образовательных учреждениях
РФ, а также имеющие лицензию на право
самостоятельной работы в сфере социального
обслуживания. Лицензирование определяется
в порядке, установленном Правительством
РФ, органами исполнительной власти ее
субъектов.
Система оплаты труда работников социальных служб. Гарантии и льготы.
Экономический статус социального
работника государственной
Оплата труда работников государственной
и муниципальной системы социальной защиты
населения основана на тарифной системе. Тарифная система
- это совокупность нормативов, с помощью
которых государство регулирует уровень
заработной платы по отраслям в зависимости
от квалификационных признаков, характера
и условий труда работников.
Тарифная система включает тарифно-квалификационные
требования, тарифные ставки, тарифную
сетку и районные коэффициенты к заработной
плате. Квалификационные требования к
работающим в сфере социального обслуживания
состоят в следующем:
- специалист по социальной работе высшей
категории должен иметь высшее образование,
сертификат специалиста по социальной
работе и стаж работы в должности специалиста
по социальной работе Г категории не менее
трех лет;
- специалист по социальной работе I категории
- высшее образование, сертификат специалиста
по социальной работе и стаж работы в должности
специалиста по социальной работе II категории
не менее трех лет;
- специалист по социальной работе II категории
- высшее образование, сертификат специалиста
по социальной работе и стаж работы в должности
специалиста по социальной работе не менее
трех лет;
- специалист по социальной работе - высшее
образование без предъявления требований
к стажу работы и сертификата специалиста
по социальной работе или среднее специальное
образование, сертификат специалиста
по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных,
медицинских учреждениях или органах
социальной защиты не менее пяти лет.
Тарификация работников зависит от
уровня профессионального образования
и стажа работы по специальности. Тарифно-квалификационные
характеристики «социального работника»
содержат следующие требования по разрядам
оплаты:
- 3-4-й разряды - среднее полное (общее) образование
или основное общее образование и индивидуальная
подготовка без предъявления требований
к стажу работы;
- 4-5-й разряды - начальное профессиональное
образование без предъявления требований
к стажу работы или начальное профессиональное
образование и стаж работы по профилю
не менее трех лет;
- 6-7-й разряды - высшее профессиональное
образование без предъявления требований
к стажу работы или среднее профессиональное
образование и стаж работы не менее трех
лет;
- 8-й разряд — высшее профессиональное
образование и стаж работы по профилю
не менее пяти лет.
Требования к квалификации по разрядам
«специалиста по социальной работе»:
- 9-й разряд - высшее соответствующее образование
и стаж работы по специальности не менее
года, или высшее иное образование и стаж
работы не менее двух лет, или соответствующее
среднее специальное образование и стаж
работы по специальности не менее трех
лет;
- 10-й разряд - высшее соответствующее образование
и стаж работы по специальности не менее
двух лет, высшее иное образование и стаж
работы не менее трех лет или соответствующее
профилю среднее специальное образование
и стаж работы в должности специалиста
по социальной работе не менее пяти лет;
- 11-й разряд - высшее профессиональное
(по профилю) образование и стаж работы
по специальности не менее трех лет или
высшее иное образование и стаж работы
по специальности не менее пяти лет;
- 12-й разряд - высшее соответствующее образование
и стаж работы в должности специалиста
по социальной работе не менее пяти лет
или высшее иное образование и стаж работы
в должности специалиста по социальной
работе не менее семи лет;
- 13-й разряд - высшее профессиональное
(по профилю) образование, стаж работы
в должности специалиста по социальной
работе не менее пяти лет и наличие научно-методических
разработок по профилю работы.
Постановлением Минтруда РФ от 22 февраля
1996 г. № 12 изменен диапазон разрядов должности
«социальный работник» в приложении №
1 «Разряды оплаты труда Единой тарифной
сетки по должностям работников бюджетных
учреждений и организаций службы социальной
защиты населения Российской Федерации».
При этом разряды оплаты труда устанавливаются
на один разряд выше по сравнению с разрядом,
определенным в соответствии с ETC:
- социальным работникам, которые обслуживают
в надомных условиях граждан пожилого
возраста и инвалидов, в значительной
степени или полностью утративших способность
к самообслуживанию и нуждающихся в услугах,
не входящих в перечень, предоставление
которых требует специальной курсовой
подготовки по вопросам медицинского
ухода, медицинской и социальной реабилитации,
диетологии, личностной психологии, конфликтологии
и т.д., а также увеличения кратности посещений
обслуживаемых граждан по сравнению с
действующими нормативами;
- специалистам по социальной работе, занятым
с наиболее сложными категориями населения,
в том числе с несовершеннолетними с девиантным
поведением, безработными, семьями «группы
риска», одинокими несовершеннолетними
матерями, с лицами, страдающими психическими
заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией,
склонных к суициду, с вернувшимися из
мест лишения свободы; осуществляющим
методическое руководство и помощь работникам
в организации обслуживания населения,
при внедрении новых форм социального
обслуживания, при работе в сельской местности;
- социальным работникам, специалистам
по социальной работе и заведующим отделениями
(социальными службами), деятельность
которых протекает в условиях чрезвычайных
ситуаций техногенного и природного характера,
на территориях вооруженных и межэтнических
конфликтов на период, определенный решениями
Правительства РФ или органами исполнительной
власти субъектов РФ.
Гарантии и льготы
работникам государственной системы социальных
служб определяются органами государственной
власти РФ. Статья 36 федерального закона
РФ «О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов» определяет,
что социальные работники, занятые в государственном
и муниципальном секторах социального
обслуживания, имею право на:
1) работу на условиях трудового договора
(контракта);
2) бесплатный профилактический осмотр
и обследование при поступлении на работу
и диспансерное наблюдение в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения
за счет соответствующих бюджетных ассигнований;
3) защиту профессиональной чести, достоинства
и деловой репутации, в том числе в судебном
порядке;
4) получение квалификационных аттестатов
и лицензий на профессиональную деятельность
в сфере социального обслуживания;
5) повышение квалификации за счет работодателя;
6) бесплатное получение жилой площади
и жилищно-коммунальных услуг в случае,
если они проживают в сельской местности
или поселках городского типа, в порядке,
установленном действующим законодательством
Российской Федерации.
При исполнении служебных обязанностей
социальные работники государственного
или муниципального секторов социального
обслуживания имеют право на:
1) обеспечение специальной одеждой, обувью
или инвентарем или выплату денежной компенсации
на их приобретение в порядке, определяемом
Правительством РФ;
2) внеочередное обслуживание государственными
и муниципальными предприятиями торговли,
общественного питания, быта, связи, отделениями
сбербанков и учреждений, оказывающих
юридическую помощь;
3) первоочередную установку квартирного
телефона и приобретение на льготных условиях
автотранспорта в целях обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
в порядке, определяемом Правительством
РФ;
4) бесплатный проезд на транспорте общего
пользования (кроме такси) социальных
работников, чья профессиональная деятельность
связана с разъездами;
5) компенсацию за эксплуатацию личного
автотранспорта, используемого для оказания
социальных услуг в порядке, определяемом
Правительством РФ.
В соответствии с российским законодательством
на работников учреждений социального
обслуживания государственной и муниципальной
системы социальных служб, непосредственно
осуществляющих социальную реабилитацию
несовершеннолетних, распространяются
льготы, аналогичные льготам педагогических
кадров образовательных учреждений для
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей и специальных учебно-воспитательных
учреждений для несовершеннолетних. А
на медицинских работников этой системы,
непосредственно занятых социально-медицинским
обслуживанием, - льготы, предусмотренные
для медицинских работников системы государственных
учреждений здравоохранения.
Гарантии и льготы работникам социальных
служб иных форм собственности устанавливаются
учредителями на договорной основе.
Тарифно-квалификационные характеристики
призваны способствовать правильному
подбору и расстановке кадров, повышению
их деловой квалификации, разделению труда
между руководителями и специалистами,
а также обеспечению единых квалификационных
требований по разрядам оплаты.
Постановление Минтруда РФ от 12 октября
1994 г. № 66 «О согласовании разрядов оплаты
труда и тарифно-квалификационных характеристик
по должностям работников бюджетных учреждений
и организаций службы социальной защиты
населения Российской Федерации» кроме
квалификационных требований содержит
также перечень должностных обязанностей
и необходимого объема профессиональных
знаний.
Специалистам по социальной работе
выплачиваются надбавки за продолжительность
непрерывной работы в размере 20%
оклада (ставки) за первые 3 года работы
и 10% за последующие 2 года непрерывной
работы. При этом максимальный размер
надбавок не может превышать 30% оклада
(ставки).
Надбавка устанавливается только по основной
должности. В стаж непрерывной работы,
дающей право на получение надбавок, засчитывается
время непрерывной работы, в том числе
по совместительству, в учреждениях здравоохранения,
соцзащиты и Госсанэпиднадзора.
Доплата за работу в ночное время производится
в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного
оклада) за каждый час работы в ночное
время. Ночным считается время с 10 часов
вечера до 6 часов утра.
Оклады (ставки) повышаются на 15% в связи
с опасными условиями труда.
Специалистам, работающим на селе, оплата
повышается на 25%.
Такие же надбавки к заработной плате
устанавливаются врачам (10-15-й разряды)
и педагогам-психологам (10-15-й разряды).
Деятельность работников социальных служб
регламентируется дополнительной инструкцией,
утвержденной руководителем соответствующего
подразделения службы.
Должности специалистов по социальной
работе и социальных работников вводятся
из расчета обслуживания одним работником
не менее 8 пенсионеров и инвалидов на
дому, проживающих в городе, и не менее
4 - в сельской местности или в городском
частном секторе, не имеющем коммунально-бытовых
удобств.
Зоны обслуживания для специалистов по
социальной работе и социальных работников
и график их работы устанавливаются заведующим
отделением с учетом степени и характера
потребности клиентов в помощи, компактности
их проживания, транспортных связей, наличия
предприятий торговли, общественного
питания и бытового обслуживания, но при
условии посещения каждого клиента не
менее 2-3 раз в неделю.
Должность заведующего отделением вводится
при условии обслуживания не менее 60 клиентов,
проживающих в сельской местности или
городском частном секторе, не имеющем
коммунально-бытового благоустройства,
и 120 - в городе.
По решению органов исполнительной власти
субъектов Федерации за счет средств их
бюджетов могут вводиться иные формы нагрузки
на социальных работников, отвечающие
региональным особенностям и условиям
труда.
С отдельными гражданами центры могут
заключать индивидуальные договоры на
обслуживание клиентов с оплатой их труда
пропорционально части должностного оклада
социального работника, выплачиваемого
за обслуживание одного человека.
Аттестация работников проводится специальной
аттестационной комиссией по мере необходимости,
но не реже чем через 5 лет.
Порядок и нормы обслуживания клиентов
социальных учреждений устанавливаются
исполнительными органами власти соответствующего
уровня, их нормативно-правовыми документами.
Организация труда, нормы обслуживания
и оплаты труда работников социальных
служб иных форм собственности устанавливаются
их учредителями на договорной основе.
Глава 2.
Оплата труда социальных работников в Курганской области.
В сентябре средняя заработная плата в Курганской области составила 18 300 рублей.
По состоянию на 1 июня средняя зарплата социальных работников составляет 8547 рублей или 47,6% от уровня средней зарплаты по региону. Интервал заработной платы социальных работников – от 5 250 рублей в Белозерском районе, до 9 100 рублей в Кургане. Размер средней заработной платы специалистов в Центре реабилитации детей и подростков г. Кургана составляет 10800 рублей.
Для сравнения, в здравоохранении средняя заработная плата составила: врачи – 35300 рублей; средний медицинский персонал – 15400 рублей; младший медперсонал – 7110 рублей. Средняя заработная плата учителей составляет 17800 рублей.
Мы видим, что заработная плата социальных работников является самой низкой не только относительно промышленности, но и относительно бюджетной сферы. Такая же ситуация складывается и на общероссийском уровне.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, В в Курганской области разработан план мероприятий ("Дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".
К 2018 году средняя зарплата
социальных работников учреждений социального
обслуживания должна достичь уровня
средней заработной платы по региону.
В целях решения задачи, поставленной
в указе Президента, является необходимым
формирование независимой системы оценки
качества работы по предоставлению социальных
услуг. В Курганской области такая система
действует с 2010 года, ее целью является
проверка деятельности учреждений на
соответствие госстандартам по следующим
критериям: качественное предоставление
услуг, выполнение плановых показателей,
отсутствие обоснованных жалоб.
Одним из источников повышения заработной платы является эффективное использование бюджетных средств. После проведения мониторинга деятельности органов социального обслуживания населения, приступили к проведению мероприятий по оптимизации деятельности учреждений социального обслуживания. По их результатам, появляются дополнительные средства, которые направляются на повышение заработной платы.
Кроме того, в апреле этого года работникам
госучреждений социального
Размер стимулирующей
выплаты для каждого работника
зависит от качества
Губернатор Курганской области Олег Богомолов
одобрил работу Главного управления социальной
защиты по реализации указа Президента
и отметил, что работники учреждений социального
обслуживания нуждаются в материальной
поддержке: «Мы сегодня обязаны поддержать
всех работников социальной отрасли по
повышению заработной платы. Мы должны
сделать все для того, чтобы люди, которые
работают у нас, чувствовали себя защищенными.
Я уже не раз говорил, что социальный работник,
оказывая поддержку и помощь, порой сам
нуждается в них. Поэтому, безусловно,
все этапы повышения заработной платы
должны быть реализованы в этом году. Мы
должны выйти на цифру, обозначенную по
«дорожной карте», которую согласовали
с Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации»
Заключение.
За годы существования социальной работы, как профессии, выстроена эффективная система подготовки кадров. Введена система оплаты труда, которая постоянно изменяется и совершенствуется.
Основы законодательства Российской Федерации предоставляют субъектам Федерации широкие возможности для насыщения отделов социальной работы профессиональными кадрами, создания условий для повышения их экономического и социального статуса в соответствии с особенностями регионов.
Несмотря на принимаемые меры, социальная работа остаётся одной из самых низкооплачиваемых категорий в системе органов власти. Решение задачи этапного повышения заработной платы является наиболее важным и эффективным механизмом усиления кадрового потенциала регионов и в России в целом.
5. Список использованной литературы.
1. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – 157 с., 2.Технологии социальной работы: Учебник для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. «Социал. работа» / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; под. общ. ред. Е.И. Холостовой – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с. 3.Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие / А.И. Лященко. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 233 с.
|
Информация о работе Оплата труда социальных работников в Курганской области